СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему «Решение логических задач табличным способом»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему «Решение логических задач табличным способом» для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Решение логических задач табличным способом»»

Урок на тему «Решение логических задач табличным способом»

Класс: 6


Тип урока (мероприятия, занятия)

Объяснение нового материала

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

  • познакомить учащихся со способами заполнения и построения таблиц;

  • познакомить учащихся с табличным способом решения логических задач.

Развивающие:

  • формирование умения анализировать условия задачи и преобразовать их в табличную форму и выполнять решение;

  • развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • развитие познавательного интереса;

  • логического мышления;

  • усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать: о различных способах представления информации

  • Уметь: применять полученные знания и умения на практике

Личностные:
положительная мотивация к изучению предмета «Информатика»

Метапредметные:

Умение анализировать задачу

Умение преобразовывать текст в таблицу

Умение решать задачу с помощью таблицы

УУД

  • Личностные УУД:  вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

 Регулятивные УУД:

  • Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своём задании).

  • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

  •  Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

  • аргументировать свою позицию

  • Познавательные УУД:

Выделять главное, анализировать, делать выводы. Владеть приемами систематизации материала, структурирования знаний. Ориентироваться в системе знаний по выполнению заданий теста и кроссворда. Анализировать результаты теста, сравнивать с правильным ответом, делать выводы. Произвольно и осознанно владеть общими приемами создания таблиц в текстовом процессоре MA Word. Анализировать информацию для решения поставленных задач.


Ресурсы, оборудование и материалы

Оборудование:

  • компьютерный класс;

  • интерактивная доска;

  • проектор.

Программное обеспечение:

  • программа для создания и демонстрации презентаций Microsoft PowerPoint.

Дополнительные материалы:

  • практическая работа

  • задание на дом.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

  • Информационно – коммуникационная

  • Здоровьесберегающая

  • Обучение в сотрудничестве

  • Индивидуально - групповая



План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Физкультминутка.

  5. Практическая работа:

  • Решение логических задач

  • Закрепление навыков работы с таблицами в текстовом процессоре Word.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Задание на дом.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Проверка отсутствующих

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Ребята, вы любите решать задачи? Сегодня на уроке мы познакомимся с задачами.

Для того чтобы узнать, что это за задачи, я предлагаю разгадать кроссворд.

Название, каких задач здесь скрывается?

Правильно, логические.

Логических задач много, но и способов решения их тоже, ни мало. Но наибольшее распространение получили следующие способы:

  • с помощью алгебры логики;

  • с помощью таблиц;

  • с помощью рассуждений;

  • с помощью кругов Эйлера.



Запишите в тетрадь тему урока «Решение логических задач с помощью таблиц»

Сегодня мы познакомимся с табличным способом решения логических задач.

При использовании этого метода условия, содержащиеся в задачи, и рассуждения фиксируются с помощью таблиц типа «объекты – объекты - один».

А как вы думаете, почему?

Давайте вспомним:

  1. что она собой представляет;

  2. каким свойством обладает.

Молодцы!

Теперь рассмотрим решение логических задач данным способом на примере:

Пример 1.

Пятеро одноклассников: Оля, Михаил, Петр, Галя и Иван стали победителями олимпиад школьников по химии, истории, информатике, ОБЖ и биологии.

Известно, что:

  • Победитель олимпиады по информатике учит Олю и Михаила работе на компьютере;

  • Галя и Петр тоже заинтересовались информатикой;

  • Михаил всегда побаивался химии;

  • Галя, Михаил и победитель олимпиады по биологии занимаются плаванием;

  • Михаил и Оля поздравили победителя олимпиады по истории;

  • Оля сожалеет о том, что у нее мало остается времени на биологию.

Победителем, какой олимпиады стал каждый из ребят?

Итак, для того чтобы решить данную задачу, нужно сначала создать таблицу.

Давайте вспомним, как на основании информации представленной в текстовой форме, составить табличную модель.

Хорошо! Молодцы!

По отдельности рассматривается каждое из шести условий (на слайде подчеркиваются или выделяются классы объектов, заполняется таблица)

Дети

Олимпиады

Химия

История

Информатика

Биология

ОБЖ

Оля

+

-

-

-

-

Михаил

-

-

-

-

+

Галя

-

+

-

-

-

Иван

-

-

+

-

-

Петр

-

-

-

+

-


и делается вывод:

Петр победитель олимпиады по биологии, Оля – по химии, Галя - по истории, Иван – по информатике, Михаил – по ОБЖ

Рассмотрим другой пример:

Пример 2.

Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.

Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек, и каким иностранным языком она владеет.

В этой задаче рассматриваются объекты классов, между которыми существует взаимно однозначное соответствие. Это значит, что:

  1. в этих множествах одинаковое количество объектов;

  2. каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;

  3. каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.

Структура таблицы для решения задачи будет иметь вид:


Музыкальный инструмент


Девочки

Иностранный язык

Рояль

Скрипка

Виолончель

Арфа


Французский

Немецкий

Английский

Итальянский

+

-

-

-

Маша

-

-

+

-

-

-

+

-

Оля

-

+

-

-

-

+

-

-

Лена

+

-

-

-

-

-

-

+

Валя

-

-

-

+

Таким образом, увлечения Маши – рояль и английский язык, Оли – виолончель и немецкий, Лены – скрипка и французский, Вали – арфа и итальянский.

  1. Физкультминутка.

  2. Практическая работа.

  • Выполнение заданий практической работы. (У каждого на столах лежат карточки с заданиями)

  1. Подведение итогов (тест)

Для подведения итога урока я предлагаю вам ответить на вопросы теста



  1. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Мы сегодня закрепили навыки работы с таблицами, а также познакомились с логическими задачами, для решения которых используется таблица типа «объект – объект - один»


У вас перед каждым на столе лежат три смайлика (желтый, зеленый, красный), вам необходимо выбрать и положить перед собой тот, который соответствует вашему настроению.



  1. Задание на дом

  1. Дома повторить изученный материал.

  2. Решить задачи:

  • На школьной дискотеке Валентин, Николай, Владимир и Алексей, все из разных классов, танцевали с девочками, но каждый танцевал не со своей одноклассницей. Лена танцевала с Валентином, Аня – с одноклассником Наташи, Николай – с одноклассницей Владимира, а Владимир – с Олей. Кто с кем танцевал, и кто с кем учится?

  • Александр, Борис, Виктор и Григорий – друзья. Один из них – врач, другой – журналист, третий – спортсмен, а четвёртый – строитель. Журналист написал статьи об Александре и Григории. Спортсмен и журналист вместе с Борисом ходили в поход. Александр и Борис были на приёме у врача. У кого какая фамилия?

По ходу урока идет постоянное обращение к актуализации знаний, в результате чего происходит сотрудничество ученика и учителя. Это помогает ученикам не только закрепить новые знания, но и научиться применять уже полученные .


Список литературы:

Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС). Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса (ФГОС). Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Информатика: методическое пособие для 6 класса (ФГОС). Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014



Практическая работа


Тема: «Решение логических задач с помощью таблиц»


Цель работы:

  • Научиться решать логические задачи с помощью таблиц типа «объект – объект -один»

  • Закрепить навыки работы с таблицами в текстовом процессоре Microsoft Word.


Ход работы:


Задания:

  1. Продумайте структуру и создайте таблицу для решения следующих задач:

  • Ваня, Петя, Саша и Коля носят фамилии, начинающиеся на буквы В, П, С и К. Известно, что

  1. Ваня и С – отличники;

  2. Петя и В – троечники;

  3. В ростом выше П;

  4. Коля ростом ниже П;

  5. У Саши и Пети одинаковый рост.

На какую букву начинается фамилия каждого мальчика?

  • Три молодых человека – Андрей, Борис и Бронислав. Один из них аптекарь, другой – бухгалтер, третий – агроном. Один живет в Бобруйске, другой - в Архангельске, третий – в Белгороде. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь, что:

  1. Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе;

  2. у двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена;

  3. жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.

  1. Зафиксируйте в таблице решение задачи.

  2. Под таблицей запишите ответ к задаче.

Сохраните созданный документ в личной папке под именем Логика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!