СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему «Методы и достижения селекции растений и животных»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с обновленными ФГОС СОО.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Методы и достижения селекции растений и животных»»



ФИО разработчика

Вдовина Жанна Викторовна

Место работы

МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

2

Тема урока

«Методы и достижения селекции растений и животных»

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

комбинированный урок


Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные

1.Готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительное отношение к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания.

2. Способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества.

3. Заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественнонаучной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии.

Метапредметные

Универсальные учебные познавательные действия: 1) базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы; 2) базовые исследовательские действия: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 3) действия по работе с информацией: ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия), анализировать информацию различных видов и форм представления,

Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии); 2) совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; 3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

Предметные

1)сформированность знаний о вкладе российских учёных-биологов в достижения селекции растений и животных;

2) умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: искусственный отбор, массовый отбор, индивидуальный отбор, экстерьер, инбридинг, чистая линия, гетерозис, аутбридинг, искусственный мутагенез, полиплоидия;

3)понимание необходимости использования достижений современной биологии для рационального природопользования.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): селекция, искусственный отбор, массовый отбор, индивидуальный отбор, экстерьер, инбридинг, чистая линия, гетерозис, аутбридинг, искусственный мутагенез, полиплоидия.


Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок формирует у обучающихся знания о методах и достижениях селекции растений и животных.

  1. Биология 10 класс. Биологические системы и процессы. Базовый уровень / Под ред. Теремова А.В., Петросовой Р.А.- М.:Мнемозина, 2020г

2. Биология в таблицах для 6-11 классов / Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. 2-е изд. испр. и доп. – М.: ИЛЕКСА, 1998. – 104 с.

3. Биология: задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. Богданова Т.Л. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1991. – 350с.

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в трёх томах-  М., 1993.

Портреты: И . В .  Мичурин, Г . Д .  Карпеченко, М . Ф .  Иванов . Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений», «Отдалённая гибридизация», «Работы академика М . Ф .  Иванова», «Полиплоидия».

Оборудование: муляжи плодов и корнеплодов диких форм и культурных сортов растений.

https://urok.1sept.ru/articles/693256

https://ru.wikipedia.org/wiki.

http://sbio.info/list.php?c=newsbioteh

http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/KLONIROVANIE.html

http://www.uchiteya.com


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Фронтальная, индивидуальная.

Это интересно: 1.Трава может быть не только зеленой. К такому выводу пришли американские ученые из института ботаники в Лос-Анджелесе. Существует трава пурпурно-красного, голубого, желтого цвета и даже в полосочку.

2.Во Всероссийском научно-исследовательском институте имени И.В.Мичурина получены ценные зеленоплодные формы черной смородины.

3.Ученые вывели сорт свёклы с увеличенным содержанием красного пигмента. На срезе эта свекла выглядит черной. Ее краситель примерно в два раза дороже синтетических, он используется в леденцах, мармеладе и йогуртах как совершенно безопасный. Вывели также новый сорт кукурузы, зерна которой имеют форму кубиков, чтобы они не скатывались с тарелок, когда их подают пассажирам самолета.

Каким образом ученые смогли достигнуть таких успехов?

  • Предположите, на чем основывались ученые при проведении данных исследований? (На данных науки генетики)

  • Для каких целей проводятся такие опыты? (Для получения новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов)

  • Посмотрите на таблицу «Сорта культурных растений»: здесь вы видите многообразие сортов сельскохозяйственного растения – капусты. Их предком является – дикая капуста, которая мало чем похожа на современные (слайд).

Посмотрите на таблицу «Породы домашних животных», современные породы домашних кур и на слайде- их предок- дикие банкивские куры. Так почему мы можем видеть эти и другие формы многообразия растений и животных? Как вы думаете? (Учащиеся предлагают разные версии ответов).

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового материала. Индивидуальная форма. Фронтальная форма.

Для того чтобы дальше продолжать изучение темы нам нужно повторить основные термины. Проверьте себя.

Вопросы:

По вертикали:

  • Так называется популяция растений искусственно созданная человеком? (Сорт)

  • Как называется метод при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)

По горизонтали:

  • В основе этого метода, который используется до сих пор лежит концепция разработанная еще Ч.Дарвиным.

  • Так называется популяция животных искусственно созданная человеком?

  • Так называется популяция микроорганизмов искусственно созданная человеком?


Таким образом, какие 2 основных метода выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация)
– Какие объекты изучают с помощью отбора и гибридизации? (Животных, растений, микроорганизмы)
– А вам известны методы селекции этих живых организмов? (Нет)

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Изучить методы селекции, выявить их суть, особенности их применения к растениям, животным и микроорганизмам, показать преимущества селекции микроорганизмов;

сравнивать формы искусственного отбора (массового и индивидуального), виды гибридизации (близкородственной и отдалённой), способы получения полиплоидов;

приводить примеры достижений селекции растений и животных.

14. Перечислите генетические источники хозяйственно ценных признаков.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Групповая форма. Самостоятельная работа с учебником. Оборудование: муляжи плодов и корнеплодов диких форм и культурных сортов растений.

Первая группа. Работа с текстом и рисунками «Массовый и индивидуальный отбор»

Вторая группа. Работа с текстом и рисунками «Близкородственное скрещивание»

Третья группа. Работа с текстом и рисунками «Неродственное скрещивание»

Четвертая группа. Работа с текстом и рисунками «Искусственный мутагенез»

Прочитайте текст и заполните таблицу:

Метод

Характеристика и цель применения

Применение в селекции




Отчеты групп о выполненном задании.

Планируемые результаты:

Личностные

1.Готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительное отношение к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания.

2. Способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества.

Метапредметные

Универсальные учебные познавательные действия: 1) базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), 2) базовые исследовательские действия: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, 3) действия по работе с информацией: ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия), анализировать информацию различных видов и форм представления,

Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии); 2) совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

Предметные

1) умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: искусственный отбор, массовый отбор, индивидуальный отбор, экстерьер, инбридинг, чистая линия, гетерозис, аутбридинг, искусственный мутагенез, полиплоидия;

2)понимание необходимости использования достижений современной биологии для рационального природопользования.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Раскрывать содержание терминов и понятий.

Дайте определение понятиям: искусственный отбор, массовый отбор, индивидуальный отбор, экстерьер, инбридинг, чистая линия, гетерозис, аутбридинг, внутривидовая гибридизация, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез, полиплоидия.

Проверьте себя. Установите соответствие между признак 1 и признак 2.


вклад

ученые-селекционеры

А)метод Ментора

1)И.В. Мичурин

Б)управление доминированием

2)Н.И. Вавилов

В)преодоление бесплодия межвидовых гибридов

3) Г.Д.Карпеченко

Г)закон гомологических рядов наследственности

4) М.Ф.Иванов

Д)центры происхождения культурных растений


Е)метод отдаленной гибридизации


Ж) выведения новых и совершенствования имеющихся пород свиней и овец


Личностные

1. Способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества.

Метапредметные

Универсальные учебные познавательные действия: 1) базовые логические действия: раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы; 2) базовые исследовательские действия: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

Предметные

1)раскрывать вклад российских учёных-биологов в достижения селекции растений и животных;

2) умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Индивидуальная форма.

Развитие   критического   мышления,   работа   по   утверждениям:

1)   какие условия могут привести к образованию новой породы и сорта,

2) близкородственное скрещивание применяют для …

3)С какой особью нужно скрестить гетерозиготную особь свиньи, чтобы в потомстве   рецессивный   ген   скороспелости   перевести   в   гомозиготное состояние?   (с   рецессивной   по   данному   гену   особью,   применяя инбриндинг)

4)Какие формы искусственного отбора применяют в селекции животных? (индивидуальный)

5)У каких организмов не встречается полиплоидия: растения, животные, человек?

6)Приведите пример применения генетических знаний в теме «Селекция».

7)Может   ли   улучшение   кормления   животных   привести   к   образованию новой породы.

Личностные

1.Готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительное отношение к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания.

Метапредметные

Универсальные учебные познавательные действия: 1) базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы; 2) базовые исследовательские действия: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 3) действия по работе с информацией: анализировать информацию различных видов и форм представления,

Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);

Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; 3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

Предметные

1)понимание необходимости использования достижений современной биологии для рационального природопользования.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Групповая форма.

  1. 1 группа. Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему? Какими способами, методами вы будете пользоваться при выведении нового сорта? Где вы будете искать источники новых генов, формирующих лучшие продуктивные качества вашего сорта?

  2. 2 группа. Найдите и посмотрите видеофрагмент в сети Интернет о разведении страусов в нашей стране. Как вы думаете, какие цели ставят перед собой фермеры, занимаясь страусоводством? Какой прок от них? В каком направлении может идти селекционная работа страусов?

  3. 3 группа. Представьте, что вы селекционеры и вам предстоит заняться звероводством. Необходимо одомашнить и развести на звероферме песцов и соболей. С чего вы начнете селекционную работу с дикими животными? На какие признаки вы, прежде всего, обратите внимание? Какова будет стратегия селекционной работы?

Отчеты по заданиям.


Личностные

1.Готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительное отношение к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания.

Метапредметные

Универсальные учебные познавательные действия: 1) базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), 2) базовые исследовательские действия: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 3) действия по работе с информацией: анализировать информацию различных видов и форм представления,

Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии); 2) совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; 2) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

Предметные

1)понимание необходимости использования достижений современной биологии для рационального природопользования.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания. Выполните задания.


В -1

1.В селекции животных близкородственное скрещивание проводят для

 1) акклиматизации

2) улучшения признаков

3) увеличения гетерозиготности

4) закрепления желательных признаков

2. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

 1) скрещивают особи двух чистых линий

2) скрещивают родителей с их потомками

3) кратно увеличивают набор хромосом

4) увеличивают число гомозиготных особей

3. Близкородственное скрещивание организмов используют в селекции для повышения

 1) жизнестойкости

2) гомозиготности

3) гетерозиготности

4) доминантности

4. Для восстановления способности к воспроизведению у гибридов, выведенных методом отдаленной гибридизации,

 1) получают полиплоидные организмы

2) их размножают вегетативно

3) получают гетерозисные организмы

4) выводят чистые линии

5. Установите соответствие между результатами селекции и методом, которым были достигнуты эти результаты: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РЕЗУЛЬТАТЫ СЕЛЕКЦИИ

А)  выведение гетерозисной кукурузы

Б)  получение чистых линий гороха

В)  обработка растений колхицином

Г)  выведение пшеницы Новосибирская 67 после облучения рентгеновским лучами семян исходного сорта

Д)  выведение пшенично-ржаного гибрида Тритикале

Е)  получение мутантных грибов-дрожжей при воздействии на исходную культуру радием

МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ

1)  радиоактивый мутагенез

2)  гибридизация

3)  химический мутагенез

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

Г

Д

Е

6. Все приведённые ниже методы, кроме двух, используют для описания селекции растений. Определите два метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1)  подбор родителей по экстерьеру

2)  отбор родителей по потомству

3)  полиплоидия

4)  отдалённая гибридизация

5)  гетерозис

7. Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 1)  получение гомозиготных линий

2)  многократное самоопыление родительских растений

3)  подбор исходных растений с определёнными признаками

4)  получение высокопродуктивных гибридов

5)  скрещивание организмов двух разных чистых линий

В-2

1.. В селекции растений используют метод полиплоидии для получения

 1) явления гетерозиса

2) чистых линий

3) высокоурожайных сортов

4) трансгенных растений

2. Массовый отбор как метод селекции в отличие от индивидуального отбора

 1) используется при восстановлении численности зубров

2) особенно широко используется в животноводстве

3) проводится по генотипу

4) проводится по фенотипу

3. Получение селекционерами сортов полиплоидной пшеницы возможно благодаря мутации

 1) цитоплазматической

2) генной

3) хромосомной

4) геномной

4. Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено

 1) проявлением доминантных мутаций

2) увеличением числа гетерозиготных особей

3) уменьшением числа гомозиготных особей

4) проявлением рецессивных мутаций

5. 11. Установите соответствие между методами и видами селекции: для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

МЕТОДЫ

А)  метод ментора

Б)  испытание производителя по потомству

В)  массовый отбор

Г)  оценка по экстерьеру

Д)  получение полиплоидов

ВИДЫ

1)  селекция животных

2)  селекция растений

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

6. Что служит исходным материалом для выведения представленных на рисунке пород голубей? Изменения каких органов взяты за основу выведения каждой породы?


7. Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 1)  получение гомозиготных линий

2)  многократное самоопыление родительских растений

3)  подбор исходных растений с определёнными признаками

4)  получение высокопродуктивных гибридов

5)  скрещивание организмов двух разных чистых линий


Личностные

1. Заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественнонаучной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии.

Метапредметные

Универсальные учебные познавательные действия: 1) базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); 2) базовые исследовательские действия: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; 3) действия по работе с информацией: анализировать информацию различных видов и форм представления,

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

Предметные

1) умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий, устанавливать соответствие между результатами селекции и методами, устанавливать последовательность действий при получении гибридов.


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Находить точную информацию в тексте; выбор нескольких вариантов ответов, работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение); при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию; решать задачи на моногибридное скрещивание; привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи; заполнение пропусков в тексте.

Селекция

На Земле живет полмиллиарда домашних кошек. Они ловят мышей, украшают жизнь своим хозяевам, воюют с собаками и голубями и служат... замечательным объектом для генетических исследований.

Выведение новых видов – это отдельная наука под названием селекция.

Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI— XVII веков отбор происходил бессознательно: то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении. Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.

 Селекция – наука о методах создания пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов микроорганизмов с нужными для человека свойствами.

Сорт, порода, штамм — это искусственно созданная устойчивая группа (популяция) живых организмов, имеющая определённые наследственные особенности.

Задачи современной селекции:

  • повышение продуктивности организмов;

  • улучшение качества продукции (вкуса, внешнего вида, химического состава);

  • улучшение хозяйственно важных физиологических свойств (устойчивости к болезням и вредителям, отзывчивости на удобрения или корм).

Основные методы селекции.

1. Гибридизация – процесс образования или получения гибридов, в основе которого лежит объединение генетического материала.

Для достижения результата процесса гибридизации особое внимание уделяется подбору родительских пар.

Родственное скрещивание, или инбридинг, приводит к появлению чистых линий, но при этом снижается жизнеспособность потомства.

Неродственное скрещивание, или аутбридинг, бывает внутривидовым и межвидовым (например, отдаленная гибридизация). Аутбридинг в первом поколении дает эффект гетерозис(получение высокопродуктивных гибридов).

2. Искусственный отбор используется для сохранения и размножения особей с желаемой комбинацией признаков. Различают массовый и индивидуальный отбор.  

При массовом отборе одновременно отбирают большое число особей с нужным признаком, остальные выбраковывают. Это отбор по фенотипу, он не даёт генетически однородного материала. Повторяется многократно.

При индивидуальном отборе (по генотипу) выделяют одну особь с необходимыми признаками и получают от неё потомство.

 Искусственный (индуцированныймутагенез используют для увеличения разнообразия исходного материала. Мутагенез вызывают действием мутагенных факторов, например, рентгеновского облучения. Мутации носят ненаправленный характер, поэтому селекционер отбирает организмы с новыми полезными свойствами.

Геномной мутацией является полиплоидия, т. е. кратное увеличение числа хромосомных наборов.

Искусственно полиплоидию вызывают обработкой растений колхицином. Колхицин разрушает нити веретена деления и препятствует расхождению гомологичных хромосом в процессе мейоза.


Задача 1.

В плодах некоторых сортов растений (апельсинов, мандаринов) отсутствуют семена. Какие методы классической селекции используются для получения таких сортов и как размножаются эти растения?


Задание 2.

Рассмотрите таблицу "Понятия в селекции" и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.


Понятие в селекции

Определение

?

Метод селекции состоящий в неродственном скрещивании


гетерозис

Увеличение жизнеспособности гибридов


Искусственный отбор

?



Задание 3.

Выберите три правильных ответа из предложенных.

 Выберите методы, которые применял И. В. Мичурин.

1) метод отбора 3) искусственный мутагенез

2) метод ментора 5) гибридизацию

4) полиплоидию


Задание 4

 Вставьте пропущенные слова в текст, используя рисунок.

«Гречиха»


Организмы, у которых кратно увеличено число хромосом называются_________. Данное явление можно получить с помощью растительного яда__________. Полученные растения обладают____________жизнеспособностью.

Задание 1

Деятельность: высказать предположение и обосновать его.

Ответ:

1) Классические методы селекции - для получения сортов растений без семян используют искусственный мутагенез с последующей гибридизацией растений.

2) Бессемянные сорта размножаются вегетативным путём.

Критерии оценивания:

Дан верный ответ на оба вопроса – 2 балла

Дан верный ответ на один вопрос – 1 балл

Ответ неверный – 0 баллов.

Задание 2.

Деятельность: заполнение таблицы с использованием элементов из анализируемого текста.

Ответ:

Понятие в селекции

Определение

аутбридинг

Метод селекции состоящий в неродственном скрещивании

гетерозис

Увеличение жизнеспособности гибридов

Искусственный отбор

Выбор человеком наиболее ценных животных и растений.

Критерии оценивания:

Без ошибок заполнены все ячейки таблицы – 2 балла

Без ошибок заполнены 2 ячейки таблицы - 1 балл

Ответ неверный – 0 баллов


Задание 3

Деятельность: выбор нескольких вариантов ответов (ответы не очевидны и требуют применения знаний)

Ответ:125

Критерии оценивания:

Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса

Правильно даны ответы на три вопроса в любой последовательности –2 балла

Правильно даны ответы на любые два вопроса в любой последовательности – 1 балл

Ответ неправильный – 0 баллов


Задание4

Деятельность: заполнение пропусков в тексте с использованием анализируемого текста.

Элементы ответа:

1. Полиплоидными                                                                                    

2. Колхицина.                                                                                            

3. Повышенной                                                                                          

 Критерии оценивания:

 Ответ включает в себя все пропущенные элементы– 2 балла.

Ответ включает в себя два пропущенных элемента – 1 балл.

Ответ включает в себя один пропущенный элемент – 0 баллов.

Личностные

1. Способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества.

2. Заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественнонаучной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии.

Метапредметные

Универсальные учебные познавательные действия: 1) базовые логические действия: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы; 2) базовые исследовательские действия: формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 3) действия по работе с информацией: ориентироваться в различных источниках информации (тексте), анализировать информацию различных видов и форм представления,

Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; 3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

Предметные

1)сформированность знаний о вкладе российских учёных-биологов в достижения селекции растений и животных;

2) понимание необходимости использования достижений современной биологии для рационального природопользования.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

  1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Между видами существует репродуктивная изоляция. 2. Этот факт способствует сохранению вида как самостоятельной эволюционной единицы. 3. Особенно важно, чтобы были изолированы генетически отдаленные виды. 4. Возможность скрещивания между ними выше, чем с близкими, родственными видами. 5. Защита от чужих генов достигается разными способами: различными сроками созревания гамет, сходными местами обитания, способностью яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6. Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или бесплодны.

Элементы правильного ответа:

Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5

  1. (3) Ошибочно указан характер генетической близости видов.

  2. (4) Ошибочно указана вероятность скрещивания между определенными видами.

  3. (5) Один из факторов защит от чужих генов назван неправильно.

2. . Перечислите генетические источники хозяйственно ценных признаков.

3.Соотнесите породы животных и методы селекции.

 А) Собаковолк

1.Аутбридинг

2.Инбридинг

3.Отдаленная гибридизация

Б)Тигролев

В)Лигр

Г)Левопард


Д)Мул


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Индивидуальная форма.

Выполните задание ответив на вопрос «да» или «нет».

1. Научная и практическая деятельность человека по улучшению старых и выведению новых пород, сортов и штаммов микроорганизмов - селекция. __________

2.В селекции животных применяют массовый отбор. ____________

3.Явление депрессии у потомства возникает в результате близкородственного скрещивания. __________

4.Эффект гетерозиса проявляется в снижение жизнестойкости и продуктивности потомства.___________

5.Полиплоидия встречается у растений. ___________

6. .В селекционной работе с микроорганизмами используют экспериментальное получение мутаций._________

7. Первым этапом селекции животных является гибридизация.__________

8.Теоретической основой селекции является генетика. __________

9.Основоположниом селекционной работы в России является Н.И.Вавилов. _______

Критерии оценки:

Набранный бал

Оценка по пятибалльной системе

9 баллов

оценка «5»

8 баллов

оценка «4»

7 баллов

оценка «3»


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

  • 1.Какие знания по данному разделу интересны были лично для вас?

  • 2.Чем селекция интересна и полезна для каждого из нас?

  • 3. Доволен ли ты своей работой?


Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

1. Параграф 30 ««Методы и достижения селекции растений и животных», выучить основные методы селекции растений, животных.

2. Ответьте на вопросы к параграфу

3. Двоим учащихся приготовить сообщение о многообразии сортов культурных растений.

4. Составить кроссворд на тему « Селекция растений и животных».





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!