СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему" Имена существительные общего рода".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка на тему"Имена существительные общего рода"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему" Имена существительные общего рода".»

Тема: Имена существительные общего рода

Цели:

дать понятие о существительных общего рода; показать грамматические связи таких существительных; развивать навыки грамотной речи.

Планируемые результаты:

знание сферы употребления существительных общего рода; умения распознавать существительные общего рода, грамматически правильно строить предложения с существительными общего рода, работать в группах; развитие мотивации к аналитической дея­тельности.

Оборудование:

рисунки (мяч, кукла, река, дом, дерево, ружьё, девочка-неряха, мальчик неряха), конверты с надписями МУЖСКОЙ РОД, ЖЕНСКИЙ РОД, СРЕДНИЙ РОД, телевизор, ноутбук)

Ход урока:

1.Организационный момент(приветствие)

2.Повторение(три ученика работают с карточками)

Карточка №1.

Из данных слов выписать существительные, определить род и число.

Зима, бегать, книга, золотой, погоня, плечо, диван, пестрый, рожь, снежная, дочь.

Карточка №2.

Письменно ответь на вопросы.

Имя существительное – это … .

Имя существительное обозначает … .

Имя существительное отвечает на вопросы … .

Карточка 3

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное, определи род.

Хитрая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, мелкое …, робкая …, тяжелый …

Фронтальный опрос(Что такое морфология? На какие группы делятся части речи? Назовите самостоятельные части речи? Назовите служебные части речи? Расскажите об имени существительном?)


3)Актуализация знаний

Работа с рисунками( Посмотрите на доску. Что вы видите?(рисунки). Теперь немножко поиграем. Условие игры такое: ПО ЦЕПОЧКЕ ВЫХОДИМ К ДОСКЕ, ВЫБИРАЕМ РИСУНОК, НАЗЫВАЕМ ТО, ЧТО НАРИСОВАНО,ОПРЕДЕЛЯЕМ, К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОТНОСИТСЯ ПРЕДМЕТ, РАСПЕДЕЛЯЕМ ПО РОДАМ В КОНВЕРТИКИ)

4)Самоопределение к деятельности

Что особенного вы заметили, ребята?(На двух рисунках, где девочка и где мальчик, написано слово НЕРЯХА. Рисунок с девочкой положили в конверт, где написано ЖЕНСКИЙ РОД, рисунок с мальчиком-в конверт с надписью МУЖСКОЙ РОД.

Но на них написано одно и то же слово НЕРЯХА).

А как вы думаете, почему это так?(ответы детей)

1 слайд(проблемный вопрос: Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются?(ответы детей).

Давайте послушаем внимательно объяснение учителя с интернет-урока.

Как называются такие имена существительные?(ответы детей)

2 слайд

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.
Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.

(3 слайд)Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

Давайте, ребята, определим цель нашего урока, опираясь на следующие слова

4 слайд.

Цели урока:

  1. Познакомиться с …

  2. Научиться…

(формулировка цели урока)


5 слайд:

Цели урока:

-познакомиться с именами существительными общего рода;


-научиться правильно согласовывать их с именами прилагательными, местоимениями и глаголами в прошедшем времени и правильно употреблять в речи.

Слово учителя: Все эти слова имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную (молодчина, умница) или отрицательную (все остальные). Общим для них является и то, что они употребляются главным образом в разговорной речи

А теперь послушаем сказку(рассказывает подготовленный ученик)

Сказка “Друзья познаются в беде”.


- Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное. Его приятели Прилагательное и Местоимение забеспокоились. Поспешили узнать, что случилось. Оказалось, что дети путают род Существительного. Прилагательное предложило Существительному свою помощь.

“Не грусти, мы поможем тебе. Постараемся не оставлять тебя в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: соломенная шляпка, тяжелый рюкзак”, - сказало Прилагательное. “Я тоже помогу ребятам узнать твой род”, - сказало Местоимение. (Мой рюкзак, моя соломенная шляпка.) Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, задира, сластена, неряха, ведь их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в народе говориться: “Друзья познаются в беде!”.

(Какой вывод можно сделать, прослушав эту сказку?)

5). Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 145, 146).)

6).Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 277 — групповое выполнение.

7).6 слайд. Словарно-орфоэпическая работа

Словарная работа
1.Пустомеля – (пустослов) тот, кто болтает вздор;
2.Ябеда – 1)мелкий донос, клевета;2)то же, что ябедник;
3.Невежда–несведущий, малообразованный человек, неуч.
4.Невежа–грубый, невоспитанный, невежливый человек.
5.Плакса – тот, кто много и часто плачет;
6.Лежебока – лентяй, бездельник;
7.Непоседа – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок;
8.Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры;
9.Неряха – неряшливый человек;
10.Белоручка – тот или та, кто боится трудной, грубой работы.
8). Занимательная лингвистика.

8 слайд

1.Лена (маленький) плакса.

2.Петька (ужасный ) непоседа.

3.Танюша (большой) умница.

4.Коля ( настоящий) молодчина.
9 слайд-проверка


9)10 СЛАЙД.Физминутка.

Умницы подняли руки вверх, потянулись. Работяги опустили руки, наклонились. Сладкоежки выпрямились, втянули живот. Красотули сели.


10)Игра «Угадайте, кто это»

Слайды 12-18.

11) Контроль знаний

Тесты(слайды 19-30)

12)Творческое задание(слайд 31)

13).Подведение итогов урока

Слайд 32,33.

14)Домашнее задание(слайд 34)

Учебник: § 49, упр. 278, 281 (подготовиться к диктанту).





































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Кызыла Республики Тыва»









Урок на тему:

«Имена существительные общего рода»







Разработан

учителем русского языка и литературы

Сат Антониной Дадар-ооловной.









2017