СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Биосинтез белков.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 9 класс.

УМК:   А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник.   Предмет Общая биология

  Тема: Биосинтез белков.  

  Цели:

  • углубить понятие «ассимиляция» путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;
  • сформировать, знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекулы белка.
  • продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, решать биологические задачи. воспитание биологического мышления, внимания.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

  Методы и методические приемы:

  • Беседа по предыдущим темам;
  • Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;
  • Работа в группах (по рядам);
  • Самостоятельная работа учащихся с учебником.

 Оборудование: таблица «Синтез белков в клетке», презентация «Биосинтез белков»,

Просмотр содержимого документа
«Тема: Биосинтез белков.»


Класс: 9 класс.

УМК: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Предмет Общая биология

Тема: Биосинтез белков.

Цели:

  • углубить понятие «ассимиляция» путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;

  • сформировать, знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекулы белка.

  • продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, решать биологические задачи. воспитание биологического мышления, внимания.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Методы и методические приемы:

  • Беседа по предыдущим темам;

  • Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;

  • Работа в группах (по рядам);

  • Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Оборудование: таблица «Синтез белков в клетке», презентация «Биосинтез белков»,


Ход урока

I Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на активную деятельность на уроке.


II Актуализация знаний.

1. Характеристика автотрофных и гетеротрофных организмов. (Ответы учащихся у доски.)

2. Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Есть ли среди растений организмы с гетеротрофным типом питания? Если да, то приведите примеры (растения-паразиты: петров крест, заразиха и др.).

  2. Известны ли вам организмы со смешенным типом питания? (Эвглена зеленая, росянка, омела белая.)

  3. Какой процесс называется фотосинтезом?

  4. В каких клетках протекает фотосинтез?

  5. Какова роль фотосинтеза на нашей планете?

  6. Какое значение имеет хемосинтез?

  7. Какой процесс — фотосинтез или хемосинтез — является более эффективным с энергетической точки зрения?

4) Почему для высших растений необходимо присутствие в почве хемосинтезирующих бактерий?


III Формирование новых знаний.

1. Значение процесса синтеза белков в клетке. Введение понятия «ген». (Самостоятельная работа с учебником с. 70-71)

Биосинтез белка – это создание молекул белка на основе информации о последовательности аминокислот в его первичной структуре, заключенной в структуре ДНК.

Ген – участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка.


  1. Генетический код. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблиц и рисунка 33 учебника.)

Триплет – комбинация из трех нуклеотидов в молекуле ДНК.

Генетический код – зависимость между триплетами нуклеотидов и аминокислотами.


Свойства генетического кода.

1. Код «врожден» т.е. одна аминокислота может кодироваться несколькими триплетами.

2. Код специфичен – один триплет всегда обозначает только одну аминокислоту.

3. Код универсален – для всех живых организмов, что свидетельствует о единстве происхождения всех живых организмов.

4. Один нуклеотид не может одновременно входить в состав соседних триплетов.

5. Код не имеет знаков препинаний, и если один нуклеотид выпадает из тройки, то его место занимает ближайший нуклеотид из соседней тройки.


  1. Транскрипция. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблиц и рисунка 34 учебника.)

Транскрипция – биосинтез молекул РНК на соответствующих участках ДНК.

  1. Роль тРНК в биосинтезе белка. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы и рисунка 35 учебника.)

  2. Трансляция. (Объяснение учителя с использованием таблицы и рисунков 36 и 37 учебника.)


Трансляция – это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот синтезируемого белка.


Кодон – участок иРНК, состоящий из трех последовательных нуклеотидов.


Антикодон – участок молекулы тРНК, состоящий из трех нуклеотидов и распознающий комплементарно соответствующий ему участок иРНК.


Полисома – все рибосомы, синтезирующие один и тот же белок, закодированный в данной и-РНК.

Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме


Молекулы

Роль в биосинтезе

Процессы в рибосомах

Информационная РНК (иРНК)

Является матрицей

Обеспечивает закодированную последовательность мономеров в полипептидной цепи

Транспортная РНК (тРНК)

Обеспечивает перенос аминокислот из цитоплазмы

Доставляет аминокислоты в рибосомы

Белки-ферменты

Катализируют образование химических связей

Катализируют возникновение пептид­ных связей между аминокислотами в процессе образования полипептида

АТФ

Обеспечивает биосинтез энергией

Обеспечивает энергией образование пептидных связей


IV Закрепление.

Как вы понимаете утверждение: «Генетический код универсален для всех живых организмов на нашей планете»?

Решение биологических задач:

  1. Участок гена имеет такую последовательность нуклеотидов:

ТТТ - ТАЦ – АЦА – ТГТ – ЦАГ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК и последовательность аминокислот в белковой молекуле, которая синтезируется под контролем этого гена.

  1. Какую последовательность имеет молекула иРНК, которая синтезируется на участке гена с такой последовательностью нуклеотидов:

А) ЦТГ – ЦЦГ – ЦТТ – АГТ – ЦТТ;

Б) ЦАЦ – ТАТ – ЦЦТ – ТЦТ – АГГ.

Определите последовательность аминокислот в белковой молекуле.

  1. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

Решение:

30тРНК = 30 аминокислот

30 аминокислот = 30 триплетов

30х3 = 90 нуклеотидов.

  1. Белок состоит из 50 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру этого белка?

Решение:

50х3 = 150.


V. Задание на дом.

Изучить § 2.12, § 2.13, задания в рабочей тетради.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!