СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 4 классе "Царит гармония оркестра"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Царит гармония оркестра

Цель урока: ознакомление с составом симфонического оркестра.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 4 классе "Царит гармония оркестра"»

Урок музыки в 4 классе

Тема. Царит гармония оркестра

Цель урока: ознакомление с составом симфонического оркестра.

Задачи:

Образовательные:

закрепление понятий «оркестр», «дирижер», «тембр»;

ознакомление с различными видами оркестра;

ознакомление с группами инструментов симфонического оркестра;

выявление различия тембров инструментов симфонического оркестра;

умение передать настроение музыки в пении, имитации игры на инструментах симфонического оркестра.

Развивающие:

развитие тембрового слуха;

формирование эстетического вкуса;

развитие эмоциональной сферы;

развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

привитие интереса к симфонической музыке;

формирование бережного отношения к музыкальным инструментам.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала.

Оборудование: фортепиано, ноты, плакат «Симфонический оркестр», иллюстрации с изображением различных видов оркестра и музыкальных инструментов, полотно и карточки с названием музыкальных инструментов, музыкальный центр, диски.


Ход урока

I. Организационный момент

1. Музыкальное приветствие

II. Вступительная часть

1.Мотивация учебной деятельности

Тихо – тихо рядом сядем-

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде –

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлет лес и луг,

Вдаль бегут степные тропки.

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

- А куда сегодня нас поведет музыка? На этот вопрос нам ответит эта  музыкальная шкатулка. Но, чтобы она открылась, мы с вами должны ответить на вопросы.

1.Что такое оркестр?

2.Кто такой дирижер?

3.Что такое тембр?

(Ответы уч-ся: оркестр - это большой коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах; дирижер – это руководитель оркестра; тембр – это окраска звука)


2. Представление темы урока

Ты, шкатулка, открывайся,

Открывайся поскорей,

Постарайся, постарайся,

Чтобы было веселей!

(Произнесение слов всем классом, открытие музыкальной шкатулки, объявление темы

урока) 

- Итак, ребята сегодня нас музыкальная шкатулка знакомит с симфоническим оркестром.

III. Основная часть

1.Сообщение учителя

- Существуют разные виды оркестра: струнный, духовой, эстрадный, оркестр народных инструментов и, конечно же, симфонический – самый полный и совершенный по звучанию. В наше время трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра. Симфонический оркестр звучит голосами различных музыкальных инструментов. Инструменты в симфоническом оркестре располагаются группами. Современный симфонический оркестр состоит из 4-х групп инструментов.

Первая группа - струнные смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Эта группа является фундаментом оркестра. Вторая группа – деревянные духовые инструменты: флейта, кларнет, гобой, фагот. Третья группа – медные духовые инструменты: труба, тромбон, валторна, туба. Эта группа придает звучанию оркестра мощь и блеск. Четвертая группа - ударные инструменты: барабан, литавры, тарелки, треугольник, челеста, ксилофон. Эта группа дополняет и украшает звучание оркестра различными ритмическими оттенками. Еще в симфонический оркестр могут вводиться такие инструменты как – арфа, рояль. Руководит оркестром дирижёр -  великий мастер владения звуком.

- Перед вами схема размещения муз. инструментов в симфоническом оркестре. Как видите, музыканты никак не могут сидеть,  как кому нравится, а только в строго определённом порядке. Каждая группа занимает в оркестре определенное место.

2.Работа с карточками

- Ребята, давайте попробуем  расставить названия музыкальных инструментов по своим местам.

(Уч-ся раскладывают на цветном полотне карточки с названиями муз. инструментов)

- Один из инструментов симфонического оркестра называют «царицей музыки». Какой это инструмент, я думаю, вы догадаетесь после того, как исполните песню.

3. Исполнение норвежской нар. песни «Волшебный смычок». Имитация игры на скрипке.

- Правильно, именно скрипку называют царицей музыки.

4.Слушание музыки

- Давайте послушаем звучание основных групп симфонического оркестра и определим настроение и характер музыки.

1. И. С. Бах. Ария из сюиты для оркестра №3 -  струнные смычковые инструменты.

2. Д. Скарлатти. Пастораль – деревянные духовые инструменты.

3. Франц фон Зуппе. Увертюра к оперетте «Легкая кавалерия» - медные духовые инструменты.

4. Р. Щедрин. Фрагмент «Кармен - сюиты» - ударные инструменты.

5. М. И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» - весь состав симфонического оркестра.

(Ответы уч-ся)

- Сейчас мы с вами послушаем звучание некоторых инструментов симфонического оркестра, будем имитировать игру на этих инструментах и постараемся дать характеристику их тембров.

1. П. Чайковский. Неаполитанский танец   (труба)

2. П. Чайковский. Танец Феи Драже    (ксилофон)

3. Р. Вагнер. Полёт валькирий    (валторны)

4. П. Чайковский. Китайский танец   (флейта)

5. С. Рахманинов. Вокализ   (виолончель)

6. П. Чайковский. Сцена из балета «Лебединое озеро» (гобой)

(Слушание и имитация игры на инструментах. Ответы уч-ся)

IV. Заключительная часть

1.Закрепление полученных знаний

- Отгадайте загадки. О каких инструментах идет речь?

Загадки

1. В симфоническом оркестре  её голос самый главный,

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…                      (Скрипка)

2. Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет, по – разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его…                                        (Виолончель)

3. Весёлая птичка в орешнике пела,

Лесного ручья где–то струйка звенела,

Весёлую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка…                                                      (Флейта)

4. Деревянный духовой, не кларнет и не гобой,

Низким голосом поёт, называется…                                              (Фагот)

5. Этот медный духовой то короче, то длиннее,

Ведь кулису он имеет! Громче всех в оркестре он.

Как зовут его?                                                                                   (Тромбон)

6. Кто-то вышел – круглый, толстый,
Словно медный самовар: 
“Может быть, пою я грубо,
Но на то и есть я … (Туба)

7. Есть у нас весёлый друг, обожает громкий стук,

Бей его сто раз подряд, он ударам только рад.

Не драчун и не буян, просто это…                                                  (Барабан)

8. Знайте они с барабаном соседи.

Сделаны они из блестящей меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделки,

В музыке тоже бывают…     (Тарелки)

9. Инструмент, как пианино, но гораздо меньше он.

Вместо струн внутри пластины. Слышен звонкий перезвон,

Если клавиш кто коснётся. Как же инструмент зовётся?              (Челеста)

2.Итог урока

 - О чем сегодня на уроке шла речь? Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра? (Ответы уч-ся)

- Желающие могут дома нарисовать инструмент, который входит в состав симфонического оркестра.

- Наш урок окончен. До свидания.





 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!