СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Крещение Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Крещение Руси" открытый урок в 6м классе

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Крещение Руси"»

Учитель: Роза Абдусаламовна


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «КНЯЗЬ ВЛАДИМИР. КРЕЩЕНИЕ РУСИ»


Предмет

история

Класс

6

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема и номер урока в теме

Крещение Руси, первый урок

Цель урока:

познакомить учащихся с Крещением Руси и его значением для нашего общества.

Задачи

Образовательные – познакомить учащихся с причинами принятия христианства по византийскому образцу, событиями крещения Руси, методами крещения.

Развивающие – развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения

Воспитательные – воспитание патриотизма, развитие коммуникативной культуры, умения слушать.

УУД

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД:оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Коммуникативные УУД:постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи,умениеучитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы

Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;логические – установление причинно-следственных связей

Планируемые результаты

Предметные- создать условия для осмысления и анализа учащимися процесса принятия христианства на Руси.

Метапредметные - формировать умение отбирать информацию, формулировать мысль, навыки коллективной работы, развивать воображение, навыки сравнительного анализа, творческие способности.

Личностные- развивать умения организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

Основные понятия


Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство

Формы работы

Индивидуальная, работа в парах, групповая.

Необходимое техническое оборудование

Компьютер, видеопроектор.

Актуальность темы

Значение духовного единства народа в настоящее время.

Технология

Технология развития критического мышления



Структура и ход урока



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время


1

2

5

6


7

1

Организационный момент

Приветствие учителем обучающихся, проверка отсутствующих.

«Гой еси, добры молодцы и красны девицы! Гой еси, наши гости! Именно так здоровались славяне, желая друг другу здоровья»

 Здравствуйте, урок истории проведу у вас я. Зовут меня Маида Алибековна.

Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу


До 1 мин.

2

Актуализация знаний

1. Мотивация.

У каждого растения: будь то маленький цветок или могучий дуб есть корни, без которых они не смогут жить. Так и человек. Только его корни – это память о прошлом. И чем лучше мы будем знать это прошлое, тем сильнее и крепче будет род человеческий. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, тем самым оставит как можно больше следов в истории. Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый правильный ответ и за работу на уроке вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

  1. 2. Игра: «Я знаю …»

  • Сегодня мы продолжаем знакомиться со страницами истории наших предков. Мы уже много знаем о жизни древних славян. Давайте вспомним об этом в форме игры «Я знаю». Работаем устно, слушаем друг друга, не повторяемся, каждый ответ начинаем с фразы: Я знаю… И не забывайте за каждый правильный ответ поощрять себя.

Молодцы! Посмотрите, как много мы уже знаем о наших предках: о жизни, быте, занятиях, первых князьях, верованиях. А сейчас мы составим родословную князей Рюриковичей.

3. «Отгадайте, о ком идет речь?»

1. Ходил в поход на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнем»,

Древлянами был уничтожен. (Игорь)

2.Его призвали новгородцы,

Порядок навести в словенской.

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем навечно.(Рюрик)

3.Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воли подчинить своей (Ольга)

4.Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград дрожал тогда.(Святослав)

5.Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром.(Олег)

6.Он начал с наведения порядка на Руси

Железною рукой громил болгар, поляков.

Отправил он из Киева варягов,

И в веру христианскую он русичей крестил. (Владимир)



4. Составление генеалогического дерева

Участникам игры необходимо построить династическое дерево.

1. Рюрик

2. Олег

3. Игорь

4. Ольга

5. Святослав

5. Лингвистический конструктор

Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий.

Напишите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды.


  1. … - это …

(общины, в середине X в., дань, введенный, Ольгой, сельской, княгиней. платившей, центр)


  1. … - это …

(изменение, общественной, порядка, полностью, которые, переустройство, жизни, основ, каких-либо, преобразование, сторон, не уничтожают, существующего)


  1. … - это…

(дани, работ, были. Сроку, фиксированный, выполнены, или, которые, быть, должны, каких-либо, размер, к определенному)


  1. … - это …

(форма, с населения, или, взимаемого, натуральная, налога, денежная)




7. Ассоциативный ряд

- Вспомним пантеон богов Древнего Рима, Греции. Посмотрите на слайд, перед вами ….продолжите этот ассоциативный ряд

Дайте определение Язычества.




























Ответы:

  1. Погост – это центр сельской общины, платившей дань, введенный княгиней Ольгой в середине X в.


  1. Реформа – это переустройство, преобразование, изменение каких-либо сторон общественной жизни, которые не уничтожают полностью основ существующего порядка.


  1. Уроки - это фиксированный размер дани или каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определенному сроку.


Дань – это натуральная или денежная форма налога, взимаемого с населения


Учащиеся вспоминают и дают общее определение религии Др. Греции, Рима, Руси - язычество



До 3 мин

2

Изучение нового материала


1. Фиксирование темы

-Сегодня мы с вами продолжим путешествие по истории Древнерусского государства. Определить тему сегодняшнего урока поможет просмотр видеофрагмента.

(просмотр видеофрагмента)

- «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?»


- Все ли князья Древней Руси были язычниками?

- Сохранена ли языческая вера в настоящее время?

- Какая религия сменила язычество?

- Итак тема нашего урока. «Князь Владимир. Крещение Руси».

(Учитель демонстрирует слайд с темой урока)


2. Целеполагание

-Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить, чтобы раскрыть тему? Давайте продолжим: «Мне хотелось бы узнать, когда…..


«Мне хотелось бы узнать, кем…..


«Мне хотелось бы узнать, почему…..


«Мне хотелось бы узнать, как…..

Фиксирует варианты ответов (слайд)

И самый главный вопрос, на который мы должны ответить в конце урока:

«Какие изменения произошли в Древнерусском государстве после принятия христианства»?






(просмотр видеофрагмента)

Учащиеся высказывают свои мнения:

- о церкви, религии, христианстве, о боге и т.д.








-Когда было принято христианство?

- Кем было принято христианство?

- Почему было принято христианство?

- Как было принято христианство?


Коммуникативные: готовность к сотрудничеству;

умение полно и ясно формулировать свои мысли. Личностные: осознание своей идентичности как члена религиозной группы.

Регулятивные: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).

Познавательные: способность применять, ранее полученные знания, для связи с действительностью.

5 мин.

2

































Первичное усвоение новых знаний.

(открытие нового знания)

Работа по пунктам содержания урока.

















1. Поиск решения проблемы

Просмотр фильма «Сыновья Святослава»

-А теперь отправимся на поиски ответов на наши вопросы

Беседа:

-Назовите сыновей Святослава и места их правления

(Работа с картой)

-Какие отношения были между братьями?

-Как вы думаете, почему началась усобица?

Словарная работа

Усобица

-ы, ж. (стар.). Междоусобная вражда, борьба. Княжеские усобицы. 

- В результате усобицы князь Владимир в 980 году торжественно сел на княжеский престол г. Киева, потому что город был брошен на произвол судьбы Ярополком, а жители даже не сопротивлялись.

Князь Владимир расширил Древнерусскую державу, но, несмотря на свои огромные размеры, Киевская Русь не признавалась соседними странами великим государством. Почему?

-И князь Владимир стал сомневаться в силе языческих богов. Почему?

-Мы нашли причины по которым князь Владимир отказался от язычества. Владимир оказался в ситуации выбора веры. Требовалась новая вера – в единого бога, которое соответствовало единому государству с одним князем во главе. Как он выбирал религию, вы узнаете из летописи «Повесть временных лет» Выбор веры.

Работа с историческим документом

Учитель ставит перед учащимся новую проблему: «Почему выбор пал на византийскую религию?»




- По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего". Услышав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира именем Василий. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: "Теперь узнал я истинного Бога". Многие из дружинников, увидев это, крестились. 

Владимир же был рад, что познал Бога сам и хотел, чтобы Бога познали люди его. 

Просмотр фильма «Крещение Руси»


В каком году произошло Крещение Руси?

Где крестился сам Владимир?

Как вы думаете, хотели ли киевляне принимать новую веру?





Ярополк, Олег, Владимир



Братья боролись за киевский престол











(она была языческой)


(языческие боги не помогали людям, несмотря на то, что наши предки приносили им в жертву юношей и девушек.


1. Близость по - духу;

2. Наиболее близкие связи с Византией

3. Красота храмов

4. На Руси были первые крещенные, при чем, - близкие родственники и т.д.

.."Если бы плох был закон греческий, то не

приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей




















988 году


Князь Владимир приказал горожанам: «Кто не будет завтра на реке, богатый или убогий, знатный или раб, тот будет мне враг»(мнения детей)."

Личностные: Понимание культурного и религиозного многообразия мира;

Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с соучениками;

Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.

? мин.

3

Первичное закрепление

1. Работа с текстом учебника

– Известно, нет событий без следа….. - 988 год стал поворотным годом в истории нашей страны. Почему? Мы сможем это понять, если подумаем над тем, какое значение имело принятие христианства на Руси? Прочитав п.3 учебника, вы сможете ответить на этот вопрос.

2. Работа в группах

Нужно поработать в группах и восстановить рассыпанные фразы.

(На листочках начало фразы (для 1 варианта) и конец фразы для 2 варианта)

Население всей Киевской Руси стало осознавать себя…… единым народом.

(не отдельные племена славян стали населять Русь, а единый русский народ)

Русь перестала быть ….. варварской страной.
(запрещены жертвоприношения, многожёнство, исчезла кровная месть, ритуальные убийства жён и рабов на тризнах, люди стали помогать бедным.)
На тех местах, где раньше стояли идолы богов,…… строились церкви и школы.

(это укрепило духовность народа и вело его по пути просвещения)

Христианство принесло на Русь ……письменность и грамотность.

(И постепенно Русь придёт к тому, что станет одной из самых образованных стран Европы).
Люди стали лучше относиться …. друг к другу.
(Ведь христианство проповедует нравственные заповеди:«Не убий», «Не укради» и т. п., которые не потеряли своей значимости и сейчас.)
Принятие христианства способствовало…развитию культуры.

(Иконопись, фреска, мозаика, приёмы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело — всё это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства)

Ответ оформите в виде кластера:





Значение принятия христианства











3. Закрепление

-Во стольном городе во Киеве

У ласкового князя у Владимира

Хорош заведен был почестный пир

На многи на князи, на бо́яры,


Как вы думаете, откуда эти слова?


Задание: Каким князь Владимир предстает в былинах?

Отрывки из русских былин

1. Илья Муромец и Калин-царь

Как поедешь ты во стольный Киев-град,

Будешь ты, посланник, в стольном во Киеве

Да у славного у князя у Владимира,

Будешь на его на широком дворе..


2. Добрыня и Змей

Говорил Алешенька Левонтьевич:

- Ах ты, солнышко Владимир стольно-киевский

Ты накинь-ка эту службу да великую…


3.Добрыня и Алеша

Во стольном городе во Киеве,

А у ласкового князя у Владимира, Заводился у князя почестный пир

А на многи князя, на бояра

И на все поляницы удалые.


Князя Владимира называли Владимир I, Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой. Попробуйте предположить, почему?


В былинах князя Владимира называли «ласковым князем» и «Солнышко Владимир стольно-киевский». Победы над печенегами праздновались всем народом. Князь устраивал великий пир, куда созывались и богатые бояре и князья, и бедные люди. За заслуги перед Русью-матушкой церковь признала князя Владимира святым и равноапостольным. В городе Киеве на Владимирской горке стоит памятник князю Владимиру

Умер Владимир в 1015 году, 15 июля, в г. Берестове, внезапно заболев и не избрав себе наследника из многочисленного потомства.

4. Региональный компонент

Оргкомитетом, созданным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, были определены мероприятия по организации юбилейных торжеств по случаю 1000-летия преставления Крестителя Руси, которое будет отмечаться в 2015 году. На Ставрополье появится памятник святому, пройдут исторический спектакль о жизни Крестителя Руси, массовое крещение. Одним из крупнейших мероприятий станет православная выставка-ярмарка, которая пройдет в Ставрополе в апреле с участием светских и церковных организаций, монастырей и храмов со всей России. 26 мая 2010 года Правительство нашей страны приняло указ о назначении памятной даты – День Крещения Руси.- 28 июля

Слайд


Групповая работа











Составляют предложения





















Делают выводы

























Ученики могут указать, что это слова из русских былин.






Работа учащихся с отрывками былин

Выделяют каким изображен Владимир















Владимир Красно Солнышко потому, что у него во дворе всегда стояли столы с едой для бедных людей, он всех принимал, всех обогревал, как солнышко.

Коммуникативные: Развитие навыков к сотрудничеству в коллективной работе;

Познавательные: Умение составлять описание исторических объектов художественного творчества

6

мин.

4

Рефлексия


Обратимся к основному вопросу, который был поставлен в начале урока.

Я узнал к …..







Ребята я тоже учу 6 класс, но по другому учебнику, и мы эту тему прошли раньше. Ребята тоже составляли кластер. И вот что у них получилось.


- Когда было принято христианство?

- Кем было принято христианство?

- Почему было принято христианство?

- Как было принято христианство?










Личностные:

Осмысление ответственного поведения в современном мире;

Познавательные: Обобщают, делают вывод по проблеме.

Регулятивные:

умение структурировать информацию; Овладение логическими действиями обобщения

3

мин.

5

Оценка деятельности

Чей след оказался самым значительным.






Домашнее задание.


1. § 7, п.2-3

2.Творческое задание:

  • Составить рассказ от имени греческого купца, побывавшего в Древнерусском государстве при правлении Владимира

  • Как увековечена память князя Владимира

На столе лежат макеты сотовых телефонов. Напишите СМС мне, как прошел урок. Спасибо.


Фиксируют д/з.


2мин.



























 Слайд 1. Портреты первых Рюриковичей.

2-5-1-3-4-6

Рюрик Олег

Игорь Ольга

Святослав Владимир








Выбор веры (из летописи «Повесть временных лет»)


В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними».

Они же сказали: « ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечете, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их многие службы, а красоты не видели никакой. И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе мы или на земле; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».

















Художник: Виктор Васнецов (Viktor Vasnetsov)

Название картины: Крещение князя Владимира



Равноапостольный князь Владимир

"Крещение великого князя Владимира в Корсуни" Иванов Андрей Иванович. 1829




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!