Тема: «Опера «Руслан и Людмила»
Раздел: «В музыкальном театре»
Класс: 2б
Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»
Задачи:
Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;
Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
Формировать патриотические качества личности.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
Познавательные УУД:
Логические УУД:
Регулятивные УУД:
Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений;
Прогнозирование результатов музыкальной деятельности;
Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологии: проблемного обучения, оценивания, ИКТ, здоровьесберигающие.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки красного и синего цвета, карточки с заданиями, портреты А.С.Пушкина, М.И.Глинки, презентация.
1 этап. Организационный момент .
Музыкальное приветствие.
(слушают музыку – 1- приветствие)
2 этап. Актуализация опорных знаний.
-Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:
Слайд 1.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом…
- А вы можете продолжить? (Да).
-Тогда в группах допишите потерявшие слова.
(Работа в группах - дети дописывают слова на карточках).
-Давайте прочитаем, что получилось.
(Дети зачитывают строки из поэмы Пушкина).
-Какому поэту принадлежат эти строки? (А.С.Пушкин)
На доску вывешивается портрет писателя.
-Когда А.С.Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила».
Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина; волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими былинами.
Поэма была написана в 1818—1820, после выхода из Лицея. Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.
Слайд 3 (ТЕАТР )
-Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём? ( в театр).
-А кто был в театре? ( ответы детей).
-А что там делают? (смотрят спектакли).
-Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём?
(Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера")
Исполнитель сольной партии, один певец (сОлист).
Клавишный музыкальный инструмент (Пианино ).
Место для зрелищ, где можно посмотреть музыкальный спектакль в музыкальном произведении (тЕа́тр).
Многоголосная песня, исполнение песни группой людей («хоР»).
5.Семи струнный музыкальный инструмент (гитАра).
-Что получилось? (опера).
-А что такое опера? (Опера — здание с оперным залом, где показывают музыкальные спектакли).
На доску вывешивается ОПЕРА.
3 этап. Самоопределение деятельности ( целеполагание).
- Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира.
- Кто рассказывает сказки детям? (сказочник, Кота ученого). Слайд 4.
-А хотите узнать, что было 175 лет назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.
На доску вывешивается портрет Глинки.
-В десять лет, довольно поздно, Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 18 лет появляются его первые произведения.
-Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти Пушкина.
-Почему опера волшебная и сказочная? (Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу).
-"Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. Слайд 5 ( рассказ будет сопровождаться слайдами героев оперы).
В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. Слайд 6.
По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Слайд 7.
Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Слайд 8.
Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Слайд 9.
Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев.
Слайд 10.
Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых."
Слайд 11.
3 этап. Музыкальная физминутка.
4 этап. Изучение нового материала.
-А чтобы увидеть оперу, её нужно ещё и услышать.
Звучит "Увертюра" (2 произведение).
-Как звучит произведение?
-Какой тут возникает образ?
-Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана)
-Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).
-Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление).
-Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?
Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» (3 – произведение).
-Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? ( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен).
-Как вы думает, кто исполняет это произведение? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ.
-Добро в сказке борется со злом. Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?
Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...
– Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
–Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил? ( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)
-Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите, какой из жанров он для этого выбирает? (жанр марш)
Звучит (М.И.Глинка – «Марш Черномора») (4- произведение)
-По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? (звучание колокольчиков).
-Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы).
-Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему? (он – сила зла).
-Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).
-Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?
-Так же в поэме есть сказочник Баян, который рассказывает нам происходящие события (5 – произведение).
-Своим прототипом – первообраз, фю Руслан имеет легендарных богатырей из русских былин и сказок, которые защищали русский народ.
-Каких вы знаете богатырей? (Слайд 12).
На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собраны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.
-С каким цветом ассоциируется у вас его образ? (красный – цвет крови).
-А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины).
-А как вы думаете, , какой музыкой у Глинки заканчивается опера?
видеофрагмент "Финал" (5-произведение).
-Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная).
-Кто исполняет это произведение ? (хор).
-А какой хор? (смешанный)
-Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили.
-Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою (Слайд 13 – 14).
Людмила – “милая людям”.
Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”.
Князь Владимир несёт мир, добро, владеет миром (Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси.)
Черномор –поступки героя чёрные, недобрые.
-В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!)
-У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе.
-В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни.
-Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны.
- Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.
-Многие художники изображали сюжеты из поэмы «Руслан и Людмила» на своих картинах. Палехские художники, на своих шкатулках изображали мотивы поэмы (Слайды 15- 17).
4 этап. Рефлексия (Слайд 18).
- А теперь посмотрите на экран.
- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?
-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?
-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
5 этап. Оценочный (Слайд 19).
Я многое узнал и всё понял («5»).
Я многое узнал, и мне было, интересно («4»).
Я многое не знал, и мне было, трудно («3»).
Мне...
6 этап. Домашнее задание
Домашнее задание:
-Нарисуйте, пожалуйста, дома, как вы представляете образ Черномора.
Урок окончен.
Список использованной литературы
1. Изместьева Ю.Д. «Поурочное планирование уроков музыки в 2 классе» Волгоград 2010.
2..Затямина Т.А. «Современный урок музыки» Москва «Глобус» 2011.
3.Давыдова М.А., Агапова И.А. «Музыкальные вечера в школе» Айрис Пресс Рольф Москва 2010 год.) часть II
4. Давыдова М.А., Агапова И.А «30 музыкальных занятий» для начальной школы «Аквариум» ГИППВ 2009.
Использованные материалы и Интернет - ресурсы
1. http://collegy.ucoz.ru
2. http://www.myshared.ru
3. http://pedsovet.su