ТЕМА: Былина. «Три поездки Ильи Муромца».
- образовательные: познакомить учащихся с былинами, как жанром устного народного творчества, учить узнавать былину по характерным признакам, обратить внимание на образный язык былин, продолжать учить собирать материал для характеристики героя;
- коррекционно-развивающие: развивать внимание, восприятие представления, память, навыки выразительного чтения и чтения по ролям, обогащать словарь учащихся;
- воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, чувство патриотизма.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание. Оформление доски. |
I. Вводная часть урока. | | | |
1. Организационный момент. | - Сядет тот, кто назовёт русскую народную сказку. | Учащиеся называют «Сивка-бурка», «Журавль и цапля», «Умный мужик». | |
2. Введение в тему урока. | - Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями устного народного творчества. | | |
II. Основная часть урока. | | | |
1. Проверка домашнего задания. | Беседа: - Какое произведение устного народного творчества читали? | - Сказку «Умный мужик». | |
| - К каким по содержанию сказкам относится сказка «Умный мужик.». | - Бытовая сказка. | |
| - Кому симпатизирует народ, сочинивший эту сказку. | - Бедному мужику. | |
| - Какова главная мысль сказки. Соотнесите её с пословицами записанными на доске. | - За деньги нельзя купить ум. - Бедный человек, чтобы прожить, выбраться из ситуации, придумывает хитрости. - Завистливым людям не хочется жить, т.к. они всегда думают, что у других лучше. | На доске записаны пословицы. - Богатством ума не купишь. - Голь на выдумки хитра. - Железо ржавчину съедает, а завистливый от зависти погибает. |
2. Введение в тему. Актуализация знаний. | Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества. А вот каким – отгадайте. (Прочитать слово можно поставив буквы по размеру). | - Былина. | нЫБЛиа |
| - Как вы думаете от какого слова происходит слово «былина». | - От слова «быль» | |
| - Кто является героями былины. | - Богатыри. | |
| - О чём рассказывается в былинах. | - О богатырских подвигах. | |
| - К каким жанрам литературы близка былина. | - К сказке и к песне. | |
| - Чем былина похожа на сказку. | - Герои обладают фантастической силой. Побеждают в одиночку очень сильных врагов. | |
| - Чем былина похожа на песню. | Былина рассказывается нараспев, часто под аккомпанемент музыкального инструмента. | |
3. Объяснение нового материала. | Сегодня мы будем читать былину об Илье Муромце. «Три поездки Ильи Муромца». Сейчас послушайте эту былину, обратите внимание на поступки героя, думайте о каких чертах характера они говорят. Учитель выразительно читает былину. | Учащиеся слушают. | |
4. Физминутка. | Ну-ка, плечи разверни Встань и глубоко вздохни. Разомни скорее ноги- Топай, топай по дороге. Обойди дозором стан И на страже мира стань. | | |
5. Чтение текста учащимися. | Учащиеся читают текст по смысловым отрывкам. | | |
6.Закрепление материала. | Беседа по вопросам. Выборочное чтение. - Как описывается облик Ильи Муромца в былине. | | |
| - Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу. Как он рассуждает на перепутье у камня. О каких чертах характера это говорит ? | - Лучше всего умереть в чистом поле как славный богатырь. - Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей. | |
| - Найдите разговор Ильи Муромца с разбойниками. Прочитаем этот отрывок по ролям. слова автора слова Ильи Муромца слова атамана При чтении отрывка по ролям: передайте насмешливость в голосе богатыря, когда он говорит о том, что с него нечего взять; достоинство и спокойствие, когда речь идёт об отказе сотрудничать с разбойниками. Слова атамана – вначале разговора читаем с угрозой, потом с униженной просьбой. | Учащиеся читают отрывок по ролям. | |
| - Как описан Илья в схватке с разбойниками? Что говорит о его фантастической силе. | - За один взмах 10 разбойников лежат, где махнёт, там станет улица, отмахнётся переулочек. | |
| - Прочитайте начало и конец былины, что есть в былине и делает её похожей на сказку. | - Троекратный повтор, зачин, волшебные преувеличения, концовка. | |
| 2. Беседа по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье». | | |
| - Найдите в тексте отрывок подходящий к картине. - Как вы думаете , знакомо ли это место богатырю, или он впервые видит этот камень ? - Почему вы так думаете ? | | |
Заключительная часть урока. | Домашнее задание. - Чтение текста былины стр. 24-29, отвечать на вопросы. - Запомнить карточку- словарь, пользуясь текстом былины | | Карточка-словарь. …- … калач испеченный из муки высшего сорта. … мера длины немного больше километра. … мера веса, равная 16 кг. - кровать, сделанная из тонких досок. - медная монетка, равная четвёртой части копейки. |
| Итог урока. Из слов характеризующих человеческие качества, выберите те, которые имеют отношение к Илье Муромцу: храбрый, трусливый, добрый, скромный, вежливый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, весёлый, чёрствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый. | | |
| - Какова главная идея былины. - Какие чаяния и думы народа отразились в образе Ильи Муромца? - В былинах отразилась борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу. Также как и картины, изображающие героев-богатырей, былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к её прошлому, желание защищать родную землю. Вот какие строки написал И. Никитин: Широко ты, Русь По лицу земли В красе царственной Развернулася ! У тебя ли нет Богатырских сил, Старина святой, Громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде, Сложить голову! | | |
| 3. Оценка деятельности учащихся. | | |