СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Азимут"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по теме "Азимут. Ориентирование на местности"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Азимут"»

Тема: Ориентирование на местности. Азимут

Дата:

6 класс.

Цели урока: 
1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить  определять азимут по компасу.
2. Развивающая: Развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.
3. Воспитательная: Развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность.  

Оборудование урока:
компасы, демонстрационная модель компаса, линейка, транспортиры,  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

Ход урока.

Эпиграф к уроку: 
Стрелка компаса на север 
Показала направленье. 
И по плану ты проверил 
Путь дальнейшего движенья.

- Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться.
- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?
Ориентирование — это умение находить стороны горизонта. 
-Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
-Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)

 Отгадайте загадку:
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.

-Что называют линией горизонта? 
( учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске )
Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
Между ними – промежуточные стороны. Назовите  направления промежуточных сторон.?

 Способы ориентирования
-Ориентироваться можно разными способами.
-Какие способы ориентирования вам известны?  

-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает  строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.

 -Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.
 Ориентирование по Луне. 
Ориентирование по местным приметам.
Ориентирование по звездам. 
Ориентирование по деревьям

Ориентирование по Солнцу.
-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.
Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам 
( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

 Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса. 
При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.

Правила работы с компасом.
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад.  

Задание.
Определите,  в какую сторону горизонта обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь? Ваш дом?

Учитель  

После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.
На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.

 
Азимут и его определение
-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

Между севером и точкой 
Отсчитай по солнцу градус- 
Это азимут. Он точно 
Курс тебе укажет сразу.

- Что же такое азимут? Прочитайте определение.  

- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
(учитель показывает на демонстрационной модели компаса  приёмы определения азимутов).

Задание.
Нахождение азимута по плану.
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

   Рефлексия.

Нарисуйте фигуру, используя следующие данные( на доске):
1: 10 000масштаб: в 1 см -100м
1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ?
2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ?
3.Н - З, Р=400м, А= ? 
4.Н - Ю, Р=500м, А= ? 
5.Н –В, Р=400м, А= ?
6. Н-С, Р=500, А= ?

Учитель   

1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?
2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?
З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
4. С какой стороны на деревьях растет мох?
5. С какой стороны муравьи строят муравейник?
б. В какой стороне восходит Солнце?

Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!