СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Озера России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Дать представление о размещении , особенностях , происхождении и значении озер России.

Познакомить с озерами на территории Ростовской области, их особенностями.

Продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять карты, схемы, рисунки. Повышать интерес к предмету.

Оборудование: физическая карта России, схемы, карточки-задания, жетоны с

цифрами, видеофрагмент, картины с природными объектами, презентация.

Словарь: меандрирование реки.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Озера России»»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)







Урок на тему:

«Озера России»







Подготовила урок учитель географии О.И.Лопатина


















Зерноград 2020г.

Тема: «Озера России»

Цели: Дать представление о размещении , особенностях , происхождении и значении озер России.

Познакомить с озерами на территории Ростовской области, их особенностями.

Продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять карты, схемы, рисунки. Повышать интерес к предмету.

Оборудование: физическая карта России, схемы, карточки-задания, жетоны с

цифрами, видеофрагмент, картины с природными объектами, презентация.

Словарь: меандрирование реки.

Ход урока.

Цель нашего урока - познакомиться с многообразием озер нашей страны и их происхождением.

Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь обозначает. Предлагаю вам вспомнить значение слова «озеро». На карточке №1 даны три определения. Выберите нужное. Поднимите соответствующую цифру. Такого количества и такого разнообразия озер, как в России, нет ни в одной стране мира. Вспомните, сколько озер насчитывается в нашей стране ?(более 1 млн.).

Вы сказали, что озеро - это природное углубление, заполненное водой, а углубление - это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение.

На карточке №2 перечислены все типы озерных котловин. Запишите их в тетрадь. А теперь, используя текст учебника на стр.120, познакомимся , какие из них встречаются в России.

И так, какой вывод мы можем сделать на основании проделанной нами работы? (все типы озерных котловин есть на территории России).

Для выполнения следующего задания важно вспомнить причины образования озерных котловин. На карточке №3 даны их описания. Найдите соответствующие им названия из карточки №2 (1-д, 2-е, 3-а,4-ж,5-б,6-г,7-в). Происхождение озерной котловины определяет форму озера - его контур. По карточке №4 установите соответствие между контуром озера и его происхождением (1-г, 2-а, 3-д, 4-в, 5-6).

Озеро - это не только котловина, но и вода, заполняющая ее. Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на три группы: сточные, бессточные, глухие. Рассмотрим схему на доске и запишем в тетрадь (схема 1).

На карточке №5 вы видите контуры озер разного типа. Распределите их по видам озер по расходу и приходу воды, ответ объясните (1-глухое,2- проточное, 3-бессточное). Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на три группы (схема 2).

В России более одного миллиона озер. Я предлагаю вам познакомиться с самыми известными озерами, используя карточку №6.

Озеро №1. Это озеро - море .Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения (Каспийское).

Озеро №2. Это озеро - самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна река Нева. У озера славная история : в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни - единственная связь страны с осажденным Ленинградом (Ладожское).

Озеро №3. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших дорог и строек. Поэтому природа здесь сохранилась в первозданном виде. Алтын-Коль(Золотое озеро) - такое название дали за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков реки Оби -река Бия (Телецкое).

Озеро №4. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое - ему 30 млн.лет. Озеро населяет 1800 видов животных и растений -3/4 из которых являются эндемиками, т.е .встречаются только здесь ( Байкал ).

Ученик: Байкал-жемчужина Сибири. Он уникален, наш Байкал. К нему, красивейшему в мире Стремятся все и стар и мал. Чисты, прозрачны его воды, По глубине им равных нет. Такой вот памятник природа, Произвела на белый свет. И триста речек шумных, быстрых, Порожистых и озорных, Несут потоки вод неистовых, С уступов, падая, крутых. Но лишь одна имеет право На расточительство добра- Берет начало из Байкала Стремительная Ангара.

Озеро №5. Это крупное Дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи (Ханка).

Сегодня мы познакомились с разнообразием озер России, выяснили, что происхождение озер, их соленость зависят от строения земной коры, рельефа, климата.

Давайте посмотрим на карту Ростовской области, много ли озер на ее территории? Самое крупное - озеро Маныч -Гудило, расположенное в Кумо- Манычской впадине

Используя знания, полученные сегодня на уроке, объясните почему на территории нашей области мало озер, каково происхождение оз.Маныч- Гудило, какая в нем вода и почему. Какие типы озер могут образоваться в таких условиях?

В наш век, когда водные ресурсы Земли истощаются, значение озер и особенно пресноводных, сохранение их чистоты, богатства растительного и животного мира становится делом первостепенной важности. Вот почему даже к самому крошечному озеру, следует относиться как к ценнейшему дару природы. Наша задача перед будущим поколением - донести до него и не расплескать эти природные чаши, наполненные бесценной живительной влагой.

Оценивание работы учащихся. Домашнее задание: §24.