Урок 26/1. Импульс тела. Закон сохранения импульса
Цель: обосновать необходимость введения физической величины, называемой импульсом тела; сформировать понятие о замкнутых системах, вывести закон сохранения импульса.
Ход урока
Актуализация знаний.
Решение задач.
1. Под действием какой постоянной силы ранее покоящееся тело массой 300 г в течение 5 с пройдет путь 25 м? (0,6 Н)
Какую скорость приобретает тело массой 3 кг под действием силы, равной 9 Н по истечении 5 с? (15 м/с)
Подъемный кран поднимает груз массой 500 кг с ускорением 5 м/с2. Определите силу натяжения каната. (5150 Н)
Изучение нового материала.
Исторические сведения.
Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596 - 1650 г.), который назвал эту величину « количеством движения»: «Я принимаю, что во вселенной... есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».
Рене Декарт родился в дворянской семье, в школьный годы проявил интерес к математике. Получив образование, Декарт служил в армии, много путешествовал, затем поселился в Нидерландах, посвятив себя науке. Развивая идеи Галилея, сформулировал закон сохранения количества движения.
Проблемный эксперимент.
а) Соберите установку, изображенную на рис. 1.
При скатывании с наклонной плоскости легкоподвижная тележка сдвигает тело А.
б) Нагрузите тележку и повторите опыт. Наблюдайте за движением тела А.
в) Измените угол наклонной плоскости для увеличения скорости нагруженной тележки. Тело А сдвигается на большее расстояние, чем в предыдущем опыте. Сделайте вывод: с помощью каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?
Обсуждение вопросов из демоверсии ОГЭ 2016.
а) Пуля 22 калибра имеет массу 2 т. Если кто-нибудь бросит вам такую пулю, то вы ее поймаете даже без перчатки. Что произойдет, если вы попытаетесь поймать такую пулю, вылетевшую из дула со скоростью 300 м/с?
б) Если на вас катится игрушечная тележка, вы можете остановить ее носком ноги, а если на вас катится грузовик? Вывод: для характеристики движения надо знать массу тела и его скорость.
Формирование понятия импульса тела: обозначение, формула, единицы, направление вектора импульса, (т.к. масса - скаляр, скорость - вектор, то их произведение тоже вектор).
Демонстрационный опыт.
а) Соедините металлические шарики нитью и подвесьте их на штативе, как показано на рис. 2. Отведите один из шаров в сторону на высоту h и отпустите его. Наблюдайте за отклонением шариков после удара.
б) Установите небольшую дощечку на круглые карандаши. Что произойдет с доской, если на нее поместить движущийся заводной автомобиль?
в) Возьмите 2 шара разной массы и установите их на горизонтальной поверхности так, чтобы они касались упругой пружины (рис. 3), сжатой и связанной нитью. Пережгите нить, наблюдайте за движением шаров. Расстояния, пройденные телами до полной остановки, будут обратно пропорциональными массам тел, а значит, и скорости этих тел также будут обратно пропорциональны их массам.
г) На легкоподвижную тележку поставьте ящик с песком. Укрепите наклонно желоб, по которому в тележку скатывается стальной шарик. Тележка начнет двигаться в направлении движения шара.
д) Установите наклонно второй желоб. Что произойдет, если в тележку одновременно упадут два шара равной массы? (Рис. 4)
Вывод закона сохранения импульса. Формирование понятия замкнутой системы тел, абсолютно упругого и неупругого ударов.
Решение качественных задач из демоверсии ОГЭ 2016.
Человек стоит посреди замерзшего пруда, лед идеально гладок, лишен всякого трения. Как он сможет добраться до берега?
В книге А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» описан следующий способ передвижения лодки: колесо приводят во вращение белки, несущиеся, «как бешеные одна за другой по ступенькам внутри колеса» (беличьего колеса). Будет ли двигаться лодка с подобным двигателем?
Чтобы сойти на берег, лодочник направляется от кормы лодки к ее носовой части. Почему при этом лодка отошла от берега?
Точка равномерно движется по окружности. Как при этом изменится направление и модуль ее импульса?
Применяя закон сохранения импульса, объясните механические явления, происходящие при движении теплохода.
Итоги урока.
Домашнее задание: § 21, 22, упр.20 (1).