План- конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Цель:
1.Научить детей моделировать словосочетания и уметь отличать их от слова.
2. Развивать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетаниях.
3. Воспитывать любовь к родному слову, бережное отношение к родной природе.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Проверка знаний теоретического материала.
Девочки дают ответ на вопрос: «Что такое синтаксис?»
Мальчики ответ на вопрос: «Что такое пунктуация?»
Данная работа проходит письменно в тетрадях самостоятельно.
4.Устная работа. Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания.
Лес уже сбросил листву дни наступили пасмурные тихие настоящие дни поздней осени не слышно шума деревьев шелеста листвы на голых сучьях повисли капли росы
5.Новая тема:
Сравните: дом
деревянный дом
кирпичный дом
большой дом
деревенский дом
Вывод: словосочетание представляет предмет или понятие более точно.
6. Обучение выделению словосочетаний из предложения.
Осенние листья укрывают разноцветным ковром землю.
Внимание! Подлежащее и сказуемое словосочетанием не является. В любом предложении сначала выделяй грамматическую основу!
Осенние листья, укрывают ковром, разноцветным ковром, укрывают землю.
Вывод: из этого предложения можно выделить четыре словосочетания.
Закрепление самостоятельно.
Каких-то птичек серых стая
Кружилась по ветру с листвой.
Выписать словосочетания, задать вопрос от главного к зависимому слову, поставить стрелку, крестиком обозначить главное слово.
7.Физминутка:
Руки на пояс поставьте в начале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.
(эти упражнения можно повторить несколько раз)
8.Работа по рядам.
На листочках написаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Ученики согласуют слова в роде, числе, падеже. Передают листок друг другу, победит тот ряд, который быстрее выполнит задание, при этом учитывается правильность. Если допускается ошибка, снимается один балл.
Сверкали в (трава)
На (ясный) небе
(родной) края
Зовет к (ты)
Маленький (мышь)
(раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(свинцовый) тучи
9.Коллективное задание. Дети читают текст с пропущенными орфограммами и по одному называют ту букву, которая пропущена в слове. После этой работы дети цепочкой называют словосочетания из предложений, при этом повторяя правило, что не является словосочетанием.
Ноябрь-предзимний месяц. Он со…диняет глубокую осень с зимой. Ноябрь – нач…ло ненастий. Еще м…р…сят зат…жные д…жди, но уже кружится в воздухе белый сн…жок. Сне… пятнами лож…тся в д…лине.), укр…шает д…ревья, кусты. Все ч…ще ст…ит непогода. Природа замирает в ож…дании зимы.
10.Подведение итогов урока. Вывод о проделанной работе, оценивание ответов учащихся. Домашнее задание.