СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Гласные в суффиксах имён существительных –ек и -ик" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку "Гласные в суффиксах имён существительных –ек и -ик". 5 класс. УМК А.Д. Ланин

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Гласные в суффиксах имён существительных –ек и -ик" 5 класс»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)

Тема урока: Гласные в суффиксах имён существительных –ек и -ик

Цель: знакомство с орфограммой «Гласные в суффиксах имён существительных –ек и –ик», совершенствование орфографической грамотности учащихся

Тип урока: урок открытия новых знаний

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку. Проверка упр.97

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.


2.

Мотивация. Актуализация опорных знаний

  1. Приём «Найди верное утверждение»

Цель: проверка и закрепление знания по теме «Имя существительное».

(«Верно» - +, «неверно» - -)

1. Имя существительное - часть речи, которая обозначает действие предмета (-) /обозначает предмет/

2. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (+)

3. Имена существительные изменяются по родам. (-) /имеет грамматические признаки: склонение, род, число, падеж…/

4. Имя существительное – служебная часть речи (-) /самостоятельная часть речи; самостоятельные слова являются членами предложения, включают слова, называющие предметы, признаки и действия, к ним можно поставить вопрос/

5. Имена существительные изменяются по падежам (+) /и числам/


1. Слушают утверждения, записывают ответы в тетрадях: рядом с верными утверждениями ставят «+», с неверными – «-».


  1. Осуществляют взаимопроверку в паре, оценивают работу друг друга. 2,5


3.

Выявление места и причины затруднения

Организовывает деятельность учащихся с целью выявления места и причины затруднения. Организовывает просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков». - Ребята, а вы сможете помочь Вите Перестукину?

Почему у вас возникли затруднения?


Смотрят фрагмент мультфильма, отвечают на вопросы учителя


4.

Определение темы урока.

Целеполагание

Организовывает вывод темы и целеполагание.

- Предположите, какая тема нашего урока. Запишите в тетрадь.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Высказывают свои предположения.

Записывают тему.

Формулируют цели урока.

5.

Открытие нового знания




Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала.

- Над какой орфограммой работал Виктор Перестукин?

- Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах.

(Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку со сказкой и заданием.)

Лингвистическая сказка.

Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К:

замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает:

ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.

Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

(по материалам газеты»Русский язык»)


Задания.

1 группа. Что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в слове?

2 группа. Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?

3 группа. Как в науке о языке называется фонетическое явление, которое постоянно происходит с суффиксом – ЕК – ?


4 группа. Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?


- Работа в группах завершена. К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?


- Попробуйте сформулировать правило, которое поможет Вите.

- Проверьте своё правило с правилом в учебнике на стр. 162.

- Посмотрим мультфильм до конца.

- Разработайте алгоритм, рассмотрев облако слов «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ­ек, ­ик у существительных» (в группах )

Анализируют просмотренный фрагмент

(Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)

Читают правило, сравнивают, делают выводы. Вырабатывают алгоритм1) Измени слово по падежам (просклоняй).

2) Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе.

3) Если выпадает, пиши ­ек. Если сохраняется, пиши ­ик.

6

Первичное закрепление

6.1 Задание: записать детёнышей животных, различные предметы, показанные на слайдах, объяснить выбор гласных и и е в суфф. сущ, используя алгоритм (в парах)

6.2 Тестирование

Записывают слова, обосновывают свой выбор, проговаривают алгоритм.

Выполняют тест

7

Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону

1. орфограмму Организовывает работу над упр. 101 (стр. 163)…

Задание: записать, вставить буквы: Сыноч…к, подароч…к, мяч..к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, кусоч…к, ларч…к, огурч..к.

Работают самостоятельно. Проверяют себя, сверив со слайдом

8.

Включение в систему знаний и повторение

Разноуровневые задания


9.

Рефлексия

- Над какой орфограммой вы сегодня работали? - Оцените свои знания по теме урока: если вы усвоили правило, поставьте +, если нет – знак -.


Оценивают свои знания

10.

Дом.задания

Задаёт домашнее задание, комментирует. Упр. 102 или 103 (стр. 163), правило.

Записывают д. з.

11.

Подведение итогов

Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.


6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к


2 вар

1 В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

2 В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

3 В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик

4 В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

5 В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

На карточках разноуровневые задания:

Уровень 2.0:

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Платоч…к,  стол…к,  листоч…к,  билет…к,  песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.

Уровень 3.0:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Уровень 4.0: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы  –ек,-ик.

   Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий  клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.