2
Электронные таблицы. Условные вычисления.
Цели урока:
Образовательная: знакомство с логическими функциями MS Excel, отработка практических навыков работы с этими функциями на основе разнообразных примеров, усвоение студентами общего вида и правил выполнения условной функции, обучение применению ее при решении задач; практическое применение изученного материала, формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.
Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
Воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.
Тип занятия: формирование новых знаний и умений
Вид занятия: урок ознакомления с новым материалом (сообщение новых знаний). Комбинированный урок.
Оборудование: компьютеры, проектор; программное обеспечение – презентация по теме урока, электронный тренажер с упражнениями (в MS Excel), рабочие станции (ПК) студентов,
Ход урока
Сообщение темы и постановка целей урока.
Актуализация знаний и умений учащихся.
Ответ: Для автоматизации расчетов в табличной форме.
Так как в электронных таблицах часть данных периодически меняется, а часть рассчитывается по формулам, в которых в качестве операндов используются адреса ячеек, то при изменении исходных данных происходит автоматическое проведение вычислений и мгновенное изменение результатов расчетов.
Какие вычислительные процессы вы знаете?
линейные, разветвляющиеся, циклические.
Какой процесс называется линейным?
Когда вычисления производятся последовательно: одно вычисление за другим.
Если вычисления осуществляются по одним и тем же математическим зависимостям, но для различных значений исходных данных, то такой процесс называется циклическим.
Если вычислительный процесс в зависимости от выполнения одного или нескольких условий должен идти по разным направлениям, то такой вычислительный процесс называется разветвляющимся.
Ответ. Адреса ячеек, которые используются в формулах, определены относительно места расположения формулы.
Ответ. Этот принцип приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.
Ознакомление с новым материалом
В презентации рассматриваются следующие вопросы:
Понятие логических функций и их виды.
Простая функция ЕСЛИ (формат функции, ее алгоритмическая блок-схема).
Правила записи простых условий, операторы отношения.
Логическая функция ИЛИ (формат функции), таблица истинности для «И».
Логическая функция И (формат функции), таблица истинности для «ИЛИ».
Правила записи сложных условий.
Вложенные функции ЕСЛИ (алгоритмические блок-схемы и форматы функций).
Этап закрепления знаний.
Выполнение интерактивных упражнений под руководством преподавателя (при правильном выполнении задания меняется заливка ячеек).
Самостоятельная работа учащихся за компьютерами
Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.


Проверка работы учащихся.
Рефлексия учебной деятельности и подведение итогов урока, выставление оценок с аргументацией.
Домашнее задание
В личном кабинете на https://learningapps.org, выполнить задания тестового типа:
Логические функции.
Ссылки в ЭТ (повторение).
На https://learningapps.org составить кроссворд по теме «Электронные таблицы MS Excel».
М.Е. Фиошин Информатика и ИКТ 10-11 класс. Профильный уровень. гл.3., п.18