Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра филологии
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Тема: «Конспект урока по обучению анализу текста»
Выполнила: Живоглядова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №1 г. Сергиев Посад
Научный руководитель:
к.ф.н. доцент Крапотина Т.Г.
Москва 2018
Урок русского языка в 8-м классе "Анализ художественного текста"
Живоглядова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: развитие умений понимать информацию прочитанного текста, развитие речемыслительных способностей учащихся.
1. Лингвистическая разминка.
Определите литературный жанр по следующим признакам: эпический жанр, напоминает рассказ, обязательно присутствует моральное поучение, форма повествования иносказательная;
Укажите лексическое значение, а если сможете, то и этимологическое, слов: аллегория, метафора, антитеза;
Назовите фамилии писателей, использовавших в своем творчестве аллегорию как основной прием в выражении идеи произведения, укажите эпоху и, если сможете, литературное произведение.
Предполагаемые ответы:
притча, сказка, философская сказка
аллегория (перев. «иной») – иносказание; метафора – скрытое сравнение; антитеза – противопоставление.
Басни Эзопа, Крылова, притчи Л.Н.Толстого, произведения М.Горького, библейские притчи (притчи Соломона)
Ученики делают предположение о дальнейшем ходе урока: они могут попробовать сформулировать тему или в общих чертах описать предстоящую деятельность. Учитель комментирует ответы учеников и предлагает формулировку темы урока. (Работа на уроке будет связана с анализом текста, скорее всего, содержание текста будет необычным по мысли и форме, с философским или морально-нравственным подтекстом).
2. Работа с текстом Ф.Кривина «Мемуары» - включение учащихся в аналитическую деятельность.
Предтекстовое задание:
ваши ассоциации к слову мемуары, установите лексическое значение этого слова, к помощи какого словаря (каких словарей) вы при этом прибегнете?
образуйте от слова мемуары существительное, с лексическим значением «автор, пишущий мемуары», каким способом словообразования вы воспользовались? Какие еще слова с корнем «мемуар» вы знаете? Сделайте предположение о происхождении этого слова? На чем основывались ваши предположения? В контексте какого литературного произведения мы обсуждали ранее этот жанр?
Предполагаемые ответы: с помощью толкового словаря или энциклопедического (словаря литературоведческих терминов) устанавливается значение слова «мемуары», предположительно слово французского происхождение, то есть иноязычное (заимствованное) (помогает ударение на последний слог). Мемуарист – создатель мемуаров. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» сложна по жанру, есть исследования, в которых рассматривается как мемуарный.
Прочитайте текст «Мемуары» (автор Феликс Кривин), выразите свои впечатления о нем (текст в распечатанном виде дан ученикам):
Мемуары
(1) Жили на письменном столе два приятеля-карандаша – Тупой и Острый.
(2) Острый Карандаш трудился с утра до вчера: его и строгали, и ломали, и в работе на щадили.
(3) А к Тупому Карандашу и вовсе не притрагивались: раз попробовали его вовлечь, да сердце у него оказалось твердое. (4)А от твердого сердца ни в каком деле толку не жди.
(5) Смотрит Тупой Карандаш, как его товарищ трудится, и говорит:
(6) И чего ты маешься? (7)Разве тебе больше всех надо?
(8) Да нет, совсем не больше, - отвечает Острый Карандаш.
(9) Просто самому интересно.
(10) Интересно-то интересно, да здоровье дороже, - урезонивает его Тупой Карандаш. – (11)Ты погляди, на кого ты похож: от тебя почти ничего не осталось.
(12) Не беда! – весело отвечает его товарищ. (13)– Меня еще не на одну тетрадь хватит!
(14)Но проходит время, и от Острого Карандаша действительно ничего не остается.
(15) Его заменяют другие острые карандаши, и они с большой любовью отзываются о своем предшественнике.
(16) Я его лично знал! – гордо заявляет Тупой Карандаш.(17) – Это был мой лучший друг, можете мне поверить!
(18) Вы с ним дружили? – удивляются острые карандаши.(19) – Может быть, вы напишете мемуары?
(20) И Тупой Карандаш пишет мемуары.
(21) Конечно, пишет он их не сам – для этого он слишком тупой.
(22) Острые карандаши задают ему наводящие вопросы и записывают события с его слова, это очень трудно; Тупой Карандаш многое забыл, многое перепутал, а многого просто передать не умеет.
(23) Приходится острым карандашам самим разбираться – подправлять, добавлять, переиначивать.
(24) Тупой Карандаш пишет мемуары…
3. Обучение текстоведческому анализу и анализу лингвистических единиц текста.
Ученики выражают свои впечатления.
Почему текст показался вам сложным, но интересным?
К тому же вы назвали его своеобразным?
Требует ли информация, представленная в тексте, расшифровки?
Какова жанровая принадлежность текста?
Какие образы в тексте представлены в иносказательном виде?
Каков их истинный смысл?
Выпишите ключевые слова из текста и определите его тему, сформулируйте проблему текста двумя способами: с помощью вопросительного предложения и с помощью словосочетания со связью управление, где зависимое слово стояло бы в родительном падеже .
Найдите в тексте предложение, которое, по вашему мнению, максимально точно передает авторскую позицию по отношению к проблеме текста? Что еще в тексте помогает определить авторское отношение к проблеме? Каков смысл названия?
Предполагаемые ответы: по жанру текст напоминает рассказ, но скорее, это притча, так как присутствует иносказание и мораль, хоть она и завуалирована автором; тему можно определить как философскую, потому что за образами «острого» и «тупого» карандашей скрываются разные люди, с разным мировоззрением, образом жизни. Как должен жить человек: с головой окунуться в жизнь с ее сложностями и противоречиями или прятаться от жизненных трудностей? Или проблема выбора жизненной позиции. По ироничной оценке жизни и взглядов на жизнь «тупого» можно понять, что автору ближе позиция «острого» карандаша. Жизнь его скоротечна, коротка, но интересна, ярка и активна. Название тоже может быть метафорой: кому-то в этой жизни суждено «писать мемуары», а кому-то оставить после себя добрые дела, светлую память.
4. Создание устных монологических и диалогических высказываний.
Автор текста – Феликс Кривин. Презентация, заранее выполненная группой учеников.
Предпросмотровое задание: составьте по материалам презентации резюмирующую фразу, являющуюся ответом на вопрос «кто такой Феликс Кривин»? Должно получиться два предложения. Обратите внимание на слова самого писателя: какая мысль в них отражается? Как определил сам автор жанр своих произведений?
Предполагаемый ответ: Феликс Кривин – русский, советский, израильский писатель, наш современник. Основным жанром его творчества становятся иносказательные рассказы, сказки-притчи.
Мысль, отраженная в высказывании самого писателя, доказывает правоту наших предположений: жизнь человека не должна быть лишена трудностей. Кривин так определил жанр своего творчества: «ученые сказки», то есть истории, которые, возможно, кого-то научат уму разуму, а может быть, это намек на то, что его произведения непросты, только интеллектуально развитый человек сможет постичь их истинное содержание. (Ответы могут быть и другие, здесь одного мнение быть не должно).
5. Создание собственного (письменного) высказывания – соединение теоретического знания с опытом их применения в речевой практике.
Выберите вопрос и напишите на него ответ в виде связного текста:
Как помогает метафора «твердое сердце» понять отношение автора к персонажам сказки?
В диалоге с «острым карандашом» «тупой» употребляет хорошо известный фразеологизм: «разве тебе больше всех надо»? Каков его смысл в контексте сказки Ф.Кривина?
В тексте сказки автор использует ряды однородных членов предложения, какую смысловую нагрузку придает Кривин данному синтаксическому средству языковой выразительности?
Несколько работ могут быть прочитаны в классе и проверены по критерию, с которым ученики уже сталкивались не раз. Критерий отображается на экране:
наличие сформулированного тезиса, соответствующего теме вопроса;
наличие аргументов (1 или 2), опирающихся на текст первоисточника;
логичность работы;
отсутствие речевых и грамматических ошибок, орфографических и пунктуационных;
Работы собирает учитель в конце урока, проверяет, на следующем уроке проходит анализ сочинений.
6. Диагностика и проверка знаний с последующим анализом и моделированием системы повторения изученного материала (задания в распечатанном виде даны ученикам, можно задания разместить на экране)
К какому стилю и типу речи относится текст?
художественная речь, описание
научный стиль, рассуждение с элементами описания
художественная речь, повествование
публицистический стиль, повествование с элементами описания
Какие средства связи предложений в тексте доминируют?
личное местоимение
лексический повтор
наречие
контекстный синоним
Составьте тестовые вопросы к тексту на тему «Фонетика», «Морфемика», «Словообразование» (задание дается по рядам)
Какое предложение содержит прилагательное в сравнительное степени?
2
10
11
14
В каком из предложений имеется действительное причастие настоящего времени?
14
21
22
23
В каком предложении сказуемое является составным именным?
13
17
18
19
Какое из перечисленных слов является прямым дополнением в предложении №15?
его
карандаши
с любовью
о предшественнике
В состав какого сложного предложения входит неопределенно-личное?
10
15
18
2
Сколько грамматических основ в предложении №22?
2
1
4
2
После выполнения практикума ученики имеют возможность проверить себя (ответы отображены на экране). Можно организовать взаимопроверку, определить наиболее трудные вопросы, выстроить «древо целей» к следующему уроку русского языка.
7. Задание на сопоставление – обучение анализу и сравнению как основных способов критического мышления.
Прочитайте текст еще одной сказки-притчи Феликса Кривина (сказку может прочитать заранее подготовленный ученик, учитель, сказка может быть отображена на экране)
«Два камня»
У самого берега лежали два камня — два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
Шли годы. Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей — комьев глины. Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
— Здравствуй, дружище! — крикнул он Растрескавшемуся Камню.
Старый Камень был удивлён.
— Извините, я вас впервые вижу.
— Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине, и как всё-таки там было здорово интересно.
— Пошли со мной! — предложил Кремень. — Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
— Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.
— Что ж, как знаешь! — Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.
Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:
— Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?
И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
8. Вовлечение в дискуссию. Проходит осмысление содержания сказки: сравните два текста Ф.Кривина? Для этого обратите внимание на жанр, особенности стиля, характеры образов, авторскую позицию.
Сформулируйте письменно выводы: какая жизнь, по мнению автора, может считаться полноценной, настоящей?
В жизни нельзя быть человеком безучастным, равнодушным. Только активная жизненная позиция делает человеческую жизнь истинной. Другими словами, нужно жить, а не проживать, несмотря ни на что.
9. Домашнее задание: прочитайте произведение М.Горького «Песня о Соколе» и ответьте письменно на вопрос: Чья жизненная философия ближе вам, Ужа или Сокола? Свое мнение аргументируйте.