Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии выпускник должен:
знать/понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
•строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
•описывать особей видов по морфологическому критерию;
•выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
•анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного предмета, курса 10 класса
Введение
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы. Демонстрация: портретов ученых-биологов; схемы «Связь биологии с другими
науками»; таблицы по теме.
Основы цитологии
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вихров, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория и еѐ основные положения.
Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины
мира. Методы цитологии. Химический состав клетки. Неорганические вещества и органические вещества,
их роль в клетке. Строение клетки. Строение эукариотической клетки и прокариотической клетки.
Основные части и основные органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом.
ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний .
Профилактика СПИДа. Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; таблиц РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; синтез белка. Лабораторная работа № 1 Сравнение строения клеток растений и животных.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные, колониальные организмы.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение - свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста
многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение. Формы размножения организмов. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Причины нарушения развития организмов. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя ,никотина, наркотиков на развитие зародыша
человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Основы генетики
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Лабораторная работа №2 Составление простейших схем скрещивания. Лабораторная работа №3 Решение элементарных генетических задач.
Генетика человека
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Содержание учебного предмета, курса 11 класса.
Повторение за курс 10 класса
Основы учения об эволюции
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Лабораторная работа №1 Морфологические критерии вида.
Основы селекции и биотехнологии
Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Антропогенез
Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.
Основы экологии
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Лабораторная работа №2 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Эволюция биосферы и человек
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции
Резерв – решение задач по теме "Составление и анализ родословных"
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Классы |
10 | 11 |
1. | Введение | 4 | |
2. | Основы цитологии | 14 | |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | |
4. | Основы генетики | 9 | |
5. | Генетика человека | 3 | |
| Итого | 35 | |
6. | Повторение за курс 10 класса | | 3 |
7. | Основы учения об эволюции | | 10 |
8. | Основы селекции и биотехнологии | | 5 |
9. | Антропогенез | | 3 |
10. | Основы экологии | | 8 |
11. | Эволюция биосферы и человека | | 4 |
12. | Резерв | | 1 |
| Итого | | 34 |