СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "С чего начинается Родина"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине. Уточнение и расширение словаря. Воспитание чувства гордости, любви к Родному краю.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "С чего начинается Родина"»

Тема урока: С чего начинается Родина.


Цели:

- создавать условия для ознакомления обучающихся с понятиями: Родина, малая родина – родной дом, родная школа, родной город;

- способствовать воспитанию любви к родному краю;

- воспитание гражданственности, чувства патриотизма, гордости за Родину;

- познакомить обучающихся с понятиями: « Государственные символы страны»;

- расширение знаний о государственной символике.


Формирование УУД:

Личностные:

- умение выражать свои мысли;

- вырабатывать положительное отношение к занятиям.

Коммуникативные:

- учить работать в коллективе, группах;

- умение слушать и слышать окружающих;

- понимать содержание вопросов и высказываний.

Регулятивные:

- умение организовывать свою учебную деятельность.

Познавательные:

- работа с информацией;

- развивать способности к сравнению, сопоставлению.


























Ход урока

Подготовительный этап.

1. Психологический настрой на урок.

2. Прослушивание песни Матусовского « С чего начинается Родина».

Основной этап.

1. Сообщение темы и задач урока.

Учитель:

- Сегодня мы поговорим о нашей Родине - ДНР.

Может мне кто- нибудь ответит, а что мы Родиной зовем?

( Ответы обучающихся ).

Учитель:

Что мы Родиной зовем?

Дом где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.


Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый ветер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем.

Игра « Доскажи словечко».

Стены, крыша ,окна в нем.

Перед нами прочный дом.

В доме кто встает так рано?

Обо всех в заботах ? – Мама.


Кто еще живет в домишке?

Папа, дочка и сынишка.

Отвечайте мне, друзья,

Вместе кто они? – Семья.


Смотрит солнышко на нас,

Заливает солнцем класс.


Донецк – столица ДНР,

Где живем все вместе мы.


Нет для нас страны красивей

Нашей Родины любимой.


Повторим-ка все опять

Мы должны об этом знать:

Мама, папа, дом,семья,

Солнце, школа и Донецк,

Мир, ДНР – это главные слова на свете.

Учитель:

- Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место где мы родились, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Родина – это:

- семья, родной дом;

- родная школа, друзья, одноклассники,

- родной край, маленький уголок, где мы родились.

У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

- Как называется то место, где вы родились и выросли?

( Ответы детей.)

Учитель:

- Для нас Макеевка – маленькая родина. Родиной мы зовем ее, потому что вы здесь родились, все вокруг родное. А вот Родина ДНР у нас у всех одна.

Красива и богата ДНР своими городами. Города наши украшают храмы, золотые купола, колокольный звон.

( Показ иллюстраций с изображением городов ДНР.)

Любовь к Родине начинается с любви к школе, одноклассникам, с любви к родному городу.

- А что значит любить нашу Родину?

( Ответы детей: беречь, заботиться, украшать, защищать, гордиться, никогда не предавать, а если надо и жизнь отдать.)

Физминутка. « Хорошо».

Хорошо, что солнце светит? ( Изображают солнце.)

Хорошо! ( Хлопают в ладоши.)

Хорошо, что дует ветер? ( Изображают ветер.)

Хорошо!

Хорошо идти с друзьями? ( Шагают.)

Хорошо!

Хорошо прижаться к маме? ( Обнимают себя.)


Хорошо в краю родном? (Разводят руки в стороны.)

Хорошо!

Хорошо там, где наш дом? ( Изображают дом.)

Хорошо.


Учитель:

- Мы с вами граждане одного государства – ДНР. Быть гражданами своей Родины – это значит уважать ее символы: Герб, Гимн, Флаг.

Посмотрите на символы ДНР.

( Показать символы.)

- Какого цвета Флаг?

Черный цвет – символизирует плодородную землю и уголь.

Синий цвет – дух народа и воды Азовского моря.

Красный цвет – кровь, пролитую за свободу народа.

Многие поэты посвящали свои песни Родине. Главная торжественная песнь Родины – это гимн. Гимн прославляет народ. Когда люди поют Гимн. Они дают клятву любить свою страну, трудиться для ее счастья.

( Звучит Гимн ДНР. Дети встают.)

Быть гражданами своей Родины – это значит пользуясь правами, жить по законам государства и выполнять свои обязанности. Все дети нашей страны имеют право на образование, учебу. Но при этом, учеба – самая главная наша обязанность на сегодня, ребята!

- Ребята, а какая птица является символом мира на земле?

( Белый голубь.)

Я предлагаю сделать на память о нашем уроке символ мира – белого голубя.

( Дети изготавливают голубя.)


Заключительный этап.

1. Подведение итогов.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Как называется наша малая Родина?

- Как нужно относиться к своей Родине?





























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



При составлении рабочей программы по учебному предмету «Уроки гражданственности Донбасса» были использованы:

  • Программа образовательно-воспитательного курса Уроки гражданственности Донбасса, 1-4 классы, Донецк 2016. Рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 863 от 25.08.2016г.)

  • Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 1 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.



Место учебного предмета в учебном плане



Настоящая программа составлена на 2018-2019 учебный год.

в количестве 33 часа (1 час в неделю) в связи с дополнительными каникулами (11.02-17.02) и рассчитана на 1 год обучения в соответствии с учебным планом школы.



Программа имеет коррекционную направленность по

развитие и воспитание у граждан Донецкой Народной Республики патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу, стремления добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности;

подготовка функционально грамотного, высоконравственного, культурного, деятельного гражданина-созидателя, усвоившего общечеловеческие ценности, стремящегося к сохранению и приумножению духовных, культурных, материальных богатств своего народа и своего Отечества.



Задачи:

  • модернизация системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, создание условий для её успешной реализации;

  • информационно-мировоззренческая подготовка детей и молодежи, оказание помощи в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанных с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности;

  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейших характеристик молодежи, проявляющихся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в процессах строительства и развития общества и государства;

  • утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;

  • формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики – Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества; обеспечение роста уровня значимости патриотизма у подрастающего поколения;

  • формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;

  • развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;

  • уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;

  • формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края.

  • Принципы построения курса

  •  Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей обучающихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

  •  Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

  • Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и макросферы курса, которые изучаются на каждой ступени образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением содержания.

  •  Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.

  •  Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.

  •  Принцип универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества.

  •  Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео, киноматериалов, слайдов и др.), а также посещение тематических экскурсий, выставок и др.

  •  Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур образовательной организации, учреждений культуры и дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан Донецкой Народной Республики.

  •  Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения.

  •  Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного (регионального), характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, селу, улице, школе, предприятию, спортивной команде и т.д.

  • Младший школьный возраст является важным в становлении личности ребенка, потому что здесь закладываются основы личностного развития учащихся начальной школы. В нем ярко проявляются черты дошкольного детства и типичные особенности школьника. Этот возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно замечать и поддерживать. В это время закладываются и развиваются основы большинства психических качеств. Характерным для этой возрастной категории есть постоянное погружение детей в мир этических категорий, постоянное инициирование осознания ребенком связи личного «Я» с окружающим миром, способности осуществлять выбор добра в противовес злу.

  • Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

  • Ожидаемые результаты

  • Воспитание гордости за малую Родину;

  • Воспитание уважения к родителям и другим членам семьи;

  • Мотивация желания быть полезным своей Родине;

  • Экологическое воспитание обучающихся;

  • Духовное воспитание обучающихся;

  • Патриотическое воспитание обучающихся;

  • Знание детьми их основных прав и обязанностей;

  • Формирование у обучающихся представления об исторических корнях русского народа;

  • Знание народных традиций.

















































  • « Уроки гражданственности Донбасса»

  • 1ч в неделю

  • Тема 1. (11 ) «Донбасс – мой родной край»


1. С чего начинается Родина


  • Формировать понятие малая Родина. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине. Формировать желание быть полезным своей малой Родине

  • Чтение и обсуждение литературных, музыкальных произведений о Родине.

  • Воспитание гордости за малую Родину




2. Мой родной город – моя Донетчина

  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине. Формировать желание быть полезным своей малой Родине

  • Виртуальная экскурсия по родному Донецку

  • Воспитание гордости за малую Родину




3. Моя семья и мой родной Донбасс

  • Воспитывать уважение и гордость за свое имя, фамилию, род; любовь и уважение к родителям и другим членам семьи

  • Создание родословного древа. Чтение и обсуждение литературных произведений о взаимоотношениях в семье

  • Воспитание уважения к родителям и другим членам семьи




4.Моя улица, на которой я живу.

  • Воспитывать гордость за свою улицу, жителей-соседей.

  • Рассказ детей о своей улице




5. Правила учащегося

  • Воспитывать ответственность, чувство долга

  • Беседа в игровой форме «Что такое хорошо, и что такое плохо» по отношению к школе

  • Воспитание ответственности



6. Наши знаменитые земляки

  • Познакомить детей со знаменитыми земляками. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину и ее выдающихся сынов. Учить детей брать пример с таких людей

  • Рассказ учителя о знаменитых земляках, которые прославили нашу землю. Просмотр фотографий, репродукций картин, видео, Интернет-ресурсов по теме

  • Мотивация желания быть полезным своей Родине



7. Виртуальная экскурсия «Природа вокруг меня»

  • Познакомить с особенностями природы родного края. Воспитывать бережное отношение к природе

  • Интерактивная, проблемная беседа

  • Экологическое воспитание обучающихся



8. Виртуальная экскурсия в театры Донецка

  • Познакомить детей с республиканскими театрами Воспитывать чувство красоты, гордости за нашу Родину

  • Просмотр фотографий, репродукций картин, видео, Интернет-ресурсов по теме

  • Духовное воспитание обучающихся.



9. Познакомить детей с республиканскими музеями. Воспитывать чувство гордости за Родину

Просмотр фотографий, репродукций картин, видео, Интернет-ресурсов по теме

Духовное воспитание обучающихся

1



10 .Виртуальная экскурсия в библиотеки Донецка

Познакомить детей с республиканскими библиотеками, их предназначением. Воспитывать интерес к книгам.

Просмотр фотографий, репродукций картин, видео, Интернет-ресурсов по теме

Духовное воспитание обучающихся





11. Экскурсия в школьную библиотеку

Познакомить с библиотекой школы-интерната №36

Экскурсия, беседа с библиотекарем школы

Желание научиться читать



Тема 2 (10) «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»

12



Что такое символы?

Формировать понятие «символ».

Объяснение символики. Просмотр слайдов с изображениями символов

Патриотическое воспитание обучающихся

13



Символы моей Республики

Познакомить детей с символами ДНР

Рассказ о символах Донецкой Народной Республики. Просмотр слайдов с изображениями государственных символов

Патриотическое воспитание обучающихся

14



Что значит быть гражданином?

Дать представление о понятии «гражданин». Формировать у детей чувство гражданского долга, воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине

Рассказ учителя о том, что значит быть истинным гражданином своей республики. Рассуждение о том, может ли ребенок быть настоящим гражданином

Воспитание у обучающихся патриотизма

15



Я – могу и я – должен

Формировать понимание значимости их знания и соблюдения

Беседа о том, как ребенок должен реагировать на нарушение своих прав

Знание детьми их основных прав и обязанностей

16



Права и обязанности ребенка

Изучить основные права и обязанности ребенка.

Рассказ об основных правах и обязанностях ребенка. Изучение правил для обучающихся.

Знание детьми их основных прав и обязанностей

17



Трудом славен человек

Познакомить с пословицами, произведениями о труде

Чтение сказок о труде, знакомство с пословицами о труде.

Знание пословиц и сказок о труде

18



Все профессии важны, все профессии нужны

Познакомить с профессиями нашего края: шахтёров и металлургов. Воспитывать уважение к труду

Рассказ учителя о профессиях нашего края. Труд шахтеров. Словарная работа.

Содействовать трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников

19



Все профессии важны, все профессии нужны

Познакомить с разнообразием профессий. Воспитывать уважение к труду

Беседа «Для чего человеку работа?», «Кем я хочу быть?». Чтение стихотворений

Содействовать трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников

20



Профессии моих родителей

Особенности мужских и женских профессий. Воспитывать уважение к труду

Диалог «Профессии моих родителей»

Содействовать трудовому воспитанию

21



Умей дружить. Как найти друга?

Выбор целей занятий на усмотрение классного руководителя

Выбор содержания занятий на усмотрение классного руководителя

Формирование дружного классного коллектива





Тема 3 (12 ) «Донбасс и Русский мир»

22



Дыхание времени

Познакомить детей с историей народа, ее героическими страницами. Воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому страны, своим соотечественникам

Рассказ учителя об исторических корнях русского народа, местах расселения, образе жизни, нравах и обычаях наших далеких предков.



23



Кем были наши предки?

Познакомить детей с историей народа, ее героическими страницами. Воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому страны, своим соотечественникам

Беседа об уважении к памяти соотечественников, положивших начало государству.

Формирование у обучающихся представления об исторических корнях русского народа



24



След в истории. Богатыри Земли нашей

Формировать представление о первых защитниках русской Земли. Познакомить с былинными богатырями

Просмотр и обсуждение мультфильмов о богатырях. Работа с репродукциями картин И. Глазунова «Слава предкам», В. Васнецова «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

Расширение знаний детей о выдающихся личностях в истории

25



Выдающиеся личности. Богатыри Земли нашей

Формировать представление о первых защитниках русской Земли. Познакомить с былинными богатырями

Чтение и обсуждение былин о богатырях. Разукрашивание картинок с изображением богатырей.

Расширение знаний детей о выдающихся личностях в истории

26



Секреты русских мастеров

Познакомить с народными умельцами

Чтение сказок, просмотр мультфильмов о русских мастерах

Расширение знаний детей народных умельцах

27



Праздник русской матрешки

Познакомить учащихся с историей русской матрешки. Формировать эстетический вкус. Воспитывать уважение к труду

Аппликация русской матрешки. Разучивание стихотворений, частушек

Знание народных традиций

28



Секреты плетения корзин, ковриков

Плетение корзин, ковриков

Аппликация закладки, коврика

Воспитание трудолюбия, усидчивости. Развитие мелкой моторики

29



Занятие-викторина «Веселые загадки играют с нами в прятки»

Развитие речи, обогащение словарного запаса. Ознакомление с тематическими группами загадок

Рассказ учителя о жанре устного народного творчества – народных загадках. Упражнения на правильное прочитывание и разгадывание загадок, придумывание собственных.

Знание устного народного творчества

30



Народная сказка мудростью богата

Познакомить с народными сказками как особым литературным жанром

Чтение и обсуждение народных сказок. Викторина по сказкам. Просмотр, инсценизация народных сказок

Приобщение к сокровищнице народного творчества – русской сказке

31



Народная сказка мудростью богата

Познакомить с народными сказками как особым литературным жанром

Чтение и обсуждение народных сказок. Викторина по сказкам. Просмотр, инсценизация народных сказок

Приобщение к сокровищнице народного творчества – русской сказке

32



Народная сказка

Познакомить с загадками

Проведение викторины, посвященной русским загадкам

Приобщение к сокровищнице народного творчества – загадке

33



Итоговый урок

Обобщение курса

Тест -игра

Формирование

гражданской

идентичности,

патриотизма.