СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Учимся играя"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: игра-соревнование «Учимся, играя!»

Форма проведения: урок-соревнование.

Цели урока:

- развитие любознательности, внимания, памяти; - наработка навыков  нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач; - повышение интереса к предмету; - воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.

Задачи:

Образовательные:

-продолжить формирование общеучебных навыков и умений (умения обобщать, проводить аналогии, делать выводы; умения самостоятельно работать с текстом).

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Учимся играя"»

Тема урока: игра-соревнование «Учимся, играя!»

Форма проведения: урок-соревнование.

Цели урока:

- развитие любознательности, внимания, памяти;
- наработка навыков  нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.

Задачи:

Образовательные:

-продолжить формирование общеучебных навыков и умений (умения обобщать, проводить аналогии, делать выводы; умения самостоятельно работать с текстом).

Развивающие:

-развивать познавательный интерес;

-развивать логическое мышление;

-развивать творческие коммуникативные способности.

Воспитательные:

-формировать навыки коллективной работы;

-формировать навыки культуры ведения дискуссии;

-воспитывать чувство ответственности.

Предварительная подготовка.

Для участия в мероприятии необходимо организовать 2 команды участников. Команды выбирают капитанов, название, девиз и готовят домашнее задание (инсценировки стихов, сценок о математике).

Оборудование: плакаты с высказываниями о математике и математиках, наборы карточек с заданиями для команд, оценочные листы для жюри.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

На доске помещены высказывания известных математиков, девиз игры.

Звучит музыка “Ужасно интересно” , входят команды.

Д Е В И З :

ЗАДАЧА, КОНЕЧНО, НЕ СЛИШКОМ ПРОСТАЯ:
ИГРАЯ, УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ, ИГРАЯ,
НО ЕСЛИ С УЧЁБОЙ СЛОЖИТЬ РАЗВЛЕЧЕНЬЕ,
ТО ПРАЗДНИКОМ СТАНЕТ ЛЮБОЕ УЧЕНЬЕ.

1. Вступительное слово учителя.

Часто мы с вами проводили уроки в виде игры, на которых вы работали с удовольствием. Игра – это не только увлечение, это ещё и творчество, а также – труд. Сегодня мы с вами проведём мероприятие, которое называется “Учимся, играя”.

Не раз на уроках мы с вами слушали сказки, рассказы. Вот один из них.

В мире чисел жили – были три друга. Они были очень дружелюбны. Один был царём отрицательных чисел, и звали его Отрицательный. Другой был царём положительных чисел, а звали его Положительный. Третий был отшельником и жил между двумя царствами, а звали его Нуль.

Как-то раз Положительный поссорился с Отрицательным и они перестали дружить и даже разговаривать. Нуль не знал, на чью сторону пойти, потому что они ему были оба дороги. Он решил дружить дальше и с Отрицательным, и с Положительным. Он решил встать посередине них. С этих времён стали обозначать координатную прямую с помощью отрицательных и положительных чисел, а между ними ставят нуль, который разделяет два царства.

А сегодня уже мы поиграем здесь, где вы покажете вашу эрудицию, ваши знания и смекалку.

Хочу представить наших ведущих: учащиеся 9 «А» класса. И нашего специального гостя, который приехал к нам издалека.

Царь: Здравствуйте, ребята! Я очень рад посетить Ваше мероприятие и выяснить самых любознательных и эрудированных учеников.

2. Выступление ведущих.

1 ведущий. Есть о математике молва,

                     Что она в порядок ум приводит,

                     Потому хорошие слова

                     Часто говорят о ней в народе.

2 ведущий. Ты нам, математика, даешь

                     Для победы трудностей закалку.

                     Учится с тобою молодежь

                    Развивать и волю, и смекалку.

1 ведущий. И за то, что в творческом труде

                    Выручаешь в трудные моменты,

                    Мы сегодня искренне тебе

                    Посылаем гром аплодисментов.

2 ведущий. Познакомимся с нашими командами ( Представление жюри, визитка каждой команды).

2. Представление команд (до 5 баллов).

Здесь у нас присутствует жюри (представляется) и болельщики, а также две команды, которым сейчас дадим слово для представления.

Первая команда: «БАМ»

Девиз: Будем активно мыслить!

Обращение к сопернику:

Этот турнир ждали мы

По нему стосковались умы

Дружно будем задачи решать

Мы хотим математику знать.

Как же нам не веселиться?

Не смеяться, не грустить?

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!

Вторая команда: «ПУПС»

Девиз: Пусть ум победит силу!

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим

И просто вам победу не дадим.

Придется попотеть и постараться.

За каждый балл мы будем драться.

Смекалку мы проявим и отвагу

И просим разгадать сию бумагу.

А если вдруг не повезет?

Победа всех когда-нибудь найдет!

3. Конкурс “О математике и в шутку и всерьез. Разминка команд. ( Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. За каждый правильный ответ-1 балл)

  • отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус);

  • мера веса драгоценных камней (карат);

  • сколько цифр вы знаете (10);

  • Наибольшее двузначное число?(99)

  • результат вычитания (разность);

  • сколько в школе классов (11);

  • сколько дверных ручек на 1 этаже (в 2 раза больше, чем дверей);

  • сколько грамм в килограмме (1000).

  • цифровая оценка успеха (балл);

  • сколько сантиметров в метре (100);

  • результат сложения (сумма);

  • сколько яиц можно съесть натощак (1);

  • на какое число нельзя делить (0);

  • сколько дней в году (365 или З66);

4. Игра “Оживи пословицу” (до 5 баллов).

Каждой команде достаётся по две пословицы, текст которой содержит цифры или числа. Например: “ Семь раз отмерь, один раз отрежь”. Эту пословицу необходимо “оживить”, т. е. без слов, только мимикой, жестами изобразить её так, чтобы команда соперников догадалась, о какой русской народной пословице идёт речь.

1 КОМАНДА

2 КОМАНДА

У семи нянек дитя без глазу.

Семеро одного не ждут.

За одного битого двух небитых дают.

Одна голова хорошо, а два лучше.

5. Игра “Кто больше” (за каждое, неповторяющееся у соперников название, 1 балл).

ЗАДАНИЕ: даётся 1 мин. Назвать песни, сказки, кинофильмы, мультфильмы, книги, в названии которых встречаются числа или цифры. Называют команды по очереди.

6. Кроссворд (до 5 баллов).

ЗАДАНИЕ: даётся 1 минута. Нужно вставить слова в кроссворд, чтобы прочитать слово в выделенном прямоугольнике.

СЛОВА:

параллелепипед,
тонна,
игра,
сотка,
алгебра,
сантиметр,
километр,
квадрат,
грамм,
метр.

МАТЕМАТИКА – наука о величинах и количествах; всё, что можно выразить цифрою, принадлежит математике (из толкового словаря В.И. Даля).

7. Ребусы (за каждое отгаданное слово 1 балл).

Вместо многоточия подставить прописью число, чтобы получилось слово.

Например: ли … к (ли сто к).

1 КОМАНДА

2 КОМАНДА

По … л

Р … а

И … я

… а

… я

Про … р

С … ж

Ви … на

Пи … лет

Те …

… лб

С … жка

… г

Сви … к

… котаж

… буна

О …

… очество

И … к

… тон

8. Отгадай пословицу (до 5 баллов).

9. Конкурс: Художник - математик (до 5 баллов).

Вызывается по одному участнику от команды. Предлагается нарисовать фигурку человека, животное, здание и т.п. с помощью математических знаков и геометрических фигур(высший балл – 5.)

(Пока художники занимаются работой, вниманию членов команд и зрителям предлагается стихотворение.)

С.Шестаков.

1 ведущий.   Опять ужасная. Опять в тетради будет двойка.

                      Слеза стекает на тетрадь, нет сил держаться стойко.

                      Несчастный класс сидит в тоске, от горя чуть не плачет.

                      А на доске, а на доске ужасные задачи!

                      Их целых пять, их даже – шесть!

                      Они страшней прививки.

                      Они мешают спать и есть, пить кефир и сливки.

                      Как час расплаты настает, такая вот работа,

                      Холодный прошибает пот, в глазах круги от счета.

2 ведущий.   А за столом, пугая всех, грозя кнутом и ссылкой,

                      Сидит ужасный человек с язвительной улыбкой.

                      Суров, неумолим и тих, внушая страх и трепет,

                      Он соберет работы их и всем по двойке влепит!

                      И греет лишь одно сердца учеников несчастных:

                      Что две минуты до конца мучений их ужасных.

                      Что прозвенит опять звонок – луч света в царстве школьном,

                      И можно вновь спокойно спать, забыв о дне ужасном.

О чем в стихотворении идет речь?

10. Цифровой диктант (за правильный ответ 1 балл).

Учитель: Вам даётся 6 предложений. Одни из них несут правильную информацию, другие – неточную или неверную. Если вы согласны, ставьте напротив предложения цифру 1, если нет – 0. Результаты ответов составят шестизначное число, которое надо записать:

  1. Вода кипит при температуре 100ºС;

  2. Автор сказки «Аленький цветочек» - А.С. Пушкин;

  3. Столица Франции-Лондон;

  4. Год начала Второй мировой войны – 1939;

  5. Самое сильное животное на Земле – слон;

  6. На Земном шаре шесть материков и 4 океана.

Ответ: 100101

РЕФЛЕКСИЯ: Понравилось ли тебе данное мероприятие? Почему?

СЛОВО ЖЮРИ ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ

Пожелание командам от царя.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
 С. Маршак

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5-6 классов

«Интеллектуальный марафон по математике»

Тема: «Интеллектуальный марафон»

Форма проведения: урок-соревнование.

Цели :

- развитие любознательности, внимания, памяти;

- наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;

- повышение интереса к предмету;

- воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение 1).

Этапы мероприятия .

I Подготовительный этап:

каждый класс параллели заранее выбирает команду из 8 человек, капитана, придумывает название, девиз, эмблему.

II Игровой этап:

СЛАЙД 2:

а) на экране заставка игры (слайд №1)

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем вам удачи,

За работу, в добрый час!

Песня «Пара-пара-парадуемся

СЛАЙД 3: Ведущие (поют на мотив мушкетеров «Пара-пара-парадуемся»):

В тот час, когда Создатель

Всё создавал вокруг,

Он создал математику-

Царицу всех наук.

И «игреки» и «иксы»

Шагают дружно в ряд

Веселою толпой нас веселят.

И коль на жизненном пути

Не повезет тебе мой друг,

Ты вспомни математику-

Царицу всех наук

На рынке и в спортзале

Нам нужен чисел ряд.

И пусть они сегодня сегодня тебя повеселят

В тот час, когда Создатель

Всё создавал вокруг,

Он создал математику-

Царицу всех наук.

Ведущий 1:

СЛАЙД 4: Сегодня вы пришли к нам в зал

Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть

Увидеть болельщиков накал

Умом своим на все взглянуть

Пусть в памяти воскреснет Архимед,

Сраженный за великие творенья.

Пусть вспомнится известный всем Виет,

Открывший формулу для уравненья.

Узнаем то, что Гаусс всем сказал:

“Наука математика-царица всех наук”

Не зря поэтому он завещал

Творить в огне трудов и мук

Ведущий 2: Сегодня в своем остроумии, знаниях сразятся команды учащихся 5и6-х классов.

Ну что же, ребята, команды готовы,

Пора поединок теперь начинать.

Пусть каждый готовит смекалку и юмор

И курс на победу держать!

А теперь представим наше жюри: Совет мудрейших (идет представление членов жюри)

СЛАЙД 5

в) оглашение правил игры: за представление команды -10 баллов, за правильный, полный, без подсказки ответ на вопрос игры -5 баллов, ответ с помощью болельщиков своей команды – 3 балла. На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса. Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников и болельщиков. Вопросы выбираются по очереди с «помощью» математической рулетки

г) ход игры

СЛАЙД 6: 1. Представления команд.

Ведущий 1: приветствие команды “РИТМ”

Девиз:

Ты нам математика даешь

Для победы трудностей закалку

И с тобою учатся ребята

Развивать и волю и смекалку

(Обращаются к жюри, поют:)Песня» Как родная меня мать провожала»

На игру меня родня провожала,

В КВНе поболеть обещала

Час пройдет, другой пройдет – появися,

На жюри мое толпой навалися.

Вот сидит себе оно и не тужит

И команде непонятно какой служит.

Нет надежды никакой, без подмоги,

Хоть ложись и помирай средь дороги,

Ведущий 2 Свое приветствие показывает команда “РОМБ”

Девиз:

Мы в команде все дружны

И как стороны у ромба, разумеется равны

Песня «А нам все равно»

А нам все равно, анам все равно

Не боимся мы строгого жюри

Даже в трудный час, вы спасете нас

Мы ведь любим вас, хоть вы и строги

Где то на КВНе, там где всегда друзья

Заняли место в зале, их подвести нельзя

Ля, ля,ля…, их подвести нельзя.

СЛАЙД 7: Выбор первого хода осуществляется с помощью задания « Сложи пословицу» Ребята записывают пословицу на листах и передают жюри.

Ответ: Один за всех, и все за одного.

СЛАЙД 8: Математическая рулетка

1. Загадочный треугольник

Расставь на шарах треугольника цифры от 1 до 9 так, чтобы их суммы на сторонах треугольника были равны.

Ответ: 5 – 4 – 9 – 2 - 7- 3 – 8 -1 – 6 – 5.

2. Экспертиза

Из четырех монет одна фальшивая, причем, неизвестно, больше или меньше она по весу, чем настоящие монеты. За какое меньшее количество взвешиваний на рычажных весах можно определить эту монету?

Ответ: за два взвешивания.

3. Музыкальная пауза песня «Сосед»

4. Альпинисты

В доме десять этажей. Во сколько раз лестница на десятый этаж дома длиннее, чем на второй?

Ответ: в 9 раз.

5. Пути-дороги

Из Москвы и Санкт- Петербурга одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80км/ч и 95км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи?

Ответ: 175 км.

6. Черный ящик

На экране есть три подсказки, каждая подсказка уменьшает результат ответа на 1 балл.

Ответ: кубик Рубика.

7. Домашнее задание стихотворение о математике

Команда «Ромб»

Когда у меня будет маленький дом,

Тогда заведу я в хозяйстве своём:

Двух пушистых псов,

Трёх коричневых коров,

Четыре проказливых козочек,

Пять крупных кружек

с узором из розочек,

Шесть шебуршащих ульев,

Семь старинных стульев,

Восемь весёлых чайников новых,

Девять ветвистых деревьев вишнёвых,

Десять десертных ложек,

Одиннадцать одиноких кошек

(не считая кошачьих котят),

Двенадцать писклявых цыплят -

И одну плетёную люльку

с горластым малюткой.

Вот сколько всего

Заведу я в хозяйстве моём.

Когда у меня будет маленький,

Маленький-маленький

Команда «Ритм»

Гармония нашего мира

Завязана с цифрой ТРИ.

Не бука я, не придира –

Ты фактам в лицо смотри! –

"Библейская троица" значит:

Отец, сын и дух святой.

(Отсюда возник, не иначе,

Одеколон тройной).

Кто прял под окном светлицы?

Не думай, а в корень зри:

Естественно – три сестрицы!

...А в поле богатыри -

В количестве трёх - сражались

С драконом о трёх главах!

Мужи* на земле рождались,

Стоящей на трёх слонах...**

А "Три Толстяка" Олеши?!

А царь? Он ведь, как-никак

Три сына плодил, не меньше!

(Два умных, один – дурак.)

А вспомни про трёх танкистов,

А также "Three Men In A Boat"!***

С собакой... Но тут всё чисто:

Собаки у них не в счёт.****

И три поросёнка тоже

В историю вклад внесли!

Воистину непреложен

Троичный закон земли.

Но вдруг я прочёл ТАКОЕ,

Что разум вскипел больной,

Я – в шоке! Мне нет покоя!!

А шок у меня тройной:

Статистику портят грубо

СЕМЬ ГНОМОВ плюс СЕМЬ КОЗЛЯТ!

В свой локоть вонзаю зубы,

Как лужа, мутнеет взгляд!

Усилила пик депрессий

Легенда про негритят:

Их даже не семь! Их ДЕСЯТЬ!!!

Гарсон, принеси мне яд...

8 Исключи лишнее слово

Среди следующих слов: мамус, сочли, шкока, нусим исключи лишнее. (На слайде есть ответ.)

Ответ: шкока (кошка).

9 Урожай

Любушка да Марьюшка вместе съели 9 яблочек, Любушка да Лизонька 10 яблочек, Лизонька да Марьюшка 11 яблочек. Сколько яблочек вместе съели Марьюшка, Любушка и Лизонька?

Ответ: 15 яблочек.

10. Продолжи ряд чисел

Задан ряд чисел: 1,1, 2, 3, 5, 8, 13…, продолжите его. (На слайде есть ответ.)

Ответ: 8+13=21

11. Полезно знать

На все товары наносят штрих-код, который образован черными и белыми полосками, причем, крайние полосы черные. Черных полосок обычно 30, они бывают узкие и широкие. Число белых полос на 10 больше, чем узких черных. Сколько широких черных полос имеет такой штрих-код?

Ответ: 11 широких черных полос.

12. Тест на внимание

На слайде рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур. Ответьте на вопросы:

Какой фигуры нет на рисунке? а) круга; б) квадрата; в) прямоугольника; г) треугольника; д) все перечисленные фигуры есть.

Ответ: г) треугольника.

Ведуший 1:

Вот закончилась игра.

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

III Этап подведения итогов игры (слайд №18):

В конце игры жюри подводит и оглашает результаты, награждает грамотами. На экране фейерверк в честь победителей.

Приложение №1 - мультимедийная презентация.

Используемая литература и материалы:

Задания конкурса Кенгуру.

Абдрашитов Б. М. и др. Учитесь мыслить нестандартно.- М. Просвещение,2006 год.

Дополнительно

Итак, задача Корнея Ивановича Чуковского.

Шел Кондрат в Ленинград, а навстречу двенадцать ребят.

И у каждого по три лукошка,

В каждом лукошке кошка,

У каждой кошки – двенадцать котят,

У каждого котенка в зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

Сколько мышат и котят ребята несут в Ленинград?

Глупый, глупый Кондрат!

Он один и шагал в Ленинград,

А ребята с лукошками , с мышками и кошками

Шли навстречу ему в Кострому.

а) Двое играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый?

б) Тройка лошадей пробежала тридцать километров. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

1. Одновременно левой рукой и правой должен нарисовать 9 и 6.

2. Одновременно левой рукой и правой должен нарисовать треугольник и квадрат.

1. Сумма трех чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Найдите эти числа. (1, 2, 3.)

2. Что больше, произведение всех цифр или их сумма? (Сумма)

3. Арбуз стоит 20 рублей и еще пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? (40 рублей)

Команда Х

1. Какое число делится на все числа без остатка? (0)

2. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)

Сказка "Скандал"

Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры. Главой государства была Аксиома, а парламент представляли Теоремы.

Но однажды перед очередными выборами Аксиома заболела, и тогда между фигурами произошел скандал. Каждая доказывала свое значение в жизни человека. Все перестали подчиняться законам. Теоремы переругались.

А в это время у людей начались неприятности. Вышли из строя все железные дороги, так как параллельные рельсы пытались пересечься. Сломались все станки, так как детали в виде шара пытались доказать деталям в виде призм, что они главнее и должны начать движение первыми. Дома все перекосились, так как параллелепипед пытался стать то октаэдром, то додекаэдром.

Неизвестно, чем бы все это дело кончилось, если бы не выздоровела Аксиома. Она заставила Теоремы следовать друг за другом в логическом порядке. Созвала экстренное заседание, на котором Теоремы объясняли каждой фигуре ее значение. Для особо неугомонных были назначены беседы с самой Аксиомой. В государстве настали мир и порядок. А люди вздохнули с облегчением, потому что все предметы успокоились и стали подчиняться геометрическим порядкам.

 

 

 

Сказка "Курочка Ряба"

Жили - были дед  и баба  , и была у них  курочка Ряба  . Снесла как - то Ряба яичко   - оно было золотым.   бил, бил - не разбил.   била, била - не разбила. Но тут появилась мышка   , махнула хвостом,   упало и разбилось.

   плачет,  плачет, а   кудахчет:

- Не плачь ! 

- Не плачь  ! Снесу я вам  не круглое, а квадратное.

 

 

 

Сказка о Точке

 

 

В далеком математическом государстве жила маленькая-маленькая Точка, которую никто не любил. Да и чего ее любить: сама крохотная, еле-еле видно, ни длины, ни ширины не имеет, а попробуй не поставить на нужном месте или пропустить!.. Сколько нагоняев из-за нее получено, сколько двоек...

 

Точка, конечно же, чувствовала такое отношение к себе и очень кручинилась: как трудно быть хорошей, когда тебя не любят и все время раздражаются! Задумала она сбежать из математического государства, да все решимости не хватало. «Все-таки страшно, ведь правда, маленькая я, - думала Точка, - одно слово - ни длины, ни ширины... Далеко не убежишь...»

 

Но однажды приключилась в старших классах контрольная, и один ученик пропустил точку, переписывая пример на умножение. Представляете, какой результат он получил? А какую оценку? Вот... Ох, и кипятился же он и ворчал: «Из-за такой малости - все наперекосяк! Ну, что такое ТОЧKА! Ведь она даже определения не имеет!!!» «Kак?! - ахнула про себя Точка. - Я столько работаю, выслушиваю всякие гадости и при этом даже не имею определения?! Это же возмутительно! Нет, надо бежать отсюда куда глаза глядят...»

 

«Kак я тебя понимаю!» - услышала Точка тяжелый вздох рядом с собой. Это была Стройная Прямая: «Я ведь тоже не имею определения! Все говорят: прямая, прямая... Проведите прямую, отметьте на прямой... А что такое Я? Что такое прямая - никто еще толком не сказал... Грустно! Давай-ка, точка, я тебе помогу! Прыгай на меня и беги, не останавливаясь. Я ведь ухожу в бесконечность! Хочешь увидеть бесконечность вместе со мной?»

 

«Конечно, хочу!» - пискнула Точка, прыгнула и покатилась, как сказочный Колобок, по прямой...

 

А что началось уже через десять минут после исчезновения Точки! Числа гомонят и волнуются - некому их обозначить на числовом луче! Да и сами лучи на глазах растворяются: где точка, чтобы ограничить прямую с одного конца? А уж из чисел, желавших умножиться, целая очередь образовалась: ведь вместо Точки в примерах на умножение пришлось ставить Kосой Kрестик. А что взять с Kрестика, к тому же Kосого?

 

         Словом, без маленькой и довольно противной Точки рухнуло математическое государство на пятнадцатой минуте...

 

А что же Точка? Бежала она долго-долго... Лишь когда потускневшее солнце опустилось за горизонт и на землю лег сумрак, остановилась точка отдохнуть. А утром от того места, где она остановилась на ночлег, побежал в бесконечность Луч. По этому Лучу и поднялась она на небо, по этому Лучу и ушла она куда-то в глубь Млечного Пути.

 

Посмотри, не видишь ли ты ее посреди миллиарда звезд, рассыпавшихся на небе?..

 

 

 

Дружественные числа”

Жило-было на свете число 220. Никто в стране с ним не дружил. Скучно и грустно было числу 220. Однажды оно гуляло в парке, присело на скамейку, а рядом сидит число 284, и тоже вздыхает. Удивилось 220 и спрашивает 284:

– Почему ты вздыхаешь?

– Потому, что у меня нет друзей, – отвечает ему число 284.

И, стали числа дружить и веселиться.

С тех пор, числа 220 и 284 называются дружественными числами. А дружбу свою они укрепили делителями:

220: 1+2+4+5+10+11+20+22+44+55+110 = 284;

284: 1+2+4+71+142 = 220.

 

 

Математическая сказка про тётку Федору.

 

У тётки Федоры 4 сынишки.

У каждого сынишки - штанишки.

Еще у Федоры 2 дочки.

У каждой девчонки по 2 юбчонки.

* Сколько у тетки Федоры детей

* Сколько у них одёжек?

А у самой тётки Федоры

1 юбка грязная

И 3 рубашки разные.

* Сколько одёжек у тётки Федоры?

Сложила тётка Федора одежду в таз -

"Постираю я сейчас!"

Очень тщательно стирала -

все штанишки изорвала.

* Сколько одёжек у неё осталось?

Стала тётка Федора бельё кипятить.

Пока кипятила,

1 юбку спалила.

* Сколько одежек у неё теперь осталось?

Пошла Федора на речку бельё полоскать.

На сломанную доску наступила

Упала и 2 рубашки утопила.

* Сколько у неё одежек осталось?

Стала Федора-растяпа вешать бельё.

Да тут коза подбежала,

2 юбки украла и сжевала.

* Сколько одёжек осталось на веревке?

Пока тётка Федора за козой гонялась,

дети 2 рубашки с веревки сняли,

Поиграли, в грязи изваляли

Да и вовсе потеряли.

* Сколько одёжек осталось ?

Сняла растяпа Федора с веревки бельё.

Стряхнула, сложила

И в сундук уложила.

А стоило ли ей бельё-то стирать?

 

 

 

Сказка о Нуле

 

 Жил-был на свете Нуль. Вначале он был маленьким-премаленьким, как маковое зернышко. Нуль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим-пребольшим. Худые, угловатые цифры 1, 4, 7 завидовали Нулю. Ведь он был круглым, внушительным.

 

- Быть ему главным, - пророчили все вокруг.

 

А Нуль важничал и раздувался, как индюк.

 

Поставили Нуль как-то впереди Двойки, да еще запятой отделили от нее, чтобы подчеркнуть его исключительность. И что же? Величина числа вдруг уменьшилась в десять раз! Поставили Нуль впереди других чисел – то же самое.

 

Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать, что у Нуля только внешность, а содержание никакого.

 

Услышал это Нуль и загрустил… Но грусть беде не помощница, надо что-то делать. Нуль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат все тот же.

 

С завистью поглядывал теперь Нуль на другие числа: хоть и неброские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым даже удавалось вырасти в квадрат или в куб, и тогда они становились важными числами. Попробовал и Нуль подняться в квадрат, а потом и в куб, но ничего не получилось – он оставался самим собой. Бродил Нуль по белу свету, несчастный и обездоленный. Увидел он однажды, как цифры выстраиваются в ряд, и потянулся к ним: надоело одиночество. Нуль подошел незаметно и стал скромно позади всех. И о, чудо!!! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он в десять раз увеличил их силу”.

 

 

 

 

Сказка «Репка»

 

Жила была 1/5. Посадила она репку. Созрела репка, настала пора её тащить. Стала 1/5 тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвала 1/5 на помощь 2/5. Тянут, потянут вместе, а вытащить репку не могут. Позвали 3/5. Пришла 3/5 дёргает репку, а та не вытаскивается из земли. Позвала 4/5. Пришла 4/5,тянет со всеми, а репка опять не вытаскивается из земли. Позвали 5/5. Тянут, потянут все и вместе вытащили репку из земли. Ведь у них силы-то вместе сколько: целое число 3.

 

 

 

 

 

"Добро и зло в мире Математика"

 

В то время, как в мире людей существовали 2 главных понятия – добро и зло, в математике существовали понятия – плюс и минус. Они существовали отдельно от добра и зла, но тесно связывались с миром  людей. Жили за счет математических душ – чисел. Без чисел они были просто никому не нужными черточками. Плюс скрывал себя на числах, а минус ставил черту прямо перед числом. Какое количество единиц в числах имел плюс, столько было у него воинов, какое количество единиц в числах имел минус, столько было у него воинов. И настали времена математики. Войска плюса и минуса начали называть: положительные числа и отрицательные. Силы минуса воспротивились названию отрицательные, и началась война, которая не кончилась по сей день и, не кончится никогда. Так как силы положительных и отрицательных чисел бесконечны так, как бесконечны числа.

 

            Стычки войск двух сил назывались математическими действиями, и побеждало не качество, а количество. Так как в человеческом мире чаще всего предметов больше, чем ноль, соответственно числа в человеческом мире тоже преобладали положительные. Также было и в математике. Чаще стали встречаться положительные числа.

 

Но часто силы минуса совершают смелые вылазки к силам плюса и на зло людям побеждают. Всем нам известны эти случаи. Например: когда денег ни в кошельке, ни в кармане нет, а еще кому-то должен.

 

 

 

 

 

 

 

"Фаворит царицы арифметики"

 

     

 

 

В стране математике жили два злейших врага: Положительный и Отрицательный знаки.

 

Борьба между ними шла с самого рождения, и им было все равно, что они братья. Они боролись друг с другом как вода с огнем, как свет с тьмой, Когда один пел, другой хранил молчание. Они были отражениями друг друга. Знаете, каково это драться с самим собой, правая рука против левой, палец против пальца? Они  боролись за прекрасную царицу Арифметику.

           И, наконец, настал день выбора фаворита. Зал математического поединка был богато убран.  Вокруг стояли цилиндры с цветами, а на стенах весели ковры с изображениями графиков. Царица Арифметика восседала на троне, наблюдала за происходящим. Кроме чисел поединок помогал вести знак Равно. Ибо он был главной судьей и следил за правильностью решения примера. И вот салют из цветных точек оповестил о начале состязаний. В первом туре победил знак Плюс, так как решение было таким:

6 +(– 2) = 4

Во втором туре победил тоже он. Потому что выражение было таким:

7 + 6= 13

В третий раз было так:

 

- 3 + (-10) = -13

 

И победил знак Минус.              

 

И догадаться, что в четвертом туре победил снова Минус, было совсем не сложно, так как выражение было такое:

-5 + 2 = -3

И честный знак Равно заключил, что у них ничья. И тогда царица Арифметика решила, что из этих двух знаков никто не станет ее фаворитом, а им станет правдолюбивый знак Равно.

И вот так знак Равно стал фаворитом царицы Арифметики и ему доставались все почести.

А Плюс и Минус так и продолжали бороться между собой, потому что были похожи, но были совершенно разными.

 

 

 

 

 

 

"Положительные и отрицательные знаки"

                          

 

 

Жили – были  два брата. Они не походили друг на друга, не имели ничего общего. Положительный был добрым, а отрицательный злым и эгоистичным. Они отправились в путешествие. Два брата вместе преодолели много препятствий, сложностей, порогов на своём пути.

 

Однажды на них напали разбойники, и наши герои разбежались в разные стороны. Потеряв друг друга, они долго скитались и бродили по полям, берегам, лесам и разным окрестностям. И вот отрицательный знак набрёл на какое – то поселение. Он постучал в дверь, ему открыли. Отрицательный брат спросил: «Ты, как тебя там, ну-ка быстро принеси мне воды и скажи, как пройти к моему дому?! ». На что ему ответили: «Я бы рад помочь вам, но вы очень злой, невоспитанный, и мне не приятно помогать такому, как ВЫ!». И тот закрыл дверь. Долго бродил и скитался наш герой по свету. В то время, как его брат познакомился с каким – то бродягой, и тот из вежливости  помог найти дорогу домой. А  отрицательный знак ещё долго искал путь домой, но, в конце концов, он дошел до дома, ведь все дороги ведут к дому! И теперь злой брат превратился в мягкого добряка, он стал таким же, как его брат положительный знак! И жили они долго в дружбе и согласии!

 

 

 

"Как поссорились знаки"

 

 

 

Жили-были знаки, и всё было хорошо, до тех пор, пока не решили Плюс и Умножение выгнать бедного Минуса и Деления. Долго Минус и Деление уговаривали Плюса и Умножения, чтобы те сжалились и не выгоняли их, но положительные знаки были непоколебимы, и Делению с Минусом пришлось уйти, не зная куда.

 

Горько пожалели Плюс и Умножение о своём решении, неизвестно откуда, в городе, где проживали знаки, появились жуткие Вирусы. Вы спросите: «А чем вирусы могут повредить знакам?» Знакам они не повредят, а вот цифры  от них «заболеть» могут, ну а если все цифры заболеют, то зачем нужны будут знаки?

 

Так и случилось, все цифры заболели, и город опустел. Решили Плюс и Умножение избавиться от надоедливых Вирусов. Но сколько не пытались Плюс и Умножение избавиться от Вирусов, у них ничего не получилось потому, что Вирусы только увеличивались и множились. Отчаялись знаки, и пришлось им идти извиняться перед Минусом и Делением, и просить у них помощи. С радостью приняли извинения Минус и Деление, и помогли очистить город от Вирусов.

 

С тех пор знаки никогда не ссорились, и научились уважать друг друга.

 

 

 

"Мистер Умножение и мистер Минус"

 

 

 

Жил был знак Умножения. Он считал, что, когда действует на число, то оно всегда увеличивается. Вот однажды Умножение шёл по полю и увидел Минуса. Он был ошеломлён встрече с таким знаком и сказал ему: «Ты такой беспомощный, я могу тебя сделать больше». На что Минус ответил ему: «Да ты совершенно прав, но если я встану перед числом, то даже ты не сможешь сделать меня больше». Умножение посмеялся над этим и с усмешкой кинул ему такие слова: «Ха! Давай проверим твою теорию сейчас».

 

И стали звать они разные числа. Первой пришла 2, и перед ней встал Минус, и Умножение приступил к решительным действиям, он умножил -2 на 2, но получилось -4. Умножение удивился случившимся и сказал, что во всём виновата 2 и позвал он 3, но случилось тоже самое, число уменьшилось. И так происходило каждый раз и с каждым числом. И когда все числа закончились, то Умножение признался в победе минуса, то что не всегда при умножении число увеличивается, а также оно может уменьшиться. И после этого они стали дружить.

 

 

 

"Знание-сила"

 

 

Однажды встретились два друга знака умножение и деление. Первым пришёл деление, потому что он думал если опаздываешь, то это будет неприлично, а если придёшь раньше, то ничего не будет. А Умножение опоздал на 15 минут. Он приехал на очень дорогой машине Умножение был всегда с деньгами и как только он увидел Деление, он не удивился и сказал ему, то, что намного лучше быть умножением чем делением, если любое число умножить на другое, то всегда получается больше. «Не всегда!» - вдруг для Умножения сказал Деление.

 

И вот они пошли к главному судье страны математике. А главный судья в то время был сам знак равенства. Когда он увидел, их он над ними посмеялся и сказал им, что в разных ситуациях бывает по-разному. «А почему?» - воскликнул знак умножения, дрожав своими маленькими ножками. А вот вначале выучи математику, потом пойдешь и извинишься перед знаком деления.

 

Долго-долго  учился знак умножения, и когда он выучился, он извинился перед знаком деления, и они уехали дружно на крутом  автомобиле.

 

 

 

"Машины сладости"

 

 

Жила – была девочка по имени Маша. У неё был собственный магазин сладостей, но совсем не было друзей.

 

Каждую ночь у Маши то пропадало, то прибавлялось несколько мятных пряников или ватрушек. А оказалось, что к ней в магазин каждую ночь приходили плюс и минус. Плюс всё время прибавлял сладости, а минус вычитал их. И тут Маша решила проследить за тем, что творится в её магазине. Она осталась ночевать там. Ночью, сквозь сон Маша услышала чей-то спор. Она  тихонько подкралась к складу со сладостями и увидела математические знаки. “Что вы здесь делаете?” – спросила она. Плюс ответил: “Мы спорим, кто в эту ночь будет здесь работать.” Маша подумала, что может знаки будут с ней дружить и произнесла: “Давайте я буду назначать, кто будет, и когда здесь работать”. И знаки согласились. Теперь Маша работала со знаками, а сладости то прибавлялись, то убавлялись. Но Машу это совершенно не волновало, ведь она нашла себе настоящих друзей.

 

 

 

"Как математические знаки дружбу искали"

 

 

Жили-были математические знаки: сложение, вычитание, умножение и деление. Да вот беда была, в те времена ещё не знали друг друга знаки. Жили они грустно, никто их не любил, в гости не звал, на день рождения не приходил. И вот решили друга сердечного найти, да такого, чтобы не предал и уважал. Да где ж такого взять?

 

И вот воскресным утром отправились они за тридевять земель. Идёт, идёт умножение и видит жар -  птица на ветке сидит, оно спросило у птички: «Знаешь ли ты жар – птица, где мне друга найти», а она ему и отвечает: «Возьми этот клубок, он доведёт тебя до твоего будущего друга».  Взяло умножение клубок и пошло дальше.

 

А в это время подходит к жар – птице деление и говорит: «Жар – птица, ты не знаешь где мне друга найти».  «Возьми это волшебное яблоко, оно доведёт тебя до твоего будущего друга». -  сказала птица. Деление взяло яблоко и пошло дальше.  Сразу после деления пришло вычитание, и жар – птица дала ему ковёр – самолет. После вычитание подошло сложение, жар – птица преподнесла ему волшебное зеркальце.

 

И вот тяжёлый день закончился. Солнце стало садиться. Кузнечики заиграли мелодичную песню на своих скрипках. Пора ложиться спать. Математические знаки решили лечь ногами к дороге по которой они шли, а головой к дому. Но сон был не сладким, их мучили кошмары, что они не найдут друзей и во сне перевернулись. Когда рассвело и они шли вперёд то оказались дома. Не поняв почему они вернулись домой, огорчившись, решили больше никуда не ходить. Умножение шло к своему дому, но нечаянно упало. Увидев это деление, вычитание и умножение побежали на помощь. Сложение сразу поняло кто его настоящие друзья.

 

Почему же они не встретились по дороге? Да потому, что вышли из дома в разное время. Они жили в одной деревне, но не видели друг друга потому, что жили в разных сторонах. Умножение жило на стороне юга, деление - севера, сложение – запада, а вычитание – востока.

 

С тех времён живут себе лучшие друзья и ходят друг к другу в гости. Уже прошло много веков, а их дружбу не разлить водой!

 

 

 

 

 

 

Сказка про свет и его составные части

 

Жили-были на белом свете 1/7 – красная, 1/7 оранжевая, 1/7 желтая, 1/7 зелёная, 1/7 синяя, 1/7 голубая, 1/7 фиолетовая.

 

Жили они порознь и враждебно. Они не знали: кто они и откуда. Каждая из них гордилась своим цветом и пыталась доказать, что именно её цвет самый красивый. Эти споры зашли так далеко, что в воздухе запахло большой войной. Цвета перестали разговаривать между собой и начали готовиться к сражению.

 

И вот в такое неспокойное время появился волшебник по имени Ньютон. Он созвал всех и сказал:

 

– Как вы можете враждовать между собой? Ведь вы не просто дробные цвета, а составные части. Вы все дети одной целой семьи.

 

Отец ваш Белый солнечный свет.

 

– Этого не может быть! Мы все сами по себе!

 

– Вы не появились ниоткуда. Я сейчас покажу один фокус, и вы сами всё поймете.

 

Он подвел их к зашторенному окну. Сквозь маленькую щель пробивался солнечный луч. Одной рукой волшебник поставил на его пути стеклянную призму, и на противоположной стене появилась радуга. Она состояла из семи знакомых цветов. Затем другой рукой волшебник подставил еще и собирающую лупу. Радуга исчезла, появился снова белый солнечный луч.

 

Обрадовались наши цветные дробные части.

 

Теперь они знали: кто они и откуда.

 

– Но если у нас есть отец, то кто же мать? – спросили цвета.

 

– А мать у всех нас одна – Природа! – ответил волшебник. – Открою вам еще один секрет. Как составные части, вы – обыкновенные дроби (1/7), а если вас представить как волны, то вы станете десятичными дробями. Каждая волна имеет свой цвет и длину: красная – 0,75 микрон; оранжевая -0, 62, желтая – 0,59;зеленая – 0,57, синяя – 0,53; голубая – 0,5; фиолетовая – 0, 45. Вот такие пироги, мои милые цвета. Жить вам отныне в мире и согласии!

 

И волшебник исчез. А наши герои стали жить дружно одной ЦЕЛОЙ семьей. А когда им хотелось поиграть, они превращались в радугу и радовали людей своей красотой.

 

 

Параллелепипед

 

В некотором царстве, некотором государстве жил: король по имени Параллелепипед со своею королевой – Площадью. И было у них три дочери, одна краше другой. Звали их Высота, Ширина и Длина.

 

Однажды вышли принцессы погулять в королевском лесу, да и заблудились. Начали они кликать свою матушку, но это было бесполезно. Далеко забрели девушки. Вдруг одна из сестер Высота, сказала: “ Вы – Ширина и Длина – должны найти произведение между своим ростом, и тогда посмотрим, что из этого получится”.

 

Так они и сделали. В тот же миг появилась рядом с ними их матушка – Площадь.

 

С тех пор люди умножают ширину на длину и получают площадь. А если площадь и на высоту умножить, то получится объём прямоугольного параллелепипеда.

 

Кто главнее?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!