Урок № 18/4/ Биосинтез белка
Цели: раскрыть сущность пластического обмена и одного из важнейших процессов жизнедеятельности клетки – биосинтеза белка, сформировать знания о генетической информации,генетическом коде, его свойствах,матричных реакциях,особенностях транскрипции и трансляции.
Основные понятия: генетический код,кодон,антикодон,транскрипция,промотор.оперон.триплетность,стоп-кодон,полисома.
Средства обучения:таблица «Синтез белка», «Генетический код», модель «Синтез белка».
ЭТАПЫ УРОКА
1.Проверка знаний об особенностях процессов фотосинтеза и энергетического обмена в клетках/вопросы проецируются на экране/:
-Почему мы говорим, что энергию для жизни на Земле изначально поставляет Солнце?
-Для чего в процессе фотосинтеза используются углекислый газ и вода?
-Что служит источником кислорода?
-Почему при фотосинтезе энергия падающего на лист солнечного света переходит в энергию запасания всего около 1% ?Какова судьба остальной энергии?
-Роль митохондрий в энергетическом обмене.
-Перечислить этапы энергетического обмена .
-Каков энергетический эффект полного окисления глюкозы?
2.Изучение нового материала в ходе лекции и моделирования процесса биосинтеза белка
Основные моменты лекции:
1.Генетическая информация,заключенная в нуклеотидной последовательностиДНК, определяет особенности строения и жизнедеятельности каждой клетки путем кодирования первичной структуры белка.
2.Ген-участок ДНК в котором содержатся сведения о первичной структуре белка.
3.Генетический код-определенная последовательность расположения нуклеотидов в ДНК.
4.Св-ва кода:
1.Код триплетен;
2.Код однозначен;
3.Код универсален.
Задание : пользуясь таблицей кода нарисовать участок ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: ЦГУ УГГ УАУ ЦАЦУУУ /Ответ:-аргинин – триптофан – тирозин – гистидин- фенилаланин-/
5.Биосинтез белка, его матричный характер./Что будет, если в данном участке ДНК вкралась ошибка?-изменится состав а.к.:ЦГУ УГЦ УАУ ЦАЦ УУУ-арг.-цистеин-триптофан –тирозин-гист.-фенилал./
6.Этапы синтеза:
А.Транскрипция-информация о последовательности а.к. в белке переносится с ДНК на и-РНК;
Функционирование фермента РНК-полимеразы, рол промотора и оперона.
Б.Транспорт а.к. к месту синтеза белка- понятие кодона и антикодона,строение т-РНК
В.Трансляция – перевод последовательности нуклеотидов молекулы и-РНК в последовательность аминокислот молекулы белка,роль антикодонов и стоп-кодонов в трансляции.
7.Моделирование процесса биосинтеза на доске
8.Итоговая беседа о процессах биосинтеза белка:
-К какому типу обмена следует отнести биосинтез белка?Возможен ли метаболизм без синтеза белка?
-Каким образом можно установить основополагающую роль генов в биосинтезе белка?
-в каких структурах клетки и в какой форме заключена генетическая информация о её жизнедеятельности?
-Какой вывод следует из того, что генетический код универсален?
-Какова роль промотора в синтезе цепочки иРНК?
-В составе каких а.к. находятся антикодоны?
-Что происходит в тот момент, когда рибосома доходит до стоп-кодона?
9.Д.з.-конспект,п.15,зад.3стр.67-1уровень.,зад.4стр.64-2уровень.