Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Основная Общеобразовательная школа» № 1
Урок музыки в 8 классе по теме
«Танцевальная музыка на балу»
Учитель: Кожемякина С.Л.
1 категория
МОУ «ООШ» №1
2010 год
Урок музыки в 8 классе по теме «Танцевальная музыка на балу»
Цель: Сформировать представление о видах танцевальной музыки XIX – XX века. Развивать исполнительскую и слушательскую культуру.
Воспитывать у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке
Задачи:
Развивать творческую активность, музыкальную память, слух при слушании музыки, наблюдательность
Содействовать повышению познавательной активности учащихся, изучая историю танца;
Формировать эстетический вкус;
Возбудить интерес к музыке.
Оборудование: магнитофон, мультимедиапроект, компьютер,
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Сегодня я хозяйка бала,
Как в нашем классе тесно стало.
Здесь собрались мои друзья:
Ученики, учителя!
Объявление темы:
Учитель: Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая звучала на балу.
Изучение нового материала:
Учитель: Каким вы представляете бал?
Ответы учащихся
Учитель: Но ведь нынешние балы отличаются от тех, которые устраивались в XIX или в начале XX века.
Слайд № 1
Учитель: Посмотрите, в каких пышных нарядах танцевали люди.
Слайд № 2
Учитель: В какой торжественной обстановке проходит бал.
Учитель: Бальный танец возник в XIV в. в Италии и служил для массового развлечения. Затем он распространился во Франции. В XVI-XVII в. Франция стала законодательницей бальных танцев, в России впервые балы появились в 18 веке, при Петре I.
Слайд № 3
Учитель: По указу Петра I бальный танец был обязательным предметом в программе многих учебных заведений. А.С. Пушкин, граф Воронцов (Один из крупнейших землевладельцев России, владелец большого числа промышленных предприятий.) очень любили балы. - Балы всегда начинались с величественного марша – Полонеза.
Слайд № 4
Прослушивание произведения П.И.Чайковский «Полонез»
Учитель: Определите характер этого произведения на каждую букву танца ПОЛОНЕЗ
Ответы учащихся
Учитель: В переводе на русский язык название танца звучит просто как слово “польский”. Как вы думаете, в какой стране появился этот танец?
Ответы учащихся
Учитель: Полонез это торжественное шествие, в котором принимали участие все прибывшие на бал, даже если потом они проводили весь вечер за карточным столом. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй - хозяйка с самым именитым гостем.
Слайд № 5
Учитель:Но не только звучала музыка полонеза. Были такие танцы как полька. В 18 в. веселый чешский танец “Полька” покорил страны Европы.
Слайд № 6
Учитель: Еще на балу звучала мазурка. Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова “мазуры” – так называют жителей одной из областей Польши - Мазовии). Музыка мазурки яркая и зажигательная.. Его любили танцевать и в России.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Скажите, а какой танец на ваш взгляд был королем бала?
Ответы учащихся
Учитель: Я тоже согласна, что это вальс.
Слайд № 7
Учитель: Сейчас прозвучит отрывок из известного балета С.Прокофьева «Вальс», А вы постарайтесь догадаться, для какого героя написано это произведение?
Прослушивание произведения С.С.Прокофьев «Вальс»
Учитель: Для кого написано это произведение?
Ответы учащихся
Учитель Правильно, для Золушки.
Слайд № 8
Учитель: Композитор пишет музыку в тяжелый период, во время Великой Отечественной войны. Идет жестокая битва людей за свою страну, за Родину, а в это время композитор пишет музыкальную сказку.
Как вы думаете, почему?
Ответы учащихся
Учитель: Какие качества рисует музыка?
Ответы учащихся
Учитель: Но в произведение есть и тревога, почему?
Ответы учащихся
Учитель: А вот героиня Л.Н.Толстого из романа «Война и мир» Наташа Ростова тоже мечтала о счастье.
Слайд № 9
Учитель: Написал музыку к опере «Война и мир» С.Прокофьев, в основу он положил сцены из романа Л.Толстого. Нашествие французской армии во главе с Наполеоном разрушило мирную жизнь в России. Война всколыхнула весь русский народ. А наша юная героиня мечтала о счастье.
(чтение отрывка из романа «Война и мир»)
Слайд № 10 (просмотр фрагмента)
Учитель: Как вы думаете, что общего между двумя произведениями?
Ответы учащихся
Учитель:В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод.
Вместе с солнцем и луной
Закружился шар земной.
Все танцуют, скользя,
Удержаться нельзя!
А есть композитор, которого называют «Король вальсов»
Вам нужно вычеркнуть парные буквы, и вы узнаете фамилию этого композитора
П. | Ю | Я | Ю | У |
Ч | Л | Ь | М | Е |
Г | Г | Т | Ш | А |
М | П | Е | З | Н |
А | Н | Р | С | |
Л | А | Ч | Ж | |
Ж | З | Ь | Я | |
Учитель: Итак, господа, этого композитора зовут…
Ответы детей
Слайд. № 11
Учитель: Штраусов было два — отец и сын, оба Иоганны, оба композиторы, оба дирижеры. “Король вальса” — Иоганн Штраус-сын. Он написал 16 оперетт, которые пронизаны насквозь танцевальностью, тем же вальсом. Он изъездил с концертами весь мир и несколько раз был в России. Вся Европа сходила с ума от штраусовских венских вальсов. Имя Штрауса ассоциируется с чем-то ярким, жизнерадостным, увлекательным.
Слайд № 12
Учитель: Ни один танец не может соперничать с вальсом столь длительной и постоянной популярностью. И композитор Колмановский в своей песне показывает популярность этого танца.
Слайд № 13
Исполнение песни «Вальс о вальсе»
Закрепление
Учитель: С какими танцевальными видами мы познакомились
Итоги урока. Рефлексия
Учитель: Скажите, ребята, вы ощутили атмосферу бала?
Ответы детей
Учитель: А кому захотелось побывать на балу?
“Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет ” Окончен бал, погасли свечи,
Замечательный был вечер! Всем спасибо говорю,
От души благодарю!!!
Слайд № 15 Спасибо за урок