СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 6 классе Народное искусство Древней Руси

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был подготовлен на фестиваль методических  материалов  "Мой урок по ФГОС ООО"

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 6 классе Народное искусство Древней Руси»

Фестиваль методических материалов

"Мой урок по ФГОС ООО."

Заявка

полное наименование ОУ по Уставу

МБОУ «Мухтоловская основная школа»


фамилия, имя, отчество автора/ов разработки с указанием должности

Горюнова Елена Николаевна-учитель музыки

контактные телефоны (рабочий, мобильный)

54599 89040442885

указание номинации

Урок предметной области «Искусство»

тема урока

Народное искусство Древней Руси

класс

6класс



Тип урока: Комбинированный

Форма проведения урока: Презентации групповых мини-проектов,

Цель урока:

Сформировать представление об образах народной музыки, расширить знания об особенностях фольклора Древней Руси.

Задачи урока:

Обучающие:

1. Анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека. Презентовать групповые проекты. Отрабатывать певческие навыки.

Развивающие:

Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение.

Развивать умение коллективного музицирования, через вокальное исполнение и игру на шумовых инструментах.

Воспитательные: . Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа.



Формируемые УУД:

Личностные: Формирование духовно- нравственных качеств учащихся через приобщение их к народной культуре и русскому искусству. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Предметные: Узнают особенности развития народной музыки Древней Руси. Раскроют связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Научатся формулировать особенности музыкального языка и строения произведений русского фольклора. Будут знать термины: скоморо­хи, жанры и фор­мы народной музыки; названия народных музыкальных инструментов. Будут презентовать групповые проекты , через проблемно-поисковый подход в ходе подготовки домашнего задания. Будут отрабатывать певческие навыки.

Метапредметные:

Ставят новые учебные задачи, планируют пути достижения, выбирают эффективные способы решения на основе развития познавательных мотивов и интересов.

Анализируют, адекватно оценивают свою деятельность . Владеют основами самоконтроля. Организуют учебное сотрудничество. Взаимодействуют при работе в группе.

Развивают творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Развивают компетентность в области использования ИКТ.

Дидактические средства и оборудование:

Презентация по ходу урока, карточки с кроссвордами, шумовые музыкальные инструменты, баян, гитара.

У учеников презентации своих мини-проектов.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность ученика

УУД

время №слайд

1.Организационный момент

-Здравствуйте! Здравствуйте!

Начинаем наш урок!

Здравствуйте!

-Вы услышали моё приветствие, а теперь поприветствуйте меня и наших гостей.

Поют с «листа» -экрана слайда презентации.

-Здравствуйте! Здравствуйте!

Начинаем наш урок!

Здравствуйте!


Р:Волевая саморегуляция.

Л:Внимание,уважение к

сверстникам,осмысле-ние внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

2мин.



С-№1

2.Актуализация знаний.


























3.Мотивация учебной деятельности учащихся.





4.Проблемное объяснение нового знания.


С презентациями

Мини-проектов

Выполненных к уроку группами детей.















5. 1Первичная проверка понимания

Первичное закрепление


















5.2. Первичная проверка понимания Первичное закрепление.







































6. Рефлексия.




























7.Домашнее задание.









-Озвучьте тему раздела 1 полугодия:


-Что относится к вокальной музыке?

-А к инструментальной?

-Напомните определение музыкального образа?


-А что складывается из музыкальных интонаций?

-Итак, оттого, как развиваются мелодии, как сочетаются друг с другом и зависит рождение музыкального образа.

Небольшой блиц-опрос на повторение:-

-я вам музыкальное произведение, а вы –музыкальный жанр.

1. «Я помню чудное мгновенье» Автор?

2. «Красный сарафан» Автор?

3. «Матушка,матушка,что во поле пыльно»

4. «Лесной царь» Автор?

-Что вы узнали о семейном укладе наших предков из песен «Красный сарафан» и «Матушка, что во поле пыльно»? Сохранился ли такой уклад в наши дни?


Какими родственными узами связаны герои баллады «Лесной царь»?


-Послушайте музыкальный фрагмент

И прочтите высказывание русского музыкального и художественного критика Стасова, чьи слова могут служить эпиграфом нашего урока.



О какой музыке сегодня пойдет речь?

Эта музыка современная?

-значит тема урока…


-Откройте учебники на стр.48 и прочитайте тему раздела.

Она состоит как бы из 2 частей.

-А всё потому что Народное искусство

Древней Руси развивалось в 2 направлениях: Каких?

-Образы духовной музыки это темы следующих занятий , а мы сегодня говорим о …

Садитесь на лавочки

Поиграйте во гусельцы

И пропойте –ко песенку…

-Это строки из русского фольклора

-Чтобы полнее раскрыть эту многогранную тему вы готовили к уроку свои групповые мини-проекты

-Пожалуйста, 1 презентация.



-Мне бы хотелось, чтобы группа мальчиков по ходу презентации

Разгадали небольшой кроссворд по жанрам русских народных песен.


-Спасибо, девочки.

-Ну, готов кроссворд?

Прочитайте.

Какие из названных песен вы могли бы испол нить? Кто чаще пел колыбельные?


Как исполняются колыбельные?


А ещё?



-Как называется такое исполнение?

А пение без музыкального сопровождения?


Но русский фольклор немыслим без музыкальных инструментов, о которых нам расскажут мальчики


Мне бы хотелось, чтобы по ходу презентации ваши группы поработали над кроссвордами, где нужно вписать названия инструментов, входящие в состав народных оркестров.

-Спасибо,мальчики.

-Ну, готовы кроссворды?

Прочитайте.


-Мы не могли сегодня обойтись без инструментов.

-Конечно русскую народную песню «Во кузнице» сыграть бы на балалайке, но Дима нам сыграет на гитаре, он единственный из класса обучается в музыкальной школе.

В чьих семьях и кто владеет муз. инструментами?


-Ну, а теперь наш шумовой оркестр, благо шуметь мы умеем все- разбирайте инструменты.

Партитура на доске


Они - на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.

-О ком речь?


-Пожалуйста 3 группа.


-Ну, спасибо 3 группе,

Хоть мы и не скоморохи, но постараемся создать нужный образ и характерно исполним для гостей шуточную русскую народную песню «Комара муха любила»


Осталось узнать, что мы с вами узнали о народном искусстве Древней Руси?


Смогли мы раскрыть тему урока: «Народное искусство Древней Руси»?







Как народная музыка влияет на отношения в семье, на семейные традиции?






-У вас на столах оценочные листы

-Оцените работу в группах.

А затем каждый поставит оценку за работу на уроке лично себе напротив своей фамилии.

Ну и последнее-ваша удовлетворённость !-всё понравилось и было интересно +- понравилось, но не всё и не совсем, - не доволен, не понравилось


-К следующему уроку я попросила бы вас вспомнить музыкальные произведения духовного характера и имена русских и зарубежных композиторов , что писали духовную музыку.





-Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

-сольное пение, в ансамбле или хоре

-игра на музыкальных инструментах

-живое обобщённое представление о действительности , выраженное в музыкальных интонациях.

-мелодия…








-романс -Глинка

-песня-романс Варламов

-русская народная песня

-баллада Шуберт


Ответы детей о старинных укладах замужества по-неволе, по сговору родителей. Рассуждения о семей- ных отношениях в наше время.


Отец и сын


Читают, слушают

«Музыка должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием.» В.Стасов



-о русской народной музыке.

-нет, старинная

-Народная старинная музыка


Образы русской народной и духовной музыки.



-Народное музыкальное творчество

(фольклор) и духовная (церковная)

Музыка.


-Народном музыкальном творчестве,







Презентация №1 «Искусство Древней Руси»

(в части жанры народных песен ребята отражают

значения семьи в жизни человека и осознание семейных ценностей)


работают



зачитывают ответы


Колыбельную

Мамы своим детям или бабушки, если мамы работали.

Тихо, ласково

(исполняют колыбельную) (баян)

Хороводную

(исполняют «Со вьюном я хожу»-девочки)

-канон

акапелла



Презентация №2 «Народные музыкальные инструменты»



Работают с кроссвордами






Зачитывают ответы



Предварительно рассказывает кто привёл его в муз. школу, кто в его семье играет на муз. инструментах. Как проходят семейные праздники

Играет р.н.песню «Во кузнице»


Ребята рассказывают о своих родственниках, о семейных традициях.




Дети берут инструменты

Играют по партиям





-Скоморохи.


Презентация №3 «Скоморохи»





Исполняют русскую народную песню «Комара муха любила»


Фольклорные жанры, традиции русского народа, народные инструменты, кто такие скоморохи

-Да

Народное музыкальное искусство-. Это наследие наших отцов и дедов, которое дошло к нам через века, чтобы рассказать о том, как жил русских народ. Музыкальное богатство народа – это и его духовное богатство.

-На семейных праздниках поют русские народные песни, играют на русских инструментах.

Детей воспитывают на колыбельных. Игровых, трудовых и т.д. песнях. Семьи, где чтут народное искусство где поют, играют -очень дружные , заботливые и уважительные. (при-мерные ответы детей)




Заполняют оценочные листы.













Р:

Целеполагание.

самоконтроль

К:

Умение выражать свои мысли слушать и понимать речь других.

П: формирование мыслительных операций: умение ориентироваться в учебнике, строить речевые высказывания.
















Р:

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному плану, определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке.

К:

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать и слушать речь других, учитывать разные мнения.

П: формирование мыслительных операций: умение ориентироваться в учебнике, строить речевые высказывания.








Л: Умение осознавать ответственность за общее дело. Формирование уважительного отношения к народной культуре, готовности беречь и продолжать традиции народного творчества. Приобретение собственного опыта творческой деятельности


Р:способность к планированию и саморегуляции.

К:Учебное сотрудничество со сверстниками ,выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Взаимообучение.

П:

Умение подбора нужной информации из различных источников и ёё презентация. Применение установленных правил и алгоритмов в решении творческой задачи.

Развитие певческих навыков





Р:

способность к планированию и саморегуляции.

К:

Учебное сотрудничество со сверстниками ,выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Взаимообучение.

П:

Умение подбора нужной информации из различных источников и ёё презентация. Применение установленных правил и алгоритмов в решении творческой задачи.






Развивают компетентность в области инструментального музыцирования












Развитие певческих навыков






Р:

Контроль и оценка. Взаимоконтроль.Самооценка.

К:

Умение анализировать собственную музыкально-творческую деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. Взаимоконтроль.


П:

знаково-символические действия.


















5мин

С-№2


























2мин

С-№3






2мин










С-№4











5мин.

















5мин.






6мин












2мин.







4мин





2мин

С-№5








4мин






2мин








3мин.























1мин


С-№6.











Литература: Сборник рабочих программ Музыка Искусство Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой,Е.Д.Критской 5-9классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2011г.

Учебник Музыка 6класс Г.П.Сергеевой,Е.Д.Критской Москва «Просвещение» 2016г.

Л.Л.Алексеева Е.Д.Критская Музыка. Планируемые результаты .Система заданий 5-7классы.М. «Просвещение»2013г.

Н.Калугина «Методика работы с русским народным хором» Издательство «Музыка» Москва 1977г.

Интернетресурсы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!