СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 3 классе "Природа в музыке. Лирические образы русских романсов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 3 классе "Природа в музыке. Лирические образы русских романсов"»

Тема: "Природа в музыке. Лирические образы русских романсов"

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с жанром русского лирического романса. Ввести обучающихся в эмоционально-образный строй русской музыкальной культуры на основе знакомства с русской романсовой музыкой.

Планируемые результаты:

Познавательные: анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения; сравнивать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе; работать по плану, сверяясь с целью; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в группе (самостоятельно определять роли, задавать вопросы, выбирать решения); преодолевать конфликты – договариваться с людьми.

Личностные: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим людям; осознавать свои эмоции; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции.

Оборудование: Компьютер, колонки. Проектор, мелодии песен.





















Этап урока

Методы и приёмы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Формы работы

Виды контроля

1

2

3

4

5

6

7

1

Мотивационный этап

Словесный метод

Приём: беседа

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на нашем уроке. Присаживайтесь.

Наш урок я предлагаю начать с девиза:

Никогда не унывать, Всё пройти и всё узнать!

Как вы понимаете наш девиз?

Приветствуют учителя

Высказывают мнения

Фронтальная







2

Самоопределение к деятельности

Словесный метод,

Наглядный метод

Приём: беседа, презентация


Давайте вспомним, каких композиторов вы знаете? Подсказкой служат портреты данных композиторов.

-А помните ли вы о чем рассказали композиторы в этих сборниках?





















Как вы думаете, чем рисует художник? Композитор? Певец?



- Посмотрите на доску.

Назовите знакомые вам картины осенних пейзажей.









Исходя из наших размышлений давайте попробуем определить нашу тему. Какой она может быть?

Тема урока "Природа в музыке. Лирические образы русских романсов"

Тогда какую цель мы будем ставить себе на урок?

План:

1. познакомиться с новым жанром - романсом.

2. узнать его особенности и найти сходства с другими музыкальными жанрами.

3. узнать особенности лирического романса.

-С музыкой Чайковского и Прокофьева.

-Композиторы рассказали нам о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня.

- Красками; звуками; звуками голоса определённого тембра



"Природа и музыка"



Узнать, как в музыке раскрываются, лирические образы русских романсов.

фронтальная

Устный

3

Открытие новых знаний

Словесный метод,

Наглядный метод

Приём: беседа, объяснение, рассказ, презентация , прослушивание музыкальных произведений



Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным жанром – романсом. Постараемся понять его особенности и найти сходства с другими музыкальными жанрами.

- Найдите на листе с опорным материалом определение жанра.

Прочтите.







- Какие слова в определении не понятны? Что такое лирическое произведение? Что выражает лирика? 

Найдите ответ на опорном листе.

Как часто мы произносим слова: «лирическое настроение», «лирическое произведение» или просто - «лирика».

 В литературе лирика - вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта. Лирическая музыка - это музыка чувств - мечтательности, грусти, нежности, душевности, любви. А значит лирическое настроение какое?

 .

 Правильно. Однокоренное слово - «лира». Лира - это музыкальный инструмент. Посмотрите на лиру, послушайте, как она звучит. Но романсы исполнялись не только под аккомпанемент лиры



 Романсы возникли в Европе в 18 веке, а у нас, в России, стали популярными в 19 веке. К этому жанру обращались великие композиторы и поэты. Посмотрите на слайде их портреты.

Композиторы:

19 в. – М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А.

Римский-Корсаков;

20 в. – А. Алябьев.

Поэты:

19 в.- А.С. Пушкин, А.К. Толстой;

20 в. – С. Есенин, Н. Рубцов.


После прослушивания каждого романса вопрос:

Расскажите о романсе:  какое настроение? темп? какие чувства переданы в романсе?


Голос и его возможности (тембр, диапазон) имеют большое значение для исполнения сложных произведений. Найдутся ли в классе смельчаки, чтобы исполнить несколько куплетов романса «Колокольчики мои»?

(Муз. П. Булахов, сл. – А. Толстой).

Исполнение группой учащихся Романса «Колокольчики мои».

-Расскажите, какой у романса темп? Настроение? Почему колокольчики грустят?


- Осень в природе сопоставлена с определённым этапом жизни

человека. Высказывайте свои предположения, какой этап в жизни

человека соответствует осени?.

- Скажите, ребята, как часто в прослушанных и исполненных

произведениях встречается образ родной природы?

- Назовите, что запомнилось.

В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее- в сопровождение фортепиано (слайд с изображением

инструментов)

Романс очень похож на песню, но романс никогда не поют хором, его исполняет один певец. У него всегда музыкальное сопровождение. В нем мелодия всегда развивается, видоизменяется.


Мы продолжаем знакомство с лирическим романсом. А сейчас я вам прочитаю стихотворение русского писателя Ивана Тургенева «Утро туманное, утро седое…» ( слайд )

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно и нежно ловимые,

Первая встреча, последняя встреча,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая говор колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.


Какое утро передал поэт в своём стихотворении?


 Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?


 Какие слова помогли вам определить настроение? Подтвердите словами из текста.






 Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?



Для этого композитор используют средства музыкальной выразительности. Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? Назовите их.

Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.

(Слайд ) (четверостишие)

 


.

Романс –

небольшое

лирическое, музыкально-

поэтическое произведение для

голоса с

музыкальным сопровождением.

(Из словаря С.И. Ожегова)

- Лирика выражает чувства и

переживания.





задушевное, грустное, мечтательное






















































Седое, холодное, туманное.

Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.

«Нивы печальные, снегом покрытые», «лица, давно позабытые», «Вспомнишь разлуку с улыбкою странною».

Да, можно.

Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель.

«Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые…

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые»


Индивидуальная

Устный опрос

4

Творческая практическая работа

Словесный метод,

Практический метод Приём: беседа, объяснение,

Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.

Темп (быстрый, медленный)

Динамика (громко, тихо)

Исполнитель (хор, солист)

Интонация (веселая, грустная)

Мелодия (бодрая, спокойная, взволнованная)



 Что выбрали - прочитайте.


Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?
(Дети по желанию напевают четверостишие вслух)

Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке с помощью средств музыкальной выразительности.

А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» композитор Аркадий Абаза. Послушайте романс «Утро туманное» в исполнении Дмитрия Хворостовского и подумайте, соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения?



Какие образы возникли при прослушивании этого романса?



Соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения?















Какие средства музыкальной выразительности помогли вам определить настроение романса?


Проводят самостоятельную работу.





зачитывают различные варианты ответов











-Печальная природа, одиночество, грусть о прошлых днях.

-Да! Музыка передаёт тоску, грусть, печаль


-медленный темп, грустные интонации, спокойная мелодия.


Индивидуальная

Фронтальный

5

Итог урока. Рефлексия.

Словесный метод

Приём: беседа

Вернемся к плану нашего урока: все ли пункты плана мы выполнили?

- С каким жанром мы познакомились на уроке?

- Как вы объясните высказывание: «Романс – это лирическое

Произведение?"

О каких образах русских романсов мы говорили?

А какие особенности у лирического романса?

 С каким автором лирических романсов мы сегодня познакомились??



С какими лирическими романсами мы сегодня познакомились?

Отвечают на вопросы

Лирических

это музыка чувств - мечтательности, грусти, нежности, душевности, любви

- Аркадий Абаза.

«Утро туманное, утро седое»

Проводят самооценку своей деятельности  


Фронтальная

Устный