СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки по теме "Русские народные инструменты". Целью урока будет являться знакомство и расширение знаний о русской народной музыке и инструментах. 

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"»

Тема: Русские народные инструменты


Класс: 2


Тип урока: урок освоения новых знаний


Цель урока: познакомить учащихся со звучанием и историей создания некоторых русских народных инструментов.


Задачи урока:

Образовательные:

  • дать представление и расширить имеющиеся знания о русских народных инструментах и русской культуре;

  • раскрыть историю возникновения русских народных инструментов.

Развивающие:

  • развивать умение различать звучание инструментов на слух;

  • формировать накопление слушательского опыта.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к творчеству и истории русского народа


Оборудование: ноутбук, музыкальные колонки, презентация, видеофрагмент, аудиофрагменты со звучащими народными инструментами, ложки и бубен.


Ход урока

Организационный этап и актуализация знаний


У.: Добрый день, ребята!

Д.: Здравствуйте, учитель!

У.: Ребята, на уроках мы с вами встречаемся с разной музыкой. Давайте вспомним, о чем музыка рассказала на на прошлом уроке

Дети вместе с учителем вспоминают музыкальные произведения из прошлого урока

У.: Все вы знаете, что есть люди, которые сочиняют музыку. Как их называют?

Д.: Композиторы!

У.: Правильно. А как вы думаете, кто сочинил такую музыку?

Детям дается для прослушивание фрагмент народной мелодии по выбору учителя. Например, “Во саду ли, в огороде”, “Во поле березка стояла”, “Сел комарик на дубочек”.

Дети отвечают, предполагая, кто сочинил музыку.

У.: Некоторые из вас оказались правы - это музыка народная. Нам точно неизвестно, кто сочинил эту музыку, она принадлежит народу. Вспомните, откуда появилась народная музыка? Когда люди исполняли музыку?

Д.: Во время праздников, когда хотели повеселиться, шли на войну, трудились…

У.: Правильно. Все народное творчество называется одним словом - фольклор. Повторите его.

Дети повторяют.

У.: Но без чего еще невозможна была музыка? Что помогало голосу человека?

Д.: Музыкальные инструменты.

У.: Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми из них.


Основной этап. Изучение нового материала

У.: Ребята, какие вам известны народные инструменты?

Дети перечисляют

У.: Посмотрите на экран (на экране изображение гуслей - старинного русского инструмента). Как вы думаете, как играют на этом инструменте? Покажите.

Дети показывают.

У.: Этот инструмент называется “гусли”. Гусли— русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Они бывают большими и маленькими, а еще их называют “яровчатые” (явор - дерево, из которых раньше делали гусли) или “звончатые”. Как думаете, почему гусли называли “звончатыми”?

Д.: Потому что они были звонкими.

У.: Верно. Название гуслей происходит от старого русского слова “густы”, что значит “гудеть”. Сейчас мы познакомимся с настоящим гусляром - его вы увидите на видео. Расскажите, как звучит эта музыка.

Детям показывается видеофрагмент с гусляром, после чего видеофрагмент обсуждается совместно с учителем. Затем на экране появляется картина М. Нестерова “Лель. Весна”.

У.: Ребята, а что изображено на этой картине, какой инструмент?

Дети предполагают.

У.: Этот инструмент называется свирель. Это старинный духовой инструмент, сделанный из дерева. Раньше на нем играли пастухи и простые ребята, подражая птичьим голосам. А еще по легенде на свирели играл сын славянской богини любви Лады, Лель.

Послушайте, как звучит свирель (детям дается аудиофрагмент, после он обсуждается).

У.: А теперь поиграем в загадки? Сможете угадать, какой еще инструмент пришел к нам на урок?

“Три струны, играет звонко

Инструмент тот - треуголка.

Поскорее узнавай-ка.

Что же это?”

(балалайка)

У.: Вы уже знакомы с балалайкой (показ на экране балалайки), но у нее есть и “младшая сестрица” - домра. И если балалайка треугольная, то домра… (показывается на экране изображение инструмента)

Д.: Круглая.

У.: А точнее, овальная. Посмотрите видеофрагмент, где играет домра. Определите, как звучит эта музыка.

показывается и в дальнейшем обсуждается видеофрагмент,

У.: Но как же в русской культуре без ударных инструментов. Почему они так называются - ударные?

Д.: Потому что в них ударяют, чтобы получить звук.

У.: Назовите ударные инструменты, которые знаете.

Дети перечисляют.

У.: На Руси было не так много ударных инструментов, но два из них я вам покажу. Это бубен и ложки.

В процессе показа инструментов каждому из учеников предлагается ударить в бубен или поиграть на ложках.

У.: Чем отличаются бубен и ложки?

Д.: Ложки деревянные, а у бубна есть металлические кружки.

У.: Ребята, а могут ли все инструменты, с которыми мы сегодня познакомились, исполнять музыку вместе?

Д.: Да!

У.: Когда несколько музыкантов играют на инструментах вместе, это называется “оркестр”. Повторите это слово.

Д.: Оркестр!

У.: Предлагаю вам посмотреть, как играет оркестр русских народных инструментов и после назвать те инструменты, которые вы узнали.

Просмотр видеофрагмента с оркестром русских народных инструментов.


Этап закрепления знания

У.: Итак, ребята, с какими инструментами вы познакомились на уроке?

Д.: С гуслями, балайкой, домрой, ложками, свирелью, бубном.

У.: Какие из них духовые? Какие струнно-щипковые? Какие ударные?

Для чего нужны были инструменты русским людям?

Какую музыку можно исполнять на этих инструментов.

Этап рефлексии.

У.: Ребята, давайте тоже станем народными музыкантами и разучим народную песенку “Как на тоненький ледок”. Петь ее будем под аккомпанемент бубенчиков и бубна.

Разучивание песни “Как на тоненький ледок”.

У.: Урок окончен. Надеюсь, вы узнали больше о русской народной музыке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!