СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Возникновение и распад империи Карла Великого".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: познакомить с причинами и следствиями образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рас­смотреть условия расцвета империи; исследовать причины и по­следствия ее распада.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Возникновение и распад империи Карла Великого".»

Возникновение и распад империи Карла Великого

Цель: познакомить с причинами и следствиями образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рас­смотреть условия расцвета империи; исследовать причины и по­следствия ее распада.

Планируемые результаты:

предметные: научиться показывать на карте территории европейских государств раннего Средневе­ковья; объяснять причины образования и распада империи Кар­ла Великого; выявлять закономерности исторического развития европейских государств;

метапредметные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с со­учениками, к коллективной работе, способность сознательно ор­ганизовывать и регулировать свою деятельность - учебную, обще­ственную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; формировать способность решать творческие задачи; представлять результаты своей дея­тельности в различных формах; формировать умения работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории;

личностные УУД: формировать мотивацию к изучению нового материала; освоить гуманистические традиции и ценности византийского общества; осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: открытия нового знания

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно - целевой этап

Преемники Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. В истории он известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек и почему его так прозвали современники.

  1. Актуализация знаний

Чтобы вспомнить материал предыдущего урока, давайте проведем исторические игры.

Игра «Узнай историческую личность». Истребил других во­енных вождей и многих своих родичей. Подчинил себе не одно племя, а население всей страны. Стал королем. Принял христи­анство. Передал власть по наследству своим сыновьям. (Хлодвиг.)

Исторический диктант

  • Как называется период истории с Vпо XVв.?

  • Как называется организация общества с определенной тер­риторией, властью, законами, сбором налогов?

  • Как называлось земельное владение, дававшееся при усло­вии несения военной службы и передаваемое по наследству?

  • Как назывался управляющий королевским двором?

  • Как назывался владелец феода?

  • Кто разбил арабов в битве при Пуатье и в каком году? (Карл Мартелл, 732 г.)

  • Почему союз короля Хлодвига с христианской церковью был взаимовыгоден?

  • Чем белое духовенство отличалось от белого?

  • Кто такие монахи?

  • Кого называли мирянами?

  • Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?

  • Чему и как учили в соборных школах?

  • Какие науки входили в «Семь свободных искусств»?

Продолжил укрепление Франкского государства Карл Вели­кий, который правил 46 лет. В Средние века о Карле Великом было сложено много песен и легенд, которые воспевали его боевые подвиги, справедливость и мудрость.

  1. Работа по теме урока

1. Карл Великий

Средневековые хронисты и писатели обычно связывали успе­хи завоеваний Карла Великого с его выдающимися качествами правителя и полководца.

— Справедлива ли была такая оценка?

Нам предстоит нарисовать исторический портрет Карла Ве­ликого. Предлагаю сыграть в игру «За ширмой».

Задание: любая известная личность пытается скрыть свое ис­тинное лицо. Познакомившись с дополнительным материалом и иллюстрацией «Карл Великий на коне», попытайтесь описать черты характера и внешности Карла Великого.


Дополнительный материал

Внешность Карла

По свидетельству историка Карла Эйнхарда, «он обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, который, однако, не превосходил положенного, ибо известно, что был он семи его собственных ступней в высоту. Он имел круглый затылок, большие живые глаза, нос чуть круп­нее среднего, красивые волосы, веселое привлекательное лицо. Все это весьма способствовало внушительности и представительности его облика и когда он сидел, и когда он стоял. И хотя его шея казалась толстой и ко­роткой, а живот выступающим, однако это скрывалось соразмерностью остальных членов. Поступь его была твердой, внешний вид мужествен­ным, однако голос, хотя и звучный, не вполне соответствовал его облику. Здоровье его было отменным, за исключением того, что в течение послед­них четырех лет жизни он страдал от часто повторяющейся лихорадки, а под конец еще прихрамывал на одну ногу».

Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниа­тюрах IXв., а также бронзовой статуэтке из собора в Меце, он по франк­ской моде носил короткую прическу, брил бороду и имел длинные усы. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация останков Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.

Дополнительный материал

О личности Карла Великого

«Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырех блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слу­шал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочине­ние святого Августина "О граде Божием". После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал еще один кубок; потом отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели.

Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настоль­ко, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил.

Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил ученых, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за дви­жением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды.

(Эйнхард «Жизнь Карла Великого»)

(Проверка выполнения задания.)

По свидетельствам современников, Карл обладал крепким телосложением и высоким ростом. По моде того времени он достаточно коротко стриг волосы, брил бороду и носил длинные усы. У него были светлые волосы и длинный нос.

В быту он был непривередлив. Любил заниматься наукой, в совершенстве владел не только родным языком, но также латинским, знал и греческий язык, правда его он лучше понимал, чем изъяснялся на нем.


— Но человека лучше всего характеризует его деятельность.

Задание: работая с текстом п. 2 § 3 и исторической картой, ответьте на вопросы.

  • С какой целью Карл проводит активную внешнюю политику?

  • Каковы основные направления его завоевательных походов? (Саксы, Испания, Италия)

  • Каковы последствия завоеваний?

Запись в тетрадь:

Цели походов:

  • стремление знати приобрести новые земли и зависимых крестьян;

  • участие церкви с целью распространения христианства

Последствия завоеваний:

  • захват знатью новых земель;

  • превращение свободных общинников в зависимых крестьян;

  • распространение христианства.


Империя Карла Великого.

При Карле Великом государство франков пережило свой наивысший расцвет. Его территория значительно увеличилась за счет захваченных земель – Италии, области к югу от Пиренейских гор до реки Эбро и Саксонии.

В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен римским императором.

Папа Римский возложил на голову Карла I золотую императорскую корону. Титул Римского императора поднимал престиж франкского короля, так как приравнивал его к самому могущественному правителю раннего средневековья – византийскому императору.

Карл I, став императором, взял на себя функции защитника христианской веры. Наметились тесные контакты между императором и папой Римским. Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это было выражено в его законодательстве. Карл I ожидал от своих поданных подчинения и преданности.

Во главе государства стоял король – Карл, который управлял подданными и разъезжал со своими приближёнными - свитой (королевским двором). Дважды в год он собирал совет высшей знати – светской и духовной, которые давали своё согласие на издание указов.

Карл I поделил империю на округа, во главе каждого стоял граф, выбранный им из местной знати. Граф собирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение. Деятельность графов контролировали «государевы посланцы». «Государевы посланцы» были из ближнего окружения императора, для специальных поручений.

За годы правления Карлу I удалось создать мощную империю. Подъем культуры при КВ стали называть Каролингским возрождением.


Почему распалась империя Карла Великого?

Франкская империя существовали недолго, потому что была не прочной. Народы, которые силой подчинил Карл Великий, не хотели ему подчиняться. Они продолжали жить своими обычаями и разговаривали на своих языках.

В конце жизни Карл Великий поделил свою империю между своими сыновьями. Наследник Карла непрерывно воевали друг с другом. В 843 году три внука КВ в Вердене заключили договор о разделе империи на три части. Император – Лотарь (Лотарингия провинция). Позже образуются самостоятельные королевства – Франция, Германия и Италия.

  1. Подведение итогов урока

  • Вернемся к проблемному вопросу нашего урока: заслужен­но ли Карл получил имя Великий?



  1. Домашнее задание

§ 3






















Дополнительный материал

Внешность Карла

По свидетельству историка Карла Эйнхарда, «он обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, который, однако, не превосходил положенного, ибо известно, что был он семи его собственных ступней в высоту. Он имел круглый затылок, большие живые глаза, нос чуть круп­нее среднего, красивые волосы, веселое привлекательное лицо. Все это весьма способствовало внушительности и представительности его облика и когда он сидел, и когда он стоял. И хотя его шея казалась толстой и ко­роткой, а живот выступающим, однако это скрывалось соразмерностью остальных членов. Поступь его была твердой, внешний вид мужествен­ным, однако голос, хотя и звучный, не вполне соответствовал его облику. Здоровье его было отменным, за исключением того, что в течение послед­них четырех лет жизни он страдал от часто повторяющейся лихорадки, а под конец еще прихрамывал на одну ногу».

Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниа­тюрах IXв., а также бронзовой статуэтке из собора в Меце, он по франк­ской моде носил короткую прическу, брил бороду и имел длинные усы. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация останков Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.




Дополнительный материал

О личности Карла Великого

«Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырех блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слу­шал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочине­ние святого Августина "О граде Божием". После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал еще один кубок; потом отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели.

Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настоль­ко, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил.

Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил ученых, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за дви­жением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды.

(Эйнхард «Жизнь Карла Великого»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!