Разработка современного урока математики
Тема: Деление.
Тип урока: "открытие" нового знания.
Основная цель:
- актуализировать знания учащихся о действии делении;
- сформировать способности учащихся в нахождении корня уравнения с действием деление;
- продолжить работу с текстовыми задачами.
1. Мотивация к учебной деятельности. Здравствуйте, ребята! Как настроение? Вы готовы к работе? Тогда начнем.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Приложение 1).
- Что Вы видите? (Выражения с действия).
- Какие это действия? (Сложение, вычитание, умножение, деление).
- Молодцы! Давайте выполним эти действия. (80, 0, 90, 50, 39, 26, 153, 4).
- Для чего нужно уметь выполнять такие действия? (Они пригодятся в будущем).
- Давайте подумаем, как можно разделить эти выражения на 2 группы. (Так как в этих выражения используется больше действие деление, поэтому можем предположить, что разделение по группам будет таковым: в первый столбик располагаем выражения с делением, а во второй – все остальные).
- Молодцы! Рассмотрим первый столбик. Что мы выделили? (Выражения с делением).
- Хорошо.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Обратите внимание на доску (Приложение 2)
- Что изображено на доске? (Выражения с делением).
- Что еще? (Уравнения с делением).
- А что такое уравнение? (Это равенство, содержащее неизвестное).
- Во всех ли выражениях мы можем найти значение? (Учащиеся отвечают, что под цифрами 2, 4, 5 можем найти, выполнив деление, которое им известно).
- 1 и 3? (Уравнения с делением, которое мы еще не выполняли).
- Рассмотрим первый пример и разберем его.
- Чем является неизвестное? (Делимое).
- Число 12 в данном выражении? (Делитель).
- 2? (Частное). Молодцы.
- Хорошо. Как мы найдем неизвестное? (Возникло затруднение с нахождением корня уравнения).
Проектор выключаем за ненадобностью.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
- Как вы думаете, какая цель сегодня стоит перед нами? (Найти способ нахождения корней уравнения в равенствах с делением).
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Возможные варианты: «Деление в уравнении», «Нахождение корней», «Деление»).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа и тема урока «Деление».
Рассмотрим задачу: До моря черепахе нужно пройти 48 км, двигаясь при этом со скоростью 4км/ч. За сколько времени черепаха пройдет это расстояние?
- Что известно в задаче? (Расстояние и скорость).
- Что неизвестно? (Время).
- Как мы находим расстояние? (Расстояние равно произведению скорости и времени).
- Давайте составим уравнение к задаче. Пусть время х ч. Какое уравнение составим? (х * 4 = 48).
- Какое одно число при умножении на 4 дает 48? (12).
- 48 : 4 = 12.
- Если мы используем действие деление, мы обязаны дать определение. Что такое деление? (Действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель, называют деление).
- Молодцы.
- Вспомним теперь равенство, которое было показано на доске, и у Вас возникли по нему вопросы: х : 12 = 2. Запишем его в тетрадь. (Записано на доске).
- Что Вы можете о нем сказать? (Уравнение с неизвестным делимым).
Давайте по этому уравнению составим задачу, используя что? (Наверно, формулу расстояния).
- Мотоциклист едет со скоростью 12 км/ч. От деревни до города он ехал 2 часа. Какого расстояние от деревни до города.
- Молодцы. Только одно число при делении на 12 дает 2? (24).
- Как Вы это число получили? (12 * 2 = 24).
- Какой мы можем сделать вывод? (Что неизвестное делимое мы можем найти с помощью умножения делителя на частное).
- Теперь мы можем сформулировать правило нахождения неизвестного делимого:
х : 12 = 2
х = 12 * 2
х = 24 (По смыслу деления).
То есть для нахождения неизвестного делимого, надо делитель умножить на частное.
- Запишем равенство 120 : а = 4.
- Что здесь неизвестно? (Делитель).
- Как его будем находить? (У учащихся, возможно, возникнут сомнения в выборе между умножением и делением).
- Составим задачу. Расстояние от Архангельское до Стерлитамака 120 км. Трактористу нужно за 4 часа проехать это расстояние. Сколько времени от потратит?
- Рассмотрим внимательно. Что известно? (Расстояние и время).
- Что неизвестно? (Скорость трактора).
- Какое нужно взять число, чтобы при умножении число 4 получилось число 120? (30).
Это можно вывести из первого примера при нахождении делимого.
- Как Вы нашли это число? (120 : 4 = 30).
- Молодцы. Сформулируем правило нахождения неизвестного делителя (используя смысл деления):
120 : а = 4
а = 120 : 4
а = 30.
То есть для нахождения неизвестного делителя, надо делимое разделить на частное.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Раздаются карточки с заданиями каждому ученику.
Задание 1. При каких значениях буквы верно равенство:
а) 846 : х = 94;
б) х : 58 = 74.
- Что означает фраза - «при каких значениях буквы»? (Найти корни уравнения).
Один ученик выходит к доске, выполняет действия с первым уравнением, при этом комментирует; остальные делают в тетрадях, а затем проверяют выполнение на правильность. Далее выходит второй ученик. Все операции повторяются.
а) 846 : х = 94;
х = 846 : 94;
х = 9 (Число 9 – корень уравнения).
- Молодцы. Продолжаем.
б) х : 58 = 74;
х = 74 * 58;
х = 4292 (Число 4292 – корень уравнения).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Сейчас выполним самостоятельную работу по вариантам: Вариант 1 решает а), в), Вариант 2 – б), г). Я выполняю вместе с Вами на доске. Затем Вы меняетесь тетрадью с соседом и проверяете. На выполнение дается Вам 3 минуты. По истечению времени я говорю «Стоп», меняетесь тетрадями - еще 1 минута - и проверяем вместе со мной.
- Решите уравнения:
а) 630 : z = 18; | z = 630 : 18; z = 35. |
б) 168 : y = 4; | y = 168 : 4; y = 42. |
в) 35 * t = 175; | t = 175 : 35; t = 5. |
г) k * 127 = 254. | k = 254 : 127; k = 2. |
7. Включение в систему знаний и повторение.
№ 494. Как проще выполнить умножение, и вычислите:
а) 19 * 2 * 5 =19 * (2 * 5);
б) 4 *27* 25 = (4 * 25) *27;
в) 13 * 6 * 50 = (6 * 50) * 13.
№ 504. Решите уравнение:
а) (х + 155) – 35 = 145;
х + 120 = 145;
х = 25.
б) 168 – (98 + z) = 65;
70 – z = 65;
z = 5.
8. Рефлексия урока.
- Что Вы сегодня узнали на уроке? (Новый способ решения уравнений и нахождения корня уравнения).
– Определите истинность для себя одного из следующих утверждений:
"Я понял всё и знаю, как разложить число на простые множители",
"Я знаю, как раскладывать числа на простые множители, но ещё опускаю ошибки".
"У меня есть вопросы по данной теме".
– Что вам необходимо сделать дома, чтобы лучше разобраться в данной теме? (Прочитать пункт, и порешать упражнения на нахождения корня в уравнениях с делением и с помощью деления).
Домашнее задание.
п. 12 стр. 72-73, стр. 80 № 524 (1ст), № 526.
№ 528 (Творческая работа по желанию).
5