СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Политическая раздробленность Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: обобщить знания учащихся о феодальной раздробленности на Руси, как закономерном этапе в условиях господства феодального строя.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Политическая раздробленность Руси"»

Тема урока: Политическая раздробленность Руси

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся о феодальной раздробленности на Руси, как закономерном этапе в условиях господства феодального строя.

  2. Способствовать усвоению учащимися связи между ростом крупного землевладения и присвоением князьями функций государственной власти, а также между натуральным хозяйством и самостоятельностью княжеств.

  3. Развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, видать причинно-следственные связи, находить ошибки.

  4. Развивать навыки коллективной работы.

  5. Формировать навыки работы с научным текстом.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей урока.


  • Какие ассоциации у вас возникают с понятием раздробленности (политической раздробленности)?


Пишем на доске центральное понятие урока «Раздробленность Древнерусского государства», а вокруг него записываем ассоциации учащихся – смысловые единицы. Например так:



Оставляем наш кластер, чтобы вернуться к нему на завершающей стадии урока и осмыслив новые знания, закончить его.

  • Что вам уже известно об этом явление?

  • Каковы были причины раздробленности европейских стран?

Германия

Франция

1. Отсутствие экономического центра (немецкие города из-за географического положения были ориентированы на внешнюю транзитную торговлю и не были связаны друг с другом).
2. Тесные связи городов с местными князьями (местным князьям было выгодно укрепление городов, являвшихся источником их доходов и политического влияния).
3. Отсутствие тесной связи между городами и королем.
4. Превращение королевских министериалов (служилых людей короля) в крупных феодалов, утративших связь с короной.
5. Эволюция (из-за характера феодализации Германии) племенных герцогов в имперских князей, внимательно следивших за тем, чтобы между их собственными вассалами и императором не устанавливались прямые вассальные связи (т. е. шел процесс изоляции императора от слоев мелких и средних феодалов — потенциальных союзников короны)

1. Малочисленность земельных владений короля, значительная часть которых была роздана феодалам, предопределила слабость королевской власти.
2. Компактность расположения владений крупных феодалов не способствовала сохранению единства государства.
3. Действие принципа «вассал моего вассала не мой вассал», который ограничивал социальную базу королевской власти.
4. Отсутствие (из-за раннего начала процесса феодализации) слоя свободных крестьян, на которых могла бы опереться королевская власть.
5. Сосуществование на территории Франции двух четко выраженных народностей на севере и юге страны способствовало политической раздробленности.
6. Неравномерность развития городов (раннее развитие городов на юге и их внешнеторговая ориентация; более позднее развитие городов на севере)

  1. Изучение нового материала и его осмысление.

  • Каковы же причины распада Руси? (читаем с. 100 учебника)

  1. Рост городов, развитие хозяйства.

  2. Формирование и развитие крупных земельных вотчин (местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы).

  3. Обширная территория, различные природные и экономические особенности отдельных земель.

  4. Порядок престолонаследия (с. 101 последний абзац)


  • Как вы думаете, как повлияет на развитие Руси раздробленность?

  • Каковы же «+» и «-» раздробленности?

С одной стороны, начало периода раздробленности свидетельствует о росте городов, ремесла и торговли, о высоком уровне хозяйственного и культурного развития отдельных земель. Ведь позволить себе отделиться от государства могло только сильное, процветающее княжество.

С другой стороны, отсутствие сильной центральной власти и распад государства на отдельные земли делали его уязвимым для внешних врагов.

Мы с вами знаем, что в этот период церковь играла ведущую роль. Как же вела себя церковь в условиях раздробленности? (читаем с. 102 п.3)

А сейчас давайте откроем с. 105 учебника и посмотрим на карту. Какие самостоятельные княжества образовались на территории Руси?

Всего: 15 княжеств. Самые крупные: Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское, Новгородское.

В каждом княжестве установилась власть собственной княжеской династии, было свое войско, свои деньги, меры длины и веса; князья самостоятельно проводили внешнюю политику.

Наиболее могущественные князья именовали себя Великими князьями. В пределах крупных княжеств выделялись уделы – наследственные земельные держания младших членов княжеского рода. Удельные князья были вассалами великих князей.

Правители земель старались укрепить свое княжество, расширить его границы за счет соседей, но уже не пытались захватить власть во всей стране. В своих княжествах они развивали строительство городов и храмов, привлекали в свои владения земледельцев, ремесленников и торговцев.

  1. Поведение итогов

  • Какой вывод мы можем с вами сделать?

Не смотря на раздробленность Руси, русские земли активно развивались, но бесконечные междоусобные войны ослабляли страну и делали её беззащитной перед внешними врагами.

  1. Домашнее задание

§ 12








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!