СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки во 2 классе по теме "Опера "Руслан и Людмила"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»

Задачи:

  • Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;
  • Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
  • Формировать патриотические качества личности.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные»

Герои произведения

Характеристики

Людмила

поступки героя чёрные, недобрые. 

Руслан

“милая людям”. 

Князь Владимир 

“русый, светловолосый, настоящий русский человек”.

Черномор

несёт мир, добро, владеет миром 





Герои произведения

Характеристики

Людмила

поступки героя чёрные, недобрые. 

Руслан

“милая людям”. 

Князь Владимир 

“русый, светловолосый, настоящий русский человек”.

Черномор

несёт мир, добро, владеет миром 





Герои произведения

Характеристики

Людмила

поступки героя чёрные, недобрые. 

Руслан

“милая людям”. 

Князь Владимир 

“русый, светловолосый, настоящий русский человек”.

Черномор

несёт мир, добро, владеет миром 





Герои произведения

Характеристики

Людмила

поступки героя чёрные, недобрые. 

Руслан

“милая людям”. 

Князь Владимир 

“русый, светловолосый, настоящий русский человек”.

Черномор

несёт мир, добро, владеет миром 





Герои произведения

Характеристики

Людмила

поступки героя чёрные, недобрые. 

Руслан

“милая людям”. 

Князь Владимир 

“русый, светловолосый, настоящий русский человек”.

Черномор

несёт мир, добро, владеет миром 




Просмотр содержимого документа
«Работа в группах»

У лукоморья дуб 1) ______________;
Златая цепь на дубе том:
И днем и 2) ___________ кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет 3) __________ — песнь заводит,
Налево — 4) _____________ говорит.

Там чудеса: там леший 5) _________,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы 6) ________________ зверей;
Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;
Там о 7) ___________ прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей 8) ______________

Чредой из вод выходят 9) ___________,
И с ними дядька их 10) _____________;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через 11) _______________
Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна 12)__________,
А 13) _________ волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой

Идет, 14) _____ _______сама собой;
Там царь Кащей над златом 15) ________;
Там русской дух... там 16) ___ ____пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним 17) _____________, и кот ученый
Свои мне 18) _______________говорил.
Одну я помню: сказку эту
19) ___________ теперь я 20) _________...



Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке Опера Руслан и Людмила»



Тема: «Опера «Руслан и Людмила»

Раздел: «В музыкальном театре»

Класс:


Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»

Задачи:

  • Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;

  • Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

  • Формировать патриотические качества личности.

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

  • Интерес к музыке и музыкальной деятельности;

  • Привлечение жизненно - музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

Познавательные УУД:

  • Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;

  • Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

Логические УУД:

  • Умение проводить сравнение произведений;

  • Выявление логики развития музыкальных образов.

Регулятивные УУД:

  • Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений;

  • Прогнозирование результатов музыкальной деятельности;

  • Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.


Тип урока: открытие новых знаний.

Технологии: проблемного обучения, оценивания, ИКТ, здоровьесберигающие.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки красного и синего цвета, карточки с заданиями, портреты А.С.Пушкина, М.И.Глинки, презентация.











1 этап. Организационный момент .

Музыкальное приветствие.

(слушают музыку – 1- приветствие)

2 этап. Актуализация опорных знаний.

-Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:

Слайд 1.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом…

- А вы можете продолжить? (Да).

-Тогда в группах допишите потерявшие слова.

(Работа в группах - дети дописывают слова на карточках).

-Давайте прочитаем, что получилось.

(Дети зачитывают строки из поэмы Пушкина).


-Какому поэту принадлежат эти строки? (А.С.Пушкин)

На доску вывешивается портрет писателя.


-Когда А.С.Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила».

Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина; волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими былинами.

Поэма была написана в 1818—1820, после выхода из Лицея. Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.


Слайд 3 (ТЕАТР )


-Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём? ( в театр).

-А кто был в театре? ( ответы детей).

-А что там делают? (смотрят спектакли).

-Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём?

(Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера")

  1. Исполнитель сольной партии, один певец (сОлист).

  2. Клавишный музыкальный инструмент (Пианино ).

  3. Место для зрелищ, где можно посмотреть музыкальный спектакль в музыкальном произведении (тЕа́тр).

  4. Многоголосная песня, исполнение песни группой людей («хоР»).

5.Семи струнный музыкальный инструмент (гитАра).


-Что получилось? (опера).

-А что такое опера? (Опера — здание с оперным залом, где показывают музыкальные спектакли).

На доску вывешивается ОПЕРА.

3 этап. Самоопределение деятельности ( целеполагание).

- Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. 

- Кто рассказывает сказки детям? (сказочник, Кота ученого). Слайд 4.


-А хотите узнать, что было 175 лет назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.
На доску вывешивается портрет Глинки.


-В десять лет, довольно поздно, Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 18 лет появляются  его первые произведения.  


-Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты.  Опера была написана  после смерти Пушкина.


-Почему опера волшебная и сказочная? (Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу).


-"Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. Слайд 5 ( рассказ будет сопровождаться слайдами героев оперы).


В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. Слайд 6.


По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Слайд 7.


Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Слайд 8.


Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Слайд 9.



Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев.

Слайд 10.


Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых." 

Слайд 11.


3 этап. Музыкальная физминутка.


4 этап. Изучение нового материала.

-А чтобы увидеть оперу, её нужно ещё и услышать.

Звучит "Увертюра" (2 произведение).


-Как звучит произведение?

-Какой тут возникает образ?

-Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана)


-Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).


-Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление).


-Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?  

Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» (3 – произведение).


-Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? ( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен).


-Как вы думает, кто исполняет это произведение? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ.


-Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?


Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...


– Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
–Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил? ( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)


-Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите, какой из жанров он для этого выбирает? (жанр марш)


Звучит (М.И.Глинка – «Марш Черномора») (4- произведение)


-По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? (звучание колокольчиков). 


-Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы).


-Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему? (он – сила зла).


-Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).


-Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?


-Так же в поэме есть сказочник Баян, который рассказывает нам происходящие события (5 – произведение).


-Своим прототипомпервообраз, фю Руслан имеет легендарных богатырей из русских былин и сказок, которые защищали русский народ.


-Каких вы знаете богатырей? (Слайд 12).

На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собраны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.


-С каким цветом ассоциируется у вас его образ? (красный – цвет крови).


-А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины).


-А как вы думаете, , какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

видеофрагмент "Финал" (5-произведение).


-Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная).

-Кто исполняет это произведение ? (хор).

-А какой хор? (смешанный)

-Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили.


-Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою (Слайд 13 – 14).

Людмила – “милая людям”. 

Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”.

Князь Владимир несёт мир, добро, владеет миром (Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси.) 

Черномор –поступки героя чёрные, недобрые. 


-В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!)


-У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе.

-В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни.

-Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны.

- Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.


-Многие художники изображали сюжеты из поэмы «Руслан и Людмила» на своих картинах. Палехские художники, на своих шкатулках изображали мотивы поэмы (Слайды 15- 17).


4 этап. Рефлексия (Слайд 18).

- А теперь посмотрите на экран.

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?


5 этап. Оценочный (Слайд 19).

  • Я многое узнал и всё понял («5»).

  • Я многое узнал, и мне было, интересно («4»).

  • Я многое не знал, и мне было, трудно («3»).

Мне...


6 этап. Домашнее задание

Домашнее задание:

-Нарисуйте, пожалуйста, дома, как вы представляете образ Черномора.


Урок окончен.















Список использованной литературы


1. Изместьева Ю.Д. «Поурочное планирование уроков музыки в 2 классе» Волгоград 2010.

2..Затямина Т.А. «Современный урок музыки» Москва «Глобус» 2011.

3.Давыдова М.А., Агапова И.А. «Музыкальные вечера в школе» Айрис Пресс Рольф Москва 2010 год.) часть II

4. Давыдова М.А., Агапова И.А «30 музыкальных занятий» для начальной школы «Аквариум» ГИППВ 2009.


Использованные материалы и Интернет - ресурсы

1. http://collegy.ucoz.ru

2. http://www.myshared.ru

3. http://pedsovet.su







 

 



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку музыке Опера Руслан и Людмила, 2 класс»

Опера  «Руслан и Людмила»  2 класс  «Школа России» Выполнила: Ковалева Марина Ивановна, учитель 1 категории, МКОУ «Покоснинская СОШ»

Опера «Руслан и Людмила» 2 класс «Школа России»

Выполнила:

Ковалева Марина Ивановна,

учитель 1 категории, МКОУ «Покоснинская СОШ»

Герои произведения Характеристики Людмила поступки героя чёрные, недобрые.   Руслан “ милая людям”.   Князь   Владимир   “ русый, светловолосый, настоящий русский человек”. Черномор несёт мир, добро, владеет миром  

Герои произведения

Характеристики

Людмила

поступки героя чёрные, недобрые.  

Руслан

“ милая людям”.  

Князь   Владимир  

“ русый, светловолосый, настоящий русский человек”.

Черномор

несёт мир, добро, владеет миром  

Герои произведения Характеристики Людмила “ милая людям” “ русый, светловолосый, настоящий русский человек” Руслан несёт мир, добро, владеет миром   Князь   Владимир Черномор поступки героя чёрные, недобрые  

Герои произведения

Характеристики

Людмила

“ милая людям”

“ русый, светловолосый, настоящий русский человек”

Руслан

несёт мир, добро, владеет миром  

Князь   Владимир

Черномор

поступки героя чёрные, недобрые  

С каким произведением мы с вами познакомились на уроке? Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»? Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
  • С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?
  • Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?
  • Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
Я многое узнал и всё понял (« 5 »). Я многое знал, и мне было, интересно (« 4 »). Я многое не знал, и мне было, трудно (« 3 »). Мне...
  • Я многое узнал и всё понял (« 5 »).
  • Я многое знал, и мне было, интересно (« 4 »).
  • Я многое не знал, и мне было, трудно (« 3 »).
  • Мне...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!