СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: " ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ И ЛЕДНИКИ"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все природные льды объединяются в так называемую гляциосферу — часть гидросферы, находящуюся в твёрдом состоянии. В неё входят и льды холодных океанов, и ледяные шапки гор, и отколовшиеся от ледниковых щитов ледяные горы айсберги. В горах ледники образуются из снега.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: " ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ И ЛЕДНИКИ"»

Тема урока: «ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ и ЛЕДНИКИ»

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель урока: создание условий для развития информационной культуры обучающихся через изучение темы «Подземные воды и ледники».

Задачи:

Воспитывающие: воспитывать ценностные ориентации, отражающие осознание целостности географической среды и необходимости её сохранения.

Образовательные: изучить типы подземных вод и ледников, определить географическое положение ледников на карте, установить причины их образования и размещения .

Развивающие: развивать умение применять уже полученные в природоведении знания при изучении нового материала, умение самостоятельно работать с источниками знаний, умения находить на физической карте мира местоположение крупнейших ледников, умения анализировать, выявлять и делать выводы о причинах образования и размещения .

Уметь: определять по карте географическое положение ледников, обозначать их на контурной карте, находить информацию и готовить презентации о типах подземных вод. Ход урока: Подземными называются воды, содержащиеся в земной коре. Они связаны с атмосферой и поверхностными водами и участвуют в круговороте воды на земном шаре. Подземные воды находятся не только под континентами, но и под океанами и морями.

Воды суши составляют менее 4% всей воды, находящейся на нашей планете. Примерно половина их количества содержится в ледниках и постоянных снегах, остальное — в реках, озёрах, болотах, искусственных водоёмах, подземных водах и подземных льдах вечной мерзлоты. Все природные воды Земли называются водными ресурсами.

Самыми ценными для человечества являются запасы пресных вод. Всего на планете 36,7 млн. км3 пресных вод. Они сосредоточены, прежде всего, в крупных озёрах и ледниках и распределены между континентами неравномерно. Наибольшими запасами пресных вод обладают Антарктида, Северная Америка и Азия, несколько меньшими — Южная Америка и Африка, а наименее богаты пресными водами Европа и Австралия.

Подземные воды – воды, находящиеся в верхней части земной коры. Подземные воды образуются потому, что одни горные породы пропускают воду, а другие задерживают. В земной коре вода находится как в жидком состоянии так и в виде льда или пара. Атмосферные осадки, выпадающие на поверхность Земли, просачиваются сквозь трещины, пустоты и поры водопроницаемых пород (торф, песок, гравий и др.), а водоупорные горные породы (глина, мергель, гранит и др.) задерживают воду. Часть воды поступает из глубинных слоев земли.

Существует несколько классификаций подземных вод по происхождению, состоянию, химическому составу и характеру залегания. Воды, которые после дождей или таяния снега проникают в почву, смачивают её и накапливаются в почвенном слое, называют почвенными. На первом от поверхности земли водоупорном слое залегают грунтовые воды. Они пополняются за счёт атмосферных осадков, фильтрации вод водотоков и водоёмов и конденсации водяного пара. Расстояние от земной поверхности до уровня грунтовых вод называется глубиной залегания грунтовых вод. Она увеличивается во влажный сезон, когда выпадает много осадков или тают снега, и уменьшается в сухой сезон.

Ниже грунтовых могут располагаться несколько слоев глубинных подземных вод, которые удерживаются водоупорными пластами.

Нередко межпластовые воды становятся напорными. Это происходит, когда слои горных пород залегают в виде чаши и вода, заключённая в них, находится под давлением. Такие подземные воды, именуемые артезианскими, поднимаются вверх по пробуренной скважине и фонтанируют. Часто артезианские водоносные горизонты занимают значительную площадь, и тогда артезианские источники имеют высокий и довольно постоянный расход воды . Некоторые известные оазисы Северной Африки возникли у артезианских источников. По разломам в земной коре артезианские воды иногда поднимаются из водоносных горизонтов, а в период между сезонами дождей они нередко иссякают.

На поверхность Земли подземные воды выходят в оврагах, речных долинах в виде источников — родников или ключей. Они образуются там, где водоносный горизонт горных пород выходит на земную поверхность. Поскольку глубина грунтовых вод меняется в зависимости от сезона и количества осадков, источники иногда внезапно исчезают, а иногда бьют ключом. Температура воды в источниках может быть разной. Холодными считаются источники с температурой воды до 20 °С, тёплыми — с температурой от 20 до 37 °С, а горячими, или термальными, — с температурой выше 37 °С. Большинство горячих источников встречаются в вулканических областях, где горизонты подземных вод нагреваются от раскалённых горных пород и расплавленной магмы, подходящей близко к земной поверхности.

Минеральные подземные воды содержат много солей и газов и, как правило, обладают целебными свойствами. Широко известны во всем мире российские курорты Кавказских Минеральных Вод – Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки.

Значение подземных вод очень велико, их можно отнести к числу полезных ископаемых наряду с углём, нефтью или железной рудой. Подземные воды питают реки и озёра, благодаря им реки не мелеют летом, когда выпадает мало дождей, и не пересыхают подо льдом. Человек широко использует подземные воды: их выкачивают из-под земли для водоснабжения жителей городов и деревень, для нужд промышленности и для орошения сельскохозяйственных угодий. Несмотря на огромные запасы, подземные воды возобновляются медленно, существует опасность их истощения и загрязнения бытовыми и промышленными стоками. Чрезмерный забор воды из глубинных горизонтов уменьшает питание рек в межень — период, когда уровень воды самый низкий.

Ледники – крупные массивы льда на земной поверхности , обладающие способностью к движению. Свойства и поведение ледников изучают ученые-гляциологи. В ледниках содержится почти ¾ пресной воды в твердом виде. Общий объем ледников мира более 30 млн. км 3. Образуются ледники там, где из-за недостатка тепла снег не успевает таять. Накапливаясь из года в год и постепенно уплотняясь, снег превращается в лед. Возникают обширные покровные (материковые) или горные ледники. В горах по склонам ледники медленно сползают под действием силы тяжести. А на горизонтальных участках суши лед начинает «растекаться» под собственной тяжестью, образуя огромные толщи покровного льда. Самые крупные на земле покровные ледники- в Антарктиде ( 14 млн. км2) и Гренландии ( 1,8 млн.км2). Один из самых значительных — Антарктический ледниковый покров. Максимальная мощность его льда превышает 4,5 км, а площадь распространения почти в 1,5 раза больше, чем площадь Австралии. Из нескольких центров купола в разные стороны растекается лед многих ледников. Он движется в виде огромных потоков со скоростью 300-800 м в год . Занимая всю Антарктиду, покров в виде выводных ледников стекает в море, давая жизнь многочисленным айсбергам. Самые большие шельфовые ледники находятся в Западной Антарктиде. Среди них шельфовый ледник Росса, на котором расположена американская антарктическая станция «Мак-Мёрдо». Другой колоссальный ледниковый покров находится в Гренландии, занимая более 80% этого самого большого острова мира. На льды Гренландии приходится около 10% всего льда на Земле. Скорости течения льда здесь гораздо меньше, чем в Антарктиде. Самые длинные горные ледники мира- ледник Беринга на Аляске (203 км), ледник Федченко на Памире (77 км), ледник Безенги на Кавказе ( 18 км).

Снеговая линия - уровень , выше которого ежегодно снега выпадает больше, чем тает или испаряется. Ледники питают многие реки и озера Земли, но главное – это «неприкосновенный запас» пресной воды для человечества.

Задание на дом: Параграф 36.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!