Урок 21.
Тема: Музыкальные портреты.
На какие результаты работают:
М: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатиив ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
П: воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
Л: стремление к самовыражению в разных видах искусства. познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. признание индивидуальности каждого человека; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Видеоурок «Разыграй сказку Баба-Яга» https://www.youtube.com/watch?v=GHNuaZSReOQ&list=PLvtJKssE5NrgNiuRe35PmtfBGjYdZEpfl&index=22
Характеристика деятельности:
-различать настроения, и характер человека, выраженные в музыке;
-рисовать пульс мелодии; дирижировать;
Передавать характер персонажа движениями и эмоциями;
-проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении произведений.
План урока:
-
Орг момент. Приветствие.
-
Определение темы и задач урока.
-
Разные ребята. Д. Кабалевский – разучивание, исполнение, определение характера ребят, рисование пульса мелодии.
-
Физминутка «Танец маленьких утят» - определение характера, танец.
-
«Три подружки» Д. Кабалевский» - слушание, определение характера, движения.
-
Физминутка «У лесочка» - выполнение движений под песню.
-
Песня «Пестрый колпачок» Г. Струве – разучивание, исполнение хором, по группам.
-
Вывод.
-
Рефлексия.
-
Оценивание.
-
Музыкальное прощание.
Ход урока.
-
Орг момент. Приветствие.
-
Скажите, что может музыка? – рассказать о настроении, чувствах, нарисовать картину природы (пейзаж), о том, что делает герой, танцует, марширует, прыгает, бегает.
А может музыка нарисовать портрет? (Что такое портрет? – это изображение человека). И каким образом?
Значит, тема нашего урока как звучит как? Музыкальный…. Дописываю слово портрет.
А цель урока: Познакомиться с музыкальными пьесами, «рисующими» портрет человека. Узнать, что может рассказать музыка о человеке и каким образом.
-
«Разные ребята» муз. Д. Кабалевский.
Первый музыкальный портрет рисует нам разных ребят.
?Послушайте мелодию и расскажите о ребятах.
-
«Спокойные ребята». Слушают мелодии без слов.
Какой по темпу была мелодия? – медленная, спокойная, плавная, напевная.
Значит ребята какие? – спокойные, послушные.
Поем со словами и дирижированием. Нарисуйте в воздухе и на доске пульс мелодии (разбираем звуки долгие, тянутся, поэтому мелодия звучит медленно и напевно).
-
«Ребята - непоседы».
Какой по темпу была мелодия? – быстрая, торопливая.
Значит ребята какие? – неспокойные, шустрые, бойкие, непоседливые.
Поем со словами. Отстукиваем ритм. Рисуем на доске пульс мелодии (разбираем звуки короткие, отрывистые, поэтому мелодия звучит быстро, торопливо.).
Предлагаю спеть песенки: Мальчики - спокойные, девочки – непоседы, а потом наоборот.
Итог: Какие средства музыки помогли нам определить характер детей? – мелодия, темп и слова.
-
Физминутка. «Танец маленьких утят» - звучит.
С этой песенкой мы уже встречались на прошлых уроках. О ком она? – об утятах. Какие у нас утята? – маленькие и у них веселое настроение.
Что они делают? – танцуют.
Танцуем.
-
Представьте, что к нам в класс заходят три девочки.
? Послушайте пьесы и расскажите о характере и настроении девочек.
Слушают, разбираем (на доске пишу имя девочки и вешаю картинку)
1.Резвушка. Музыка быстрая, веселая. Девочка танцует, прыгает, резвится. Как вы можете назвать такую девочку? – Резвушка.
Изобразите. 1 ребенок у доски. А затем все возле парт.
2.Плакса. Музыка медленная, печальная, капают слезы.
Как вы можете назвать такую девочку? – Плакса.
Изобразите. 1 ребенок у доски. А затем все возле парт.
3.Злюка. Музыка сердитая, острая, колючая, отрывистая.
Девочка какая по характеру (какое к нее настроение?) – злая. Злюка.
Изобразите. 1 ребенок у доски. А затем все возле парт.
Музыку этих трех пьес написал Д.Б. Кабалевский. Называется пьеса «Три подружки».
Вывод. Не видя этих девочек, вы смогли определить их настроение и характер, и в этом нам помогла музыка. Музыка нарисовала их портрет.
-
Физминутка «У лесочка» - выполнение движений под песню.
-
Песня «Пестрый колпачок».
?А какую вы знаете песню, в которой нарисован портрет сказочного героя?
Каким изображен гномик в песне? – веселым, неунывающим.
Что он делает? – поет песню и латает свой колпачок.
Вспомним слова песни. Исполним 1-2 куплет и продолжим разучивание. Исполнение песни хором и у доски группами.
-
Вывод: О чем мы говорили сегодня на уроке? – о музыкальном портрете. Какова цель нашего урока? – узнать, как музыка может нарисовать портрет. Вы это узнали? Расскажите.
-
Рефлексия. Продолжите предложение:
На уроке я узнал…что музыка может рисовать портрет человека.
Я узнал, что музыка рассказывает о…… настроении и характере человека.
Мы встретились с……разными ребятами и подружками
Я узнал, что эту музыку написал композитор…Д. Кабалевский
Мне понравилось… рисовать пульс, изображать девочек, петь песни.
У меня не получилось…..
Я научился……
-
Оценивание. Вы сегодня все очень хорошо работали, правильно отвечали на вопросы. Значит вы…Молодцы!.
На этом наш урок подошел к концу.
-
Все встали.
Музыкальное прощание.