СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на конкурс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на конкурс "Учитель – мастер" (фрагмент по подготовке)

Просмотр содержимого документа
«Урок на конкурс»


Урок на конкурс «Учитель – мастер) (фрагмент по подготовке)

Куликовой Лидии Георгиевны

Учитель географии шк.482

Выборгского района СПб.

конференция «Человек и гидросфера: друзья или враги


Разработка фрагмента урока по географии «Введение в курс географии»6 класс.

Раздел: Гидросфера Земли

Тема: «обобщение по гидросфере»

Автор: Куликова Лидия Георгиевна

Основные понятия: Мировой океан, моря, заливы, проливы, каналы; виды круговоротов воды в природе: « Большого круговорота воды в природе» и круговороте течений; хозяйственная деятельность человека.

Изучив эту тему, учащиеся узнают:

  • Что такое взаимовлияние гидросферы и человека.

  • Закрепят знания о природных явлениях, связанные с гидросферой;

  • Познакомятся с основными статистическими показателями по разнообразным данным состояния объектов гидросферы;

  • Научатся определять взаимосвязь состояния объектов гидросферы с хозяйственной деятельностью человека.

Тема, класс

Проблемные вопросы и задания

Место постановки в учебном процессе

Деятельность учащихся

Гидросфера 6 класс

1. Как можно объяснить многообразие проблем влияния человека на гидросферу?

В процессе изучения темы урокаучитель организует работу учащихся по группам, подводит к самостоятельному выводу и формулирует перед ними проблему

1. На основе работы проясняется материал темы.

2. Осознают поставленный вопрос.

3. Под руководством учителя ищут причины, объясняющие многообразия проблем и способы их устранения.

2. Как можно объяснить многообразие проблем влияния гидросферы на человека ?

Перед изучением темы «Движения земной коры».

Учитель организует работу учащихся с картинами, фотографиями и подводит их к выводу о разнообразии залегания горных пород. Формулирует проблему

Целенаправленное восприятие нового материала.

Решение основного и частных вопросов темы.

Осознание причин и следствий изучаемых явлений

  1. Цели: осознание и осмысление учебного материала;

  2. познакомить учащихся со взаимовлиянием объектов гидросферы и человека.

Задачи:

Предметные:

  • способствовать осознанию учебного материала о разнообрази хозяйствнееой деятельности человека и взаимосвязи гидросферы ;

  • создать условия для развития у учащихся логического мышления;

  • научить решать простые эколого – географические задачи;

  • воспитание бережного отношения к природе, развить кругозор обучающихся.

Метапредметные:

  • развивать у учащихся умение при работе с текстом выделять главное, существенное;

  • логически излагать мысли, анализировать и обобщать изучаемые факты;

  • стимулировать поисковую деятельность;

  • развивать умение работать в группах и во времени;

  • развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся;

  • развивать умение выполнять задания аналитического характера;

  • развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.

Личностные:

  • формировать у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое о своей Родине, воспитание чувства ответственности за ее настоящее и будущее, чувства патриотизма.

  • продолжить формирование системы нравственных отношений;

  • воспитание у учащихся уважительного отношения к мнению других учеников;

  • работать над осознанием ответственности за общее дело;

  • развивать умения сотрудничества со сверстниками при работе в группе или паре, принимать коллективное решение;

Основная форма работы (урок изучения) – изучение нового материала.

Тип урока: комбинированный

Методы (по характеру познавательной деятельности учащихся): исследовательский, частично – поисковый.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебникЛобджанидзе. 5 - 6 класс. География.Планета Земля: 5 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под общ. ред. В.П. Дронова. - М.:, 2016 - 160 с.
Атлас 5 - 6 класс курс геограрафии.: Просвещение, 2016





Фрагмент рока в форме конференции организовала следующим образом:

На предыдущем уроке класс разбивается на группы с получением карточек – заданий каждому члену группы (каждому своё задание, исходя из принадлежности к той или иной группе.

Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: например климатологов, гидрологов, геологов, биологов, инженеров-хозяйственников, обычные люди, экологи. Представители прессы тоже делятся на аналогичные специальностям профили и в соответствии с ними готовят вопросы.

Непосредственно на самом уроке специалисты отвечают на вопросы представителей газет и журналов.


Технологическая карта урока.

№ п/п

Цель этапа урока

Время

Задача этапа урока

Показатель результата решения задачи

Виды действий учителя и учащихся

1.

Организация начала занятия

1

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Прочтение стихотворения экологической направленности по гидросфере

2.

Подготовка к основному этапу занятий

1

Актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Видеосюжет и группировка учащихся по тематическим группам ( у каждого заранее подготовленные доклады )

3.

Определение темы урока.

2

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности


Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, чертят таблицу (можно ограничиться просто круговой схемой со стрелочками с темой группы в центре)


4.

Целеполагание

1

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Постановка проблемного вопроса.

ГИДРОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК-ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ?

Формулирование цели и задачи.

Постановка учебных задач.

5

Изучение нового материала. Заполнение таблицы исследователя

Название группы

Результаты

исследований

(примеры)

друг

враг



10

Групповая работа. Сформировать простейшие навыки определения положительного и отрицательного взаимовлияния объектов гидросферы и человека

Самостоятельное выполнение системы задач с поэтапным увеличением сложности.

Ученики слушают, участвуют в диалоге, составляют схему

Работа с «Таблицей исследователя» (или схемой). Заполняют их.

6

Самопроверка

5

Установление правильности и осознанности усвоенного нового учебного материала

Ликвидация ошибок и неверных представлений у учащихся


7

Прогулки по городу «экология вод СПб(фото) и использование воды человеком».

5

Построение логической цепи рассуждений

Продолжить обучение в режиме диалога полилога.

Продолжить эстетическое, экологическое воспитание. Формирование ответственного отношения к объектам гидросферы, воспитания норм и правил поведения.

8

Подведение итогов. Рефлексия

3


Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Работа с таблицей.

Название группы

Результаты исследований

друг

враг


9

Домашнее задание

По повторению изученного материала

2

Инструктаж

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Домашнее задание записывают в дневник: «Выполнить тест по пройденной теме»). Составить кроссворд (по желанию).


ДАЁТСЯ ПАМЯТКА «СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПО ПОИСКУ МАТЕРИАЛА В ИНТЕРНЕТ САЙТАХ»

Проверяйте орфографиюЕсли поиск не нашел ни одного документа, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова.

Используйте синонимыЕсли список найденных страниц слишком мал или не содержит полезных страниц, попробуйте изменить слово. Попробуйте задать для поиска три-четыре слова-синонима сразу. Для этого перечислите их через вертикальную черту (|). Тогда будут найдены страницы, где встречается хотя бы одно из них. Например, вместо "фотографии" попробуйте "фотографии | фото | фотоснимки".

Ищите больше, чем по одному слову. Слово "вышивка" дадут при поиске поодиночке большое число ссылок. Добавьте одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, "вышивка шелковыми лентами". Рекомендуется также сужать область вашего вопроса.

Не пишите большими буквамиНачиная слово с большой буквы, вы не найдете слов, написанных с маленькой буквы, если это слово не первое в предложении. Поэтому не набирайте обычные слова с Большой Буквы, даже если с них начинается ваш вопрос. Заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, "телепередача Смак".

Поиск картинок и фотографий. Яндекс умеет искать не только в тексте документа, но и отыскивать картинки по названию файла или подписи. Для этого перейдите в "расширенный поиск". Для поиска картинки предусмотрены два поля. В поле "Название картинки" вписываются слова для поиска по названиям картинок, обычно появляющихся, когда к картинке подводится курсор. http://article.cod3sun.com/38-znakomimsya-s-internetom.htmlhttp://www.google.ru/intl/ru/landing/internetsovety/http://ru.wikibooks.org/w

ПРИ ПОИСКЕ 

Надо определиться и с возможными форматами файлов,  в которых может содержаться требуемая информация. Это может быть html-страница, текстовый документ в форматах txt, rtf, odt, doc или docx, документ pdf, презентация в форматах odp, ppt или pptx, электронная таблица в форматах ods, xls или xlsx, аудио в формате mp3, flash-ролик формата swf, видео в формате avi и т. д.

    Методы поиска зависят от того, как мы ответили на два первых вопроса

Поисковыесистемы:Google; AltaVista;Yahoo! ;     Апорт;Rambler;     Яндекс;    @MAIL.RU;    ru.msn.com;Nigma.ru ;  Quintura;  Bing ;KM.RU;  

Специализированные поисковики:GigaBits.com;    Taggalaxy.deFindSounds.com                             

                             Функции учителя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;

  • комплектование групп;

  • комментарий к заданиям для групп;

  • контроль за ходом групповой работы;

  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

  • творческий подход учителя к организации групповой деятельности делает эту форму интересной, доступной, дающей самую важную основу для развития личности через общение, сотрудничество

Работа учащихся в своей тематической группе для подготовки коллективного ответа:

Не менее важным, а точнее одним из важных процессов групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:

  • 1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции, от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные гипотезы, для того, чтобы затем выразить свое отношение к каждой из них.

  • 2 этап: обсуждение высказанных гипотез (генерирование идей).На этом этапе участникам групп понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.

  • 3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.

  • 4 этап: обсуждение итогов работы группы, где участники группы выдвигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.

5 этап: обсуждение процесса работы(этот этап не так часто встречается в реальной практике – как правило не хватает времени).Но возможностей у процесса обсуждения гораздо больше, чем представляется. Можно задать учащимся вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников способствовали работе, а какие мешали? И, наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?»