СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Словосочетания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал по теме "Словосочетание" (виды словосочетаний и типы связи в словосочетаниях)

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Словосочетания"»

Словосочетание   Словосочетанием называется сочетание двух и более знаменательных слов, которые связаны подчинительной связью (зеленый лес, пошел в магазин, бежать быстро) К словосочетаниям не относятся: Грамматические основы (весна пришла, мы приехали и др.) Однородные члены предложения (зеленый, красный шар; одеться красиво и изысканно) Сочетание знаменательного и служебного слова (к дому, у друга)

Словосочетание

  • Словосочетанием называется сочетание двух и более знаменательных слов, которые связаны подчинительной связью (зеленый лес, пошел в магазин, бежать быстро)
  • К словосочетаниям не относятся:
  • Грамматические основы (весна пришла, мы приехали и др.)
  • Однородные члены предложения (зеленый, красный шар; одеться красиво и изысканно)
  • Сочетание знаменательного и служебного слова (к дому, у друга)
Классификация словосочетаний Синтаксически несвободные (два брата) Синтаксически свободные (морской берег) Сложные (песчаный морской берег) Простые (полевые цветы) наречные глагольные именные

Классификация словосочетаний

Синтаксически несвободные

(два брата)

Синтаксически свободные

(морской берег)

Сложные

(песчаный морской берег)

Простые

(полевые цветы)

наречные

глагольные

именные

Виды синтаксической связи сочинительная подчинительная Эта связь характерна для независимых и равноправных единиц. Она характерна для однородных членов предложения, ею соединены части сложносочиненного предложения. В саду росли красные, белые и желтые розы .  какие? красные Розы какие? белые  какие? желтые При этой связи отношения неравноправны или зависимы. Эта связь свойственна словосочетаниям и сложноподчиненным предложениям, а также некоторым видам бессоюзных сложных предложений. Различают три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Виды синтаксической связи

сочинительная

подчинительная

  • Эта связь характерна для независимых и равноправных единиц. Она характерна для однородных членов предложения, ею соединены части сложносочиненного предложения.
  • В саду росли красные, белые и желтые розы .
  • какие? красные
  • Розы какие? белые
  • какие? желтые
  • При этой связи отношения неравноправны или зависимы. Эта связь свойственна словосочетаниям и сложноподчиненным предложениям, а также некоторым видам бессоюзных сложных предложений.
  • Различают три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование   При согласование зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. В глухом лесу  прил. сущ. Д.п., ед.ч., м.р. Д.п., ед.ч., м.р. В качестве зависимых слов выступают полные имена прилагательные и причастия, порядковые числительные и местоимения, по форме сходные с именами прилагательными.

Согласование

  • При согласование зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово.
  • В глухом лесу

прил. сущ.

Д.п., ед.ч., м.р. Д.п., ед.ч., м.р.

В качестве зависимых слов выступают полные имена прилагательные и причастия, порядковые числительные и местоимения, по форме сходные с именами прилагательными.

Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Оплатить (что?) проезд (в.п.)  Заплатить (чем?) жизнью (т.п.)  Одеть (кого?) ребенка (в.п.) В качестве зависимого слова могут выступать имена существительные, местоимения, числительные, по форме сходные с именами существительными. Но при этом главное слово остается неизменяемым. Управление
  • Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже.
  • Оплатить (что?) проезд (в.п.)

  • Заплатить (чем?) жизнью (т.п.)

  • Одеть (кого?) ребенка (в.п.)
  • В качестве зависимого слова могут выступать имена существительные, местоимения, числительные, по форме сходные с именами существительными. Но при этом главное слово остается неизменяемым.

Управление

Примыкание Вид связи, при которой слова связаны только по смыслу. Шагать (как?) быстро  В качестве зависимого слова при примыкании выступают неизменяемые части речи: наречия, деепричастия, инфинитив; некоторые формы слов: притяжательные местоимения 3 лица, простая форма сравнительной степени прилагательных и наречий.

Примыкание

  • Вид связи, при которой слова связаны только по смыслу.
  • Шагать (как?) быстро

  • В качестве зависимого слова при примыкании выступают неизменяемые части речи: наречия, деепричастия, инфинитив; некоторые формы слов: притяжательные местоимения 3 лица, простая форма сравнительной степени прилагательных и наречий.
Прочитайте текст и выполните задания (1) Язык служит средством человеческого общения. (2) Он необходим для хранения и передачи информации, для управления человеческим поведением. (3) Никто не знает точно, сколько языков существует на Земле, но их число превышает четыре тысячи. (4) В одной только Африке люди говорят на 1300 языках. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании для передачи информации (предложение 2) Выпишите из текста словосочетание(-я) с подчинительной связью примыкание. Замените словосочетание человеческим поведением (предложение 2), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания

  • (1) Язык служит средством человеческого общения. (2) Он необходим для хранения и передачи информации, для управления человеческим поведением. (3) Никто не знает точно, сколько языков существует на Земле, но их число превышает четыре тысячи. (4) В одной только Африке люди говорят на 1300 языках.
  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании для передачи информации (предложение 2)
  • Выпишите из текста словосочетание(-я) с подчинительной связью примыкание.
  • Замените словосочетание человеческим поведением (предложение 2), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
 Самостоятельная работа по теме «Словосочетание». Цель: проверка знаний и умений учащихся Определять способ связи слов в словосочетании; Преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи ; Использовать в речи словосочетания- стилистические синонимы; формирование навыка вычленения словосочетания из предложения.

Самостоятельная работа по теме «Словосочетание».

Цель: проверка знаний и умений учащихся

  • Определять способ связи слов в словосочетании;
  • Преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи ;
  • Использовать в речи словосочетания- стилистические синонимы; формирование навыка вычленения словосочетания из предложения.
Согласование – одинаковая грамматическая форма главного и зависимого слова (прилагательные, причастия, местоимения с существительным). Связь с помощью окончания.  Белеющим снегом Управление-  зависимое слово(существительное) стоит в определённом падеже. Связь с помощью предлога и окончания.  Прощаясь с друзьями Примыкание  – зависимое слово ( неизменяемая часть речи). Связь только по смыслу. Усаживаясь удобно

Согласование – одинаковая грамматическая форма главного и зависимого слова (прилагательные, причастия, местоимения с существительным). Связь с помощью окончания.

Белеющим снегом

Управление- зависимое слово(существительное) стоит в определённом падеже. Связь с помощью предлога и окончания.

Прощаясь с друзьями

Примыкание – зависимое слово ( неизменяемая часть речи). Связь только по смыслу. Усаживаясь удобно

Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные Ближний, близкий (друг, деревня); Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс); Завидный, завистливый (здоровье, сосед); Враждебный, вражеский (разведчик, цель); Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант); Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).

Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные

Ближний, близкий (друг, деревня);

Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);

Завидный, завистливый (здоровье, сосед); Враждебный, вражеский (разведчик, цель);

Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);

Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).

В каком словосочетании нарушена сочетаемость слов :  а) проявлять способности  б) молодая девушка  в) главная роль . 2. Составьте четыре словосочетания, используя в роли главного слова существительные: Творение, творчество, вершина, богатство. 3. Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания :  Плавательный бассейн – бассейн для плавания,  Придумайте и запишите ещё два подобных примера. 4 . Определите для каждого словосочетания главное слово и способ связи главного и зависимого слова. Совсем недалеко, гуляющий по улице, по-весеннему тепло, наедине с учителем, сварить вкрутую, вплотную к дереву, неизвестный герой, сердившийся на всех, безразличен ко всему, по-детски наивно, не горевать от неудачи, разговаривать непринуждённо, немигающий взгляд, недостаёт чуткости, стол не деревянный.
  • В каком словосочетании нарушена сочетаемость слов :

а) проявлять способности

б) молодая девушка

в) главная роль .

2. Составьте четыре словосочетания, используя в роли главного слова существительные:

Творение, творчество, вершина, богатство.

3. Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания :

Плавательный бассейн – бассейн для плавания,

Придумайте и запишите ещё два подобных примера.

4 . Определите для каждого словосочетания главное слово и способ связи главного и зависимого слова.

Совсем недалеко, гуляющий по улице, по-весеннему тепло, наедине с учителем, сварить вкрутую, вплотную к дереву, неизвестный герой, сердившийся на всех, безразличен ко всему, по-детски наивно, не горевать от неудачи, разговаривать непринуждённо, немигающий взгляд, недостаёт чуткости, стол не деревянный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!