Находить точную информацию в тексте; выбор нескольких вариантов ответов, работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение); при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию; решать задачи на моногибридное скрещивание; привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи; заполнение пропусков в тексте. Селекция На Земле живет полмиллиарда домашних кошек. Они ловят мышей, украшают жизнь своим хозяевам, воюют с собаками и голубями и служат... замечательным объектом для генетических исследований. Выведение новых видов – это отдельная наука под названием селекция. Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI— XVII веков отбор происходил бессознательно: то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении. Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени. Селекция – наука о методах создания пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов микроорганизмов с нужными для человека свойствами. Сорт, порода, штамм — это искусственно созданная устойчивая группа (популяция) живых организмов, имеющая определённые наследственные особенности. Задачи современной селекции: -
повышение продуктивности организмов; -
улучшение качества продукции (вкуса, внешнего вида, химического состава); -
улучшение хозяйственно важных физиологических свойств (устойчивости к болезням и вредителям, отзывчивости на удобрения или корм). Основные методы селекции. 1. Гибридизация – процесс образования или получения гибридов, в основе которого лежит объединение генетического материала. Для достижения результата процесса гибридизации особое внимание уделяется подбору родительских пар. Родственное скрещивание, или инбридинг, приводит к появлению чистых линий, но при этом снижается жизнеспособность потомства. Неродственное скрещивание, или аутбридинг, бывает внутривидовым и межвидовым (например, отдаленная гибридизация). Аутбридинг в первом поколении дает эффект гетерозис(получение высокопродуктивных гибридов). 2. Искусственный отбор используется для сохранения и размножения особей с желаемой комбинацией признаков. Различают массовый и индивидуальный отбор. При массовом отборе одновременно отбирают большое число особей с нужным признаком, остальные выбраковывают. Это отбор по фенотипу, он не даёт генетически однородного материала. Повторяется многократно. При индивидуальном отборе (по генотипу) выделяют одну особь с необходимыми признаками и получают от неё потомство. Искусственный (индуцированный) мутагенез используют для увеличения разнообразия исходного материала. Мутагенез вызывают действием мутагенных факторов, например, рентгеновского облучения. Мутации носят ненаправленный характер, поэтому селекционер отбирает организмы с новыми полезными свойствами. Геномной мутацией является полиплоидия, т. е. кратное увеличение числа хромосомных наборов. Искусственно полиплоидию вызывают обработкой растений колхицином. Колхицин разрушает нити веретена деления и препятствует расхождению гомологичных хромосом в процессе мейоза. Задача 1. В плодах некоторых сортов растений (апельсинов, мандаринов) отсутствуют семена. Какие методы классической селекции используются для получения таких сортов и как размножаются эти растения? Задание 2. Рассмотрите таблицу "Понятия в селекции" и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин. Понятие в селекции | Определение | ? | Метод селекции состоящий в неродственном скрещивании | гетерозис | Увеличение жизнеспособности гибридов | Искусственный отбор | ? | Задание 3. Выберите три правильных ответа из предложенных. Выберите методы, которые применял И. В. Мичурин. 1) метод отбора 3) искусственный мутагенез 2) метод ментора 5) гибридизацию 4) полиплоидию Задание 4 Вставьте пропущенные слова в текст, используя рисунок. «Гречиха» Организмы, у которых кратно увеличено число хромосом называются_________. Данное явление можно получить с помощью растительного яда__________. Полученные растения обладают____________жизнеспособностью. Задание 1 Деятельность: высказать предположение и обосновать его. Ответ: 1) Классические методы селекции - для получения сортов растений без семян используют искусственный мутагенез с последующей гибридизацией растений. 2) Бессемянные сорта размножаются вегетативным путём. Критерии оценивания: Дан верный ответ на оба вопроса – 2 балла Дан верный ответ на один вопрос – 1 балл Ответ неверный – 0 баллов. Задание 2. Деятельность: заполнение таблицы с использованием элементов из анализируемого текста. Ответ: Понятие в селекции | Определение | аутбридинг | Метод селекции состоящий в неродственном скрещивании | гетерозис | Увеличение жизнеспособности гибридов | Искусственный отбор | Выбор человеком наиболее ценных животных и растений. | Критерии оценивания: Без ошибок заполнены все ячейки таблицы – 2 балла Без ошибок заполнены 2 ячейки таблицы - 1 балл Ответ неверный – 0 баллов Задание 3 Деятельность: выбор нескольких вариантов ответов (ответы не очевидны и требуют применения знаний) Ответ:125 Критерии оценивания: Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса Правильно даны ответы на три вопроса в любой последовательности –2 балла Правильно даны ответы на любые два вопроса в любой последовательности – 1 балл Ответ неправильный – 0 баллов Задание4 Деятельность: заполнение пропусков в тексте с использованием анализируемого текста. Элементы ответа: 1. Полиплоидными 2. Колхицина. 3. Повышенной Критерии оценивания: Ответ включает в себя все пропущенные элементы– 2 балла. Ответ включает в себя два пропущенных элемента – 1 балл. Ответ включает в себя один пропущенный элемент – 0 баллов. Личностные 1. Способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества. 2. Заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественнонаучной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии. Метапредметные Универсальные учебные познавательные действия: 1) базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы; 2) базовые исследовательские действия: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 3) действия по работе с информацией: ориентироваться в различных источниках информации (тексте), анализировать информацию различных видов и форм представления, Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; 3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; Предметные 1)сформированность знаний о вкладе российских учёных-биологов в достижения селекции растений и животных; 2) понимание необходимости использования достижений современной биологии для рационального природопользования. |