2. | Мотивация. Актуализация опорных знаний | Приём «Найди верное утверждение» Цель: проверка и закрепление знания по теме «Имя существительное». («Верно» - +, «неверно» - -) 1. Имя существительное - часть речи, которая обозначает действие предмета (-) /обозначает предмет/ 2. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (+) 3. Имена существительные изменяются по родам. (-) /имеет грамматические признаки: склонение, род, число, падеж…/ 4. Имя существительное – служебная часть речи (-) /самостоятельная часть речи; самостоятельные слова являются членами предложения, включают слова, называющие предметы, признаки и действия, к ним можно поставить вопрос/ 5. Имена существительные изменяются по падежам (+) /и числам/ | 1. Слушают утверждения, записывают ответы в тетрадях: рядом с верными утверждениями ставят «+», с неверными – «-». Осуществляют взаимопроверку в паре, оценивают работу друг друга. 2,5 |
5. | Открытие нового знания | Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала. - Над какой орфограммой работал Виктор Перестукин? - Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах. (Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку со сказкой и заданием.) Лингвистическая сказка. Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –. Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе. Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа. Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе. Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –. (по материалам газеты»Русский язык») Задания. 1 группа. Что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в слове? 2 группа. Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом? 3 группа. Как в науке о языке называется фонетическое явление, которое постоянно происходит с суффиксом – ЕК – ? 4 группа. Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер? - Работа в группах завершена. К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой? - Попробуйте сформулировать правило, которое поможет Вите. - Проверьте своё правило с правилом в учебнике на стр. 162. - Посмотрим мультфильм до конца. - Разработайте алгоритм, рассмотрев облако слов «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ек, ик у существительных» (в группах ) | Анализируют просмотренный фрагмент (Учащиеся озвучивают ответы на вопросы) Читают правило, сравнивают, делают выводы. Вырабатывают алгоритм1) Измени слово по падежам (просклоняй). 2) Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе. 3) Если выпадает, пиши ек. Если сохраняется, пиши ик. |
7 | Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону | 1. орфограмму Организовывает работу над упр. 101 (стр. 163)… Задание: записать, вставить буквы: Сыноч…к, подароч…к, мяч..к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, кусоч…к, ларч…к, огурч..к. | Работают самостоятельно. Проверяют себя, сверив со слайдом |