СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Библейские сказания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему:  "Библейские сказания"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Библейские сказания"»

Урок по теме: "Библейские сказания". История. 5-й класс

Целевая установка урока.

Образовательные:

  • углубить и расширить представления о Библии как историческом источнике;

  • выяснить причины появления единобожия;

  • познакомить с библейскими сказаниями;

  • закрепить знания по теме: «Финикийские мореплаватели»

Развивающие:

развивать умения проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта;

  • развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, активизировать мыслительную деятельность;

  • совершенствовать навыки работы с исторической картой, источником, хронологией;

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речи и поведения

Основные понятия и термины: миф, Библия, Ветхий Завет, заповеди, единобожие.

Оборудование урока:

  • карта «Древнего Востока»

  • листы с заданиями

План урока.

Этапы урока

Время, минуты

1

Организационный момент

2

2

Проверка домашнего задания

14

3

Изучение новой темы

19

4

Физкультминутка

1

5

Закрепление изученного на уроке

5

6

Домашнее задание

2

7

Итоги урока

2


Итого

45



План изучения темы:

1. Ветхий Завет

2. Иосиф и его братья

3. Моисей выводит евреев из Египта

4. Бог дает законы

1.Организационный момент

Ученики занимают свои места. Готовятся к занятию. Приветствие учителя.

2.Проверка домашнего задания.

  1. Показать и назвать на карте все изученные нами страны Древнего Востока (Египет, Финикия, Междуречье)

  1. Чем занимались жители Финикии?

  2. В чём преимущество и недостаток финикийского алфавита?

ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (развитие письменной речи)

Составить предложение по заданным словам:

Финикийцы, стекло, буквы, алфавит.

Какие открытия и изобретения финикийцев, сделанные в древности, используются и в наше время? (стекло, алфавит)



3.Изучение новой темы

1. Ветхий Завет

На доске изображена генологическая таблица прародителей евреев

Авраам

Исаак

Иаков

Левий

Иохаведа

Моисей

В степных и холмистых районах между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада скотоводы. Во втором тысячелетии до н. э. наряду с другими народами здесь жили и древнееврейские племена.Первоначально они были кочевниками и, перегоняя скот с одного пастбища на другое, не имели постоянных поселений. Кто такие кочевники? Привычные к простой, суровой жизни, пастухи жили в лёгких войлочных шатрах. Овцы и козы давали им молоко, мясо, шерсть. Во главе еврейских племён стояли старейшины.

В глубокой древности евреи, так же, как и другие древние народы, поклонялись многим богам. Но постепенно они перешли к единобожию – стали верить в одного бога по имени Яхве. Этого Бога почитали как Творца всего мира и людей. Мифы о сотворении мира Богом Яхве, предания о прошлом еврейского народа сохранились в Библии.

Само слово «Библия» на древнегреческом языке значит «книги». Библией называется собрание священных книг. Первая, наиболее древняя часть Библии, называется Ветхий Завет, в нее входит 39 книг. Эта часть Библии содержит еврейские мифы и предания. Ветхий Завет стал священной книгой как у евреев, так и у тех народов, среди которых распространилась христианская религия. Создавались эти книги разными людьми на протяжении тысячи лет. Ветхий Завет начинается с мифов о сотворении мира, о первых людях и великом потопе.



Давайте попробуем восстановить библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и пр.

  1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.

  1. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.

  2. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.

  3. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так. 
    И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.

  4. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.

  5. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.

Ответы: 6,5,4,1,2,3.



Работы по группам





Библейские сказания повествуют о предках еврейских племён. История целого народа в Ветхом Завете излагается как предание об одной большой семье. Родоначальниками евреев считались Авраам, его сын Исаак и внук Иаков. Второе имя Иакова – Израиль – и дало название всему еврейскому народу: израильтяне.


2. Иосиф и его братья

У Иакова было несколько сыновей, но больше всех отец любил Иосифа. Завидовали братья Иосифу и сговорились погубить его. Они продали юношу купцу, шедшему с караваном в Египет, а отцу сказали, что брата растерзали дикие звери.

В Египте Иосиф стал рабом вельможи. Умён и удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе самого фараона. Здесь Иосиф прославился тем, что сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление великих неурожаев и голода. Он дал фараону совет – запасти зерно и таким образом избавить землю египетскую от бедствия. После этого стал Иосиф влиятельным вельможей.

Тем временем в соседних странах свирепствовал голод. Услышали братья Иосифа, что египетский фараон даёт зерно голодающим, и пришли просить его о помощи. Не узнали они своего брата в египетской одежде. А Иосиф решил устроить им испытание и объявил, будто хочет сделать своим рабом самого младшего из братьев. Дружно заступились братья за мальчика. Увидел это Иосиф и простил им старую обиду. Помирились братья.

Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились дети Иакова в Египте. Их потомки жили там много-много лет.


3. Моисей выводит евреев из Египта

Но египтяне стали притеснять потомков Иакова. Заставлял их фараон много трудиться на строительстве грандиозных сооружений. Совсем решил он погубить израильтян, приказав всех новорождённых мальчиков отдавать палачам.

Но одного мальчика матери удалось спасти. Она положила его в корзину и оставила в камышах на берегу Нила, где обычно купалась дочь фараона. Как и надеялась мать, добрая дочь фараона нашла ребёнка и воспитала его.

Назвали мальчика Моисеем. Вырос Моисей и узнал о своём происхождении и о тяжкой судьбе своих родичей.

Однажды шёл он в пустыне, и вдруг перед ним куст сам загорелся пламенем. А из пламени раздался голос: «Я – Бог Яхве. Повелеваю тебе вывести мой народ из Египта». Моисей умолял фараона добром отпустить израильтян, но владыка Египта был неумолим.

Задание. Прочитать о десяти казнях египетских и «Речение Ипусера».Сравнить.

10 казней египетских

  1. Наказание кровью.

  2. Нашествие жаб.

  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки, пухоеды, вши, клопы).

  4. Наказание пёсьими мухами.

  5. Мор скота.

  6. Язвы и нарывы.

  7. Гром, молнии и огненный град.

  8. Нашествие саранчи.

  9. Необычная темнота (тьма египетская).

  10. Смерть первенцев.

1.Наказание кровью.

И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.
(Исх. 7:20,21)

Речение Ипусера

1.Мор по всей стране. Кровь повсюду. Не удаляется смерть. Пелены [мертвого] вопиют еще до приближения к ним. Воистину: многие трупы погребены в потоке [в Ниле]. Река [превратилась] в гробницу, [а] местом для бальзамирования сделалась река. 

2.Рабы стали владельцами рабов. Воистину: [чиновники] убиты. Взяты их документы. Бедные люди выходят и входят в Великие дворцы. Воистину: дети вельмож выгнаны на улицу.

Тогда израильтяне во главе с Моисеем решили бежать. Вышли они к Красному морю. Их настигало на колесницах войско фараона. Но Бог раздвинул море, и прошли израильтяне по сухому дну. Когда же за ними помчались египетские колесницы, воды вновь сомкнулись, поглотив всё войско фараона. Израильтяне оказались на другом берегу, в пустыне на Синайском полуострове, и сорок лет бродили там со своими стадами.

4. Бог дает законы

Наконец, пришли они к высокой горе Синай. Моисей поднялся на неё, а всем остальным приказал оставаться внизу. Люди видели только дым и молнии, слышали раскаты грома. Гора же вся дымилась оттого, что сам Бог сошёл на неё в огне.

Бог вручил Моисею каменные доски – скрижали, где были записаны десять заповедей. Самые главные заповеди таковы: поклоняться лишь одному Богу Яхве, но не изображать его и не произносить напрасно его священное имя; почитать отца и мать; не красть и не зариться на чужое; не лгать и не убивать человека. Нарушителя заповедей постигнет Божья кара.

Евреи заключили с Яхве завет, то есть договор. Они согласились выполнять все заповеди Бога. А он через Моисея обещал привести их в ту благодатную землю, которая называется Палестиной.

После долгих странствий евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны с местным населением.



4.Закрепление изученного на уроке

Что можно сказать о жизни древних евреев по сказаниям - чем они занимались, где жили, что ценили?

5.Домашнее задание

Дифференцированное задание

для всех:прочитать §16, ответить на вопросы устно

для сильных подготовить презентацию о «Царе Соломоне», «Давиде и Галиафе», «Самсон»

6.Итоги урока

1.Рефлексия

2.Выставление оценок

3.Ученики задают вопросы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!