СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Имена существительные, обозначающие предметы и явления окружающего мира» Русский язык 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Тема урока:  «Имена существительные, обозначающие предметы и явления окружающего мира»

Тип урока: открытие нового знания.

Класс: 2

Цель: формировать понятие об имени существительном, его значении.

Задачи:

Образовательная:

 учить различать имя существительное как часть речи; учить соотносить вопросы кто? и что?, чего?, чему?, о чём?; учить видеть имя существительное в предложениях.

Развивающая:

развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

развивать речь, память, мышление, наблюдательность, культуру речи, умение давать полный ответ.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету русский язык; взаимопомощь, самооценку учащихся; формировать положительное отношение к учебе.

УУД:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; Формирование навыков самоорганизации; развитие речи, формирование умения правильно формулировать мысль

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование волевой саморегуляции; освоение способов решения проблем поискового характера; выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос; формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос, аргументировать;

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).

Оборудование: учебник УМК «Школа России» Русский язык 2 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Имена существительные, обозначающие предметы и явления окружающего мира» Русский язык 2 класс»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



ПРОВЕРИЛ

_________/_________/

«___»_________20___г.






Урок на тему:

«Имена существительные, обозначающие предметы и явления окружающего мира»

Русский язык

2 класс

Выполнила: Бойченко Д.В.

студентка Ш-41 группы



Ейск, 2019 г.

Технологическая карта урока

Тема урока:  «Имена существительные, обозначающие предметы и явления окружающего мира»

Тип урока: открытие нового знания.

Класс: 2

Цель: формировать понятие об имени существительном, его значении.

Задачи:

Образовательная:

учить различать имя существительное как часть речи; учить соотносить вопросы кто? и что?, чего?, чему?, о чём?; учить видеть имя существительное в предложениях.

Развивающая:

развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

развивать речь, память, мышление, наблюдательность, культуру речи, умение давать полный ответ.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету русский язык; взаимопомощь, самооценку учащихся; формировать положительное отношение к учебе.

УУД:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; Формирование навыков самоорганизации; развитие речи, формирование умения правильно формулировать мысль

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование волевой саморегуляции; освоение способов решения проблем поискового характера; выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос; формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос, аргументировать;

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).

Оборудование: учебник УМК «Школа России» Русский язык 2 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий



Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята.

Проверьте готовность к уроку.




(В течение урока контролирую работу учащихся и их посадку)

Приветствуют учителя.

Проверяют посадку, готовность к уроку.






Личностные: развитие мотивов учебной деятельности

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог

2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- В тетрадях записали сегодняшнее число Шестое февраля и Классная работа.

Минутка чистописания

- Начнём наш урок русского языка с минутки чистописания, продолжим совершенствовать каллиграфические навыки правильного написания букв.

- Обратите внимание, на доске записаны буквы. Вв Вв

- Пропишите до конца строки заглавную букву «В» и строчную «в» с соединением. Вв Вв

Словарная работа

- Какой закончился месяц?

-Какой месяц начался?

На доске выписаны эти слова

Январь Февраль

- Кто скажет, какую безударную гласную подчеркнём в слове январь?

- На какой слог поставим ударение?

- Какую безуд.гласную подчеркнём в слове февраль?

- На какой слог поставим ударение?

- Кто скажет, поднимите руку, можно ли в этих словах проверить правописание безударных гласных?

- Почему?




- Молодцы. Запишите эти слова в тетради через запятую.

- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

(Контролирую работу учащихся и посадку)


Шестое февраля

Классная работа.












Вв Вв Вв Вв Вв


Январь

Февраль





- В слове январь подчеркнём «я».

- На второй слог.

- В слове январь подчеркнём «е».

- В этом слове ударение тоже поставим на второй слог.




- Нет, нельзя.

- Потому что это словарные слова и правописание безуд.гласной нужно запомнить.





Январь, февраль, январь






Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний (анализ, синтез, обобщение);















Регулятивные: волевая саморегуляция;









Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос


3).Этап выявления места и причины затруднения

- Кто скажет, к изучению какой темы вы приступили на прошлом уроке?

- Ребята, поднимите руку и скажите, какие слова относятся к части речи имя существительное?

(Активизирую работу учащихся)

- Поднимите руку, кто скажет, на какие вопросы отвечают эти слова?

- Кто расскажет правило, которое вы должны были учить дома?





- Приведите примеры имён существительных.

(Оценивание и оценочные суждения)

- А кто скажет, слово гроза, к какой части речи относится?

- Кто скажет, Гроза – это предмет или явление окружающей среды?

- Значит, что ещё может обозначать имя существительное?



- Кто сформулирует тему?

- Молодцы.



- К теме: Имя существительное.


- Слова, обозначающие предмет.



- На вопросы Кто? и Что?


Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными.


- Солнце, кот, девочка, земляника.



- К имени существительному.


- Явление окружающей среды.

- Имя существительное может обозначать явления окружающей среды.

- Имена существительные обозначающие предметы и явления окружающей среды.

Регулятивные: целеполагание; волевая саморегуляция;



Познавательные: формирование умения использовать простые логические действия (анализ)





Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос

4).Этап построения проекта выхода из затруднения






















5).Этап реализации построенного проекта





























6).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи




- Откройте учебники на с. 46й.

- Обратите внимание на правило. Внимательно прочитайте его про себя.

- Кто закончил, поднимите руку.

- Кто прочитает правило вслух?

(Контролирую дисциплину и посадку учащихся)

(Активизирую работу учащихся)

- Скажите, на какие ещё вопросы отвечают имена существительные?

Даём полный ответ.


- Ещё раз внимательно прочитайте правило про себя.

Кто попробует его рассказать, поднимите руку.

- Хорошо. Устно измените, слово вьюга так, чтобы оно отвечало на вопросы данные нам в правиле.





- Правильно. Посмотрите на упражнение 77. Нам дано стихотворение Самуила. Маршака. Внимательно, прочитайте его про себя.

- Кто прочитает вслух, поднимите руку?

- Ребята, найдите в стихотворении слова, которые имеют значение «сильный ветер со снегом», «метель», «снежная буря».

- Кто нашёл, поднимите руку.

- Верно. Запишите в тетрадях, Упражнение 77.

- Спишите стихотворение.

(Контролирую работу и посадку учащихся)

Кто закончил, поднимите руку.

- Подчеркните имена существительные, которые обозначают явления природы и отвечают на вопрос «что?»

(Контролирую работу и посадку учащихся)

- Кто закончил, поднимите руку.

- Какие слова подчеркнули?

- Что обозначают данные имена существительные? Поднимаем руку.

(Оценочные суждения)


- Хорошо. Прочитайте про себя стихотворение 78го упражнения.

- Кто прочитает вслух?

- Запишите в тетрадях Упражнение 78е.

- Спишите стихотворение, подчеркните выделенные слова.

(Контролирую работу и посадку учащихся)

- Кто закончил, поднимите руку.

(Оценивание и оценочные суждения)

- Как вы понимаете значение выделенных слов? Поднимаем руку.

(Активизирую работу учащихся)







- Кто скажет, на какой вопрос отвечают эти слова?



- Поднимите руку и скажите, к какой части речи эти слова относятся?



- А что вы видите в глазах друзей?



- Что обозначают эти имена существительные?

- Верно. Выполнив два упражнения, давайте сделаем вывод.

- Что могут обозначать имена существительные?


- Приведём примеры каждой группе. Поднимите руку, кто назовёт предметы и вещи?

- Поднимите руку, кто назовёт явления природы?

- Поднимите руку, кто назовёт людей и животных?

- Поднимите руку, кто назовёт события?

- Поднимите руку, кто назовёт чувства?

- Откройте учебник на с.47й. Прочитайте статью, «Страничка для любознательных» про себя.

- Кто скажет, почему же имена существительные получили такое название?




- Послушайте меня внимательно, и скажите, почему в правилах говорится, что имена существительные обозначают именно предмет.

(Контролирую дисциплину и посадку учащихся.)

-Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение всех слов существительных – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами. Поэтому существительное обозначает предмет.

- И так, почему же существительные обозначают именно предмет?

(Оценочные суждения)



- Верно.






- Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и…




- Ещё имена существительные отвечают на вопросы: чего?, чему?, о чём?






- (чего?) вьюги, (чему?) вьюге, (о чём?) о вьюге.
















- Вьюга, пурга.










Вьюга, снежная пурга,..




- Вьюга, пурга.

- Данные имена существительные обозначают явления природы.
















- Нежность — ласковость и мягкость по отношению к кому-либо.

Отвага — смелость, бесстрашие, храбрость.

Скромность — отсутствие стремления показывать себя.

Хитреца — некоторая доля лукавства, хитрости.


- Слова отвечают на вопрос «Что?» - нежность, отвага, скромность, хитреца



- Слова относятся к имени существительному.



- В глазах друзей можно увидеть участие, понимание, доброту.

- Они обозначают черты характера.





- Предметы и вещи, явления природы, людей и животных, события, чувства.


- Книга, дерево, шкаф, стол.


- Метель, радуга, дождь, гроза, снег.

- Девочка, мальчик, слон, белка.

- Праздник, собрание, олимпиада.

- Радость, печаль.






- Потому что именуют каждый предмет, который существует в окружающем мире.























- Потому что вопрос «что?» может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. И всё это тоже можно считать предметами, вещами.


Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний





















Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний

















Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос.










Познавательные: использовать информацию полученную на уроке
























Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос



























Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний (анализ, синтез, обобщение);






Физминутка

- Молодцы. Давайте немного отдохнём.

Мы писали, мы писали

А теперь все дружно встали,

Руки в стороны

Вверх, встали на носки, тянемся.

Опустились. Руки на вперёд.

Присели.

Встали, руки опустили.

Тихо сели за парты.


Выполняют движения.


Регулятивные: саморегуляция

7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону










































8).Этап включения в систему знаний и повторения.

- Запишите в тетрадях Упражнение 79е.

- Кто прочитает нам первое задание к этому упражнению?

- Кто прочитает второе задание?

- Хорошо. Выполните это упражнение самостоятельно на оценку. Не забываем про второе задание.

- Кто закончит или у кого появятся вопросы, поднимите руку, я подойду.

(Контролирую работу и посадку учащихся)

- Кто закончил, поднимите руку.

(Аргументированное оценивание и оценочные суждения)

- Для тех, кто закончил, у меня есть особое задание.

Подчеркните в третьем предложении грамматическую основу.

- Кто закончил, поднимите руку.

- Кто прочитает, какие предложения у вас получились?

(Активизирую работу учащихся)




- Какие существительные указали в первом предложении?

- Во втором?

- В третьем?



- Кто скажет, что является грамматической основой в третьем предложении?

(Оценочные суждения)




- О чём сегодня мы говорили на уроке?



- Кто скажет, что такое имя существительное ?





- Что ещё может обозначать имя существительное?



- Кто скажет, на какие ещё вопросы может отвечать имя существительное?

(Оценочные суждения)




Составьте из строк каждой строки предложение. …

Найдите в предложениях имена существительные.



сущ.

Пёстрый дятел стучит по

сущ. сущ.

коре сосны.


сущ.

Длинноухий заяц спрятался

сущ.

под куст.


сущ.

Рыжая лисица выбежала на

сущ.

дорогу.


Рыжая лисица выбежала на дорогу.





Пёстрый дятел стучит по коре сосны.

Длинноухий заяц спрятался под куст.

Рыжая лисица выбежала на дорогу.


- Дятел, коре, сосны.

- Заяц, куст.

- Лисица, дорогу.



Лисица выбежала






- Мы говорили об именах существительных, которые обозначают предметы и явления окружающей среды.



- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?.


- Предметы и вещи, явления природы, людей и животных, события, чувства.

- Ещё имена существительные отвечают на вопросы: чего?, чему?, о чём?

Познавательные: формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение);



Коммуникативные: формирование умения отвечать на вопрос, аргументировать













Познавательные: добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке




























Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем; формирование умения объяснять свой выбор.









9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Поднимите руку те, кто хорошо работал на уроке и всё понял.

- Поднимите руку те, кому ещё нужно поработать.

- Вы все молодцы. Спасибо за хорошую работу.


Регулятивные:

Умение объективно оценивать свою деятельность.


Домашнее задание

Дом. задание написано на доске.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Домашнее задание с. 45-47 правила, упр.

Записывают домашнее задание.

-



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!