СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Биосинтез белка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Биосинтез белка" с приложением презентации по данной теме. Урок разработан по материалу учебника Д.К.Беляева "Общая биология"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Биосинтез белка"»



Урок № 18/4/ Биосинтез белка


Цели: раскрыть сущность пластического обмена и одного из важнейших процессов жизнедеятельности клетки – биосинтеза белка, сформировать знания о генетической информации,генетическом коде, его свойствах,матричных реакциях,особенностях транскрипции и трансляции.


Основные понятия: генетический код,кодон,антикодон,транскрипция,промотор.оперон.триплетность,стоп-кодон,полисома.


Средства обучения:таблица «Синтез белка», «Генетический код», модель «Синтез белка».


ЭТАПЫ УРОКА



1.Проверка знаний об особенностях процессов фотосинтеза и энергетического обмена в клетках/вопросы проецируются на экране/:

-Почему мы говорим, что энергию для жизни на Земле изначально поставляет Солнце?

-Для чего в процессе фотосинтеза используются углекислый газ и вода?

-Что служит источником кислорода?

-Почему при фотосинтезе энергия падающего на лист солнечного света переходит в энергию запасания всего около 1% ?Какова судьба остальной энергии?

-Роль митохондрий в энергетическом обмене.

-Перечислить этапы энергетического обмена .

-Каков энергетический эффект полного окисления глюкозы?

2.Изучение нового материала в ходе лекции и моделирования процесса биосинтеза белка


Основные моменты лекции:


1.Генетическая информация,заключенная в нуклеотидной последовательностиДНК, определяет особенности строения и жизнедеятельности каждой клетки путем кодирования первичной структуры белка.

2.Ген-участок ДНК в котором содержатся сведения о первичной структуре белка.

3.Генетический код-определенная последовательность расположения нуклеотидов в ДНК.

4.Св-ва кода:

1.Код триплетен;

2.Код однозначен;

3.Код универсален.

Задание : пользуясь таблицей кода нарисовать участок ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: ЦГУ УГГ УАУ ЦАЦУУУ /Ответ:-аргинин – триптофан – тирозин – гистидин- фенилаланин-/

5.Биосинтез белка, его матричный характер./Что будет, если в данном участке ДНК вкралась ошибка?-изменится состав а.к.:ЦГУ УГЦ УАУ ЦАЦ УУУ-арг.-цистеин-триптофан –тирозин-гист.-фенилал./

6.Этапы синтеза:

А.Транскрипция-информация о последовательности а.к. в белке переносится с ДНК на и-РНК;

Функционирование фермента РНК-полимеразы, рол промотора и оперона.

Б.Транспорт а.к. к месту синтеза белка- понятие кодона и антикодона,строение т-РНК

В.Трансляция – перевод последовательности нуклеотидов молекулы и-РНК в последовательность аминокислот молекулы белка,роль антикодонов и стоп-кодонов в трансляции.


7.Моделирование процесса биосинтеза на доске


8.Итоговая беседа о процессах биосинтеза белка:

-К какому типу обмена следует отнести биосинтез белка?Возможен ли метаболизм без синтеза белка?

-Каким образом можно установить основополагающую роль генов в биосинтезе белка?

-в каких структурах клетки и в какой форме заключена генетическая информация о её жизнедеятельности?

-Какой вывод следует из того, что генетический код универсален?

-Какова роль промотора в синтезе цепочки иРНК?

-В составе каких а.к. находятся антикодоны?

-Что происходит в тот момент, когда рибосома доходит до стоп-кодона?


9.Д.з.-конспект,п.15,зад.3стр.67-1уровень.,зад.4стр.64-2уровень.