СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Анализ художественного текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Анализ художественного текста"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Анализ художественного текста"»



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»


Кафедра филологии











САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Тема: «Конспект урока по обучению анализу текста»





Выполнила: Живоглядова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №1 г. Сергиев Посад



Научный руководитель:

к.ф.н. доцент Крапотина Т.Г.













Москва 2018

Урок русского языка в 8-м классе "Анализ художественного текста"

Живоглядова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: развитие умений понимать информацию прочитанного текста, развитие речемыслительных способностей учащихся.

1. Лингвистическая разминка.

  1. Определите литературный жанр по следующим признакам: эпический жанр, напоминает рассказ, обязательно присутствует моральное поучение, форма повествования иносказательная;

  2. Укажите лексическое значение, а если сможете, то и этимологическое, слов: аллегория, метафора, антитеза;

  3. Назовите фамилии писателей, использовавших в своем творчестве аллегорию как основной прием в выражении идеи произведения, укажите эпоху и, если сможете, литературное произведение.

Предполагаемые ответы:

  1. притча, сказка, философская сказка

  2. аллегория (перев. «иной») – иносказание; метафора – скрытое сравнение; антитеза – противопоставление.

  3. Басни Эзопа, Крылова, притчи Л.Н.Толстого, произведения М.Горького, библейские притчи (притчи Соломона)

Ученики делают предположение о дальнейшем ходе урока: они могут попробовать сформулировать тему или в общих чертах описать предстоящую деятельность. Учитель комментирует ответы учеников и предлагает формулировку темы урока. (Работа на уроке будет связана с анализом текста, скорее всего, содержание текста будет необычным по мысли и форме, с философским или морально-нравственным подтекстом).

2. Работа с текстом Ф.Кривина «Мемуары» - включение учащихся в аналитическую деятельность.

Предтекстовое задание:

  1. ваши ассоциации к слову мемуары, установите лексическое значение этого слова, к помощи какого словаря (каких словарей)  вы при этом прибегнете?

  2. образуйте от слова мемуары существительное, с лексическим значением «автор, пишущий мемуары», каким способом словообразования вы воспользовались? Какие еще слова с корнем «мемуар» вы знаете? Сделайте предположение о происхождении этого слова? На чем основывались ваши предположения? В контексте какого литературного произведения мы обсуждали ранее этот жанр?

Предполагаемые ответы: с помощью толкового словаря или энциклопедического (словаря литературоведческих терминов) устанавливается значение слова «мемуары», предположительно слово французского происхождение, то есть иноязычное (заимствованное) (помогает ударение на последний слог). Мемуарист – создатель мемуаров. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» сложна по жанру, есть исследования, в которых рассматривается как мемуарный.

Прочитайте текст «Мемуары» (автор Феликс Кривин), выразите свои впечатления о нем (текст в распечатанном виде дан ученикам):
Мемуары

(1) Жили на письменном столе два приятеля-карандаша – Тупой и Острый.

(2) Острый Карандаш трудился с утра до вчера: его и строгали, и ломали, и в работе на щадили.

(3) А к Тупому Карандашу и вовсе не притрагивались: раз попробовали его вовлечь, да сердце у него оказалось твердое. (4)А от твердого сердца ни в каком деле толку не жди.

(5) Смотрит Тупой Карандаш, как его товарищ трудится, и говорит:

(6) И чего ты маешься? (7)Разве тебе больше всех надо?

(8) Да нет, совсем не больше, - отвечает Острый Карандаш.

(9) Просто самому интересно.

(10) Интересно-то интересно, да здоровье дороже, - урезонивает его Тупой Карандаш. – (11)Ты погляди, на кого ты похож: от тебя почти ничего не осталось.

(12) Не беда! – весело отвечает его товарищ. (13)– Меня еще не на одну тетрадь хватит!

(14)Но проходит время, и от Острого Карандаша действительно ничего не остается.

(15) Его заменяют другие острые карандаши, и они с большой любовью отзываются о своем предшественнике.

(16) Я его лично знал! – гордо заявляет Тупой Карандаш.(17) – Это был мой лучший друг, можете мне поверить!

(18) Вы с ним дружили? – удивляются острые карандаши.(19) – Может быть, вы напишете мемуары?

(20) И Тупой Карандаш пишет мемуары.

(21) Конечно, пишет он их не сам – для этого он слишком тупой.

(22) Острые карандаши задают ему наводящие вопросы и записывают события с его слова, это очень трудно; Тупой Карандаш многое забыл, многое перепутал, а многого просто передать не умеет.

(23) Приходится острым карандашам самим разбираться – подправлять, добавлять, переиначивать.

(24) Тупой Карандаш пишет мемуары…

3. Обучение текстоведческому анализу и анализу лингвистических единиц текста.

Ученики выражают свои впечатления.

  • Почему текст показался вам сложным, но интересным?

  • К тому же вы назвали его своеобразным?

  • Требует ли информация, представленная в тексте, расшифровки?

  • Какова жанровая принадлежность текста? 

  • Какие образы в тексте представлены в иносказательном виде?

  • Каков их истинный смысл?

Выпишите ключевые слова из текста и определите его тему, сформулируйте проблему текста двумя способами: с помощью вопросительного предложения и с помощью словосочетания со связью управление, где зависимое слово стояло бы в родительном падеже .

Найдите в тексте предложение, которое, по вашему мнению, максимально точно передает авторскую позицию по отношению к проблеме текста? Что еще в тексте помогает определить авторское отношение к проблеме? Каков смысл названия?

Предполагаемые ответы: по жанру текст напоминает рассказ, но скорее, это притча, так как присутствует иносказание и мораль, хоть она и завуалирована автором; тему можно определить как философскую, потому что за образами «острого» и «тупого» карандашей скрываются разные люди, с разным мировоззрением, образом жизни. Как должен жить человек: с головой окунуться в жизнь с ее сложностями и противоречиями или прятаться от жизненных трудностей? Или проблема выбора жизненной позиции. По ироничной оценке жизни и взглядов на жизнь «тупого» можно понять, что автору ближе позиция «острого» карандаша. Жизнь его скоротечна, коротка, но интересна, ярка и активна. Название тоже может быть метафорой: кому-то в этой жизни суждено «писать мемуары», а кому-то оставить после себя добрые дела, светлую память.

4. Создание устных монологических и диалогических высказываний.

Автор текста – Феликс Кривин. Презентация, заранее выполненная группой учеников.

Предпросмотровое задание: составьте по материалам презентации резюмирующую фразу, являющуюся ответом на вопрос «кто такой Феликс Кривин»? Должно получиться два предложения. Обратите внимание на слова самого писателя: какая мысль  в них отражается? Как определил сам автор жанр своих произведений?

Предполагаемый ответ: Феликс Кривин – русский, советский, израильский писатель, наш современник. Основным жанром его творчества становятся иносказательные рассказы, сказки-притчи.

Мысль, отраженная в высказывании самого писателя, доказывает правоту наших предположений: жизнь человека не должна быть лишена трудностей. Кривин так определил жанр своего творчества: «ученые сказки», то есть истории, которые, возможно, кого-то научат уму разуму, а может быть, это намек на то, что его произведения непросты, только интеллектуально развитый человек сможет постичь их истинное содержание. (Ответы могут быть и другие, здесь одного мнение быть не должно).

5. Создание собственного (письменного) высказывания – соединение теоретического знания с опытом их применения в речевой практике.
Выберите вопрос и напишите на него ответ в виде связного текста:

  1. Как помогает метафора «твердое сердце» понять отношение автора к персонажам сказки?

  2. В диалоге с «острым карандашом» «тупой» употребляет хорошо известный фразеологизм: «разве тебе больше всех надо»? Каков его смысл в контексте сказки Ф.Кривина?

  3. В тексте сказки автор использует ряды однородных членов предложения, какую смысловую нагрузку придает Кривин данному синтаксическому средству языковой выразительности?

Несколько работ могут быть прочитаны в классе и проверены по критерию, с которым ученики уже сталкивались не раз. Критерий отображается на экране:

  1. наличие сформулированного тезиса, соответствующего теме вопроса;

  2. наличие аргументов (1 или 2), опирающихся на текст первоисточника;

  3. логичность работы;

  4. отсутствие речевых и грамматических ошибок, орфографических и пунктуационных;

Работы собирает учитель в конце урока, проверяет, на следующем уроке проходит анализ сочинений.

6. Диагностика и проверка знаний с последующим анализом и моделированием системы повторения изученного материала (задания в распечатанном виде даны ученикам, можно задания разместить на экране)

  1. К какому стилю и типу речи относится текст?

    1. художественная речь, описание

    2. научный стиль, рассуждение с элементами описания

    3. художественная речь, повествование

    4. публицистический стиль, повествование с элементами описания

  2. Какие средства связи предложений в тексте доминируют?

    1. личное местоимение

    2. лексический повтор

    3. наречие

    4. контекстный синоним

  3. Составьте тестовые вопросы к тексту на тему «Фонетика», «Морфемика», «Словообразование» (задание дается по рядам)

  4. Какое предложение содержит прилагательное в сравнительное степени?

    1. 2

    2. 10

    3. 11

    4. 14

  5. В каком из предложений имеется действительное причастие настоящего времени?

    1. 14

    2. 21

    3. 22

    4. 23

  6. В каком предложении сказуемое является составным именным?

    1. 13

    2. 17

    3. 18

    4. 19

  7. Какое из перечисленных слов является прямым дополнением в предложении №15?

    1. его

    2. карандаши

    3. с любовью

    4. о предшественнике

  8. В состав какого сложного предложения входит неопределенно-личное?

    1. 10

    2. 15

    3. 18

    4. 2

  9. Сколько грамматических основ в предложении №22?

    1. 2

    2. 1

    3. 4

    4. 2

После выполнения практикума ученики имеют возможность проверить себя (ответы отображены на экране). Можно организовать взаимопроверку, определить наиболее трудные вопросы, выстроить «древо целей» к следующему уроку русского языка.

7. Задание на сопоставление – обучение анализу и сравнению как основных способов критического мышления.

Прочитайте текст еще одной сказки-притчи Феликса Кривина (сказку может прочитать заранее подготовленный ученик, учитель, сказка может быть отображена на экране)

«Два камня»

У самого берега лежали два камня — два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.

Шли годы. Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей — комьев глины. Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.

— Здравствуй, дружище! — крикнул он Растрескавшемуся Камню.

Старый Камень был удивлён.

— Извините, я вас впервые вижу.

— Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?

И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине, и как всё-таки там было здорово интересно.

— Пошли со мной! — предложил Кремень. — Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:

— Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.

— Что ж, как знаешь! — Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.

Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:

— Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?

И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

8. Вовлечение в дискуссию. Проходит осмысление содержания сказки: сравните два текста Ф.Кривина? Для этого обратите внимание на жанр, особенности стиля, характеры образов, авторскую позицию.

Сформулируйте письменно выводы: какая жизнь, по мнению автора, может считаться полноценной, настоящей?

В жизни нельзя быть человеком безучастным, равнодушным. Только активная жизненная позиция делает человеческую жизнь истинной. Другими словами, нужно жить, а не проживать, несмотря ни на что.

9. Домашнее задание: прочитайте произведение М.Горького «Песня о Соколе» и ответьте письменно на вопрос: Чья жизненная философия ближе вам, Ужа или Сокола? Свое мнение аргументируйте.