СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки по теме "Симфонический оркестр"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре

вид урока: урок – музыкальное соревнование

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по теме "Симфонический оркестр"»

тема урока: симфонический оркестр

цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре

тип урока: обобщение

вид урока: урок – музыкальное соревнование

урок проводится в 4 классе по программе Критской Е. Д,

дидактический материал: карточки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра, карточки с названиями нот, карточки с фрагментами стихотворений.

межпредметные связи: чтение, рисование

музыкальный материал: 1. Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодёжи» (фрагмент)

  1. С. Прокофьев «Петя и волк» фрагмент

  2. Ванесса Мэй «Шторм»

  3. И. С. Бах «Шутка»

  4. Ж. Бизе увертюра к опере «Кармен»

оборудование: проигрыватель, музыкальный центр,компьютер, записи музыкальных произведений, репродукции картин: А. Рылов “В голубом просторе”; Н. Рерих “Гималаи”; М. Сарьян “Арарат”; И. Левитан “Владимировка”; Н. Ромадин “Последний луч”; И. Левитан “Вечерний звон”4

план урока

  1. оргмомент – 1 мин

  2. повторение знаний о симфоническом оркестре – 8 мин

  3. игра «Музыкальное соревнование» - 30 мин

  4. итог урока – 5 мин

ход урока

музыкальное приветствие.

Сегодня мы закрепим и обобщим знания о симфоническом оркестре. Тема нашего урока так и называется - «Симфонический оркестр».

Чтобы мы смогли познакомиться со звучанием симфонического оркестра, а затем с каждой из групп, а также с солирующими инструментами, композитор Б. Бриттен создал произведение «Путеводитель по симфоническому оркестру для молодёжи». Но, прежде чем послушать фрагмент этого произведения, давайте повторим название инструментов и приёмы игры на них. (повторяем названия инструментов, карточки раскладываем по группам)

Я вчера побывала в сказочной стране и научилась немножко волшебству. жители волшебной страны подарили мне волшебную палочку, но что-то я не пойму, на что она похожа?

ученики: на дирижёрскую палочку!!!

учитель: как же я сама не догадалась? Ну, а теперь за дело! Сезам, отзовись! Волшебный оркестр, появись! (после превращения класса в оркестр учитель рассаживает класс в том порядке, в котором располагаются музыканты симфонического оркестра. первые парты – 1-е скрипки, виолончели; вторые парты – 2-е скрипки и альты, один ученик играет на арфе, дальше – контрабасы, литавры и т.д. задача каждого ученика – слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своём инструменте. «волшебная палочка» становится дирижёрской )


слушание и имитация исполнения фрагмента «Путеводителя по оркестру...»


учитель: Молодцы! Вы все очень старались и у нас получился настоящий симфонический оркестр! У С. С. Прокофьева тоже есть произведение, в котором он знакомит ребят со звучанием симфонического оркестра. Как оно называется?

ученики:симфоническая сказка «петя и волк»


слушание темы Пети.


учитель:группа каких инструментов симфонического оркестра исполняла тему Пети?

ученики: струнные смычковые.

учитель: ну что ж, первую задачу мы выполнили и переходим к соревнованию. Старайтесь показать все свои знания по теме, набрать максимальное количество баллов, чтобы стать лидером нашего соревнования, помогать оценивать результаты соревнования будет ваш классный руководитель. Названия команд будут соответствовать тем нотам, которые выберут капитаны команд. первой начнёт соревнование команда, название которой будет звучать выше, чем название другой. (приложение 3)

представление капитанов.

итак, конкурс для капитанов «Теоретический». подойдите к компьютеру и выполните тестовые задания. (смотри приложение 1 F:\всё\mus\4кл\тест.xls )


музыкальная пауза. Какой музыкальный инструмент исполнил эту пьесу?

звучит «Шторм» в исполнении В. Мэй


конкурс поэтический

помогите поэту Джуадату Файзи закончить строки в стихотворении «Забавные гости», где рассказывается о музыкальных инструментах.

  1. имя вам моё известно,

знаменит я повсеместно,

я в оркестре – главный бас,

потому что .... (контрабас)

  1. не сдержав тогда улыбки,

зазвенели сёстры-.... (скрипки)

захихикали

запиликали

  1. кто-то вышел - круглый, толстый,

словно медный самовар:

«может быть пою я грубо,

но на то и есть я ... (туба)»

знают скрипки, знают трубы

голос... , силу ... (тубы)

  1. вышла дудочка точёная,

вся изящная и чёрная:

«я на весь известен свет,

а зовут меня... (кларнет).

я играл на поле бранном,

на гулянье массовом.

был я прежде деревянным,

стал теперь пластмассовым»

  1. все затихли, замолчали.

вдруг ... (тарелки) застучали,

медные, тонкие,

звонкие-звонкие

  1. тут, сверкая чёрным лаком

в наступившей тишине,

белозубый и трёхлапый,

подошёл .... (рояль) ко мне.

музыкальная пауза. Сейчас вы услышите пьесу великого немецкого композитора И. С. Баха «Шутка». какой инструмент солирует?


конкурс Универсальный

Выберите одно из предложенных стихотворений и подберите к нему картину, соответствующую его настроению. найдите эмоциональное родство между этим стихотворением и картиной. Если вы были композиторами, какой группе инструментов или инструменту поручили бы исполнять мелодию? Почему? Выберите представителя от команды, которому придётся отвечать это задание. (смотри приложение 2)


конкурс «Творчество работает на будущее»

это домашнее задание. Вам надо было придумать новый инструмент для симфонического оркестра и рассказать о нём. (один представитель от команды защищает проект)

итог. вот и подошёл к концу наш урок-соревнование. Пока жюри подводит итоги, мы подведём свои. Мир музыкальных инструментов весьма широк: это и народные, и старинные, и современные инструменты. мы на уроках вслушивались в звучание инструментов симфонического оркестра, самого разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером.

Несколько веков симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот. Во главе – маэстро....

ученики: дирижёр.

Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале! Музыканты берут свои инструменты, дирижёр взмахивает палочкой – и тогда весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента, льются звуки, полные самых разных красок, ритмов, интонаций.


слушание увертюры к опере Ж. Бизе «Кармен»


на этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. Мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому... (симфонический оркестр).

а теперь слово жюри.




приложение 2


  1. широки у нас просторы. необъятные края,

в синей дымке встали горы и раскинулись моря.

  1. тихий вечер, синий вечер, всё полно покоя.

всплыли месяцу навстречу звёзды над рекою.

  1. поле зыблется цветами...

в небе льются света волны...

вешних жаворонков пенья

голубые бездны полны



приложение 3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!