СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Значение рыб в природе и жизни человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему «Значение рыб в природе и жизни человека» относится к курсу биологии 7 класса, главной задачей которого является дальнейшее развитие представлений обучающихся о многообразии живой природы.

Технологическая карта выстроена с учетом требований ФГОС и предполагает методику проведения урока как «Урок освоения новых знаний» по целевому типу и в форме деловой игры. Данная разработка предложена как пример реализации краеведческого направления на уроках такого типа

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Значение рыб в природе и жизни человека"»

Технологическая карта урока биологии в 7 классе

Общая часть

Тема урока : Значение рыб в природе и жизни человека

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: формирование у обучающихся новых знаний в рамках темы «Надкласс Рыбы», формирование способности осмыслить роль новых знаний в

личностном развитии.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение формулировать

понятия «Промысловые

рыбы», «Рыбозавод»,

«Прудовое хозяйство»;

знание основных мер

по охране рыб;

знание ценных

промысловых видов

рыб страны и своей

местности;

знание проблем

ихтиофауны своего

региона.

Умение находить

главное в тексте;

умение составлять

логические схемы,

отображать связи,

заполнять таблицы с

заданными характе-

ристиками, работать

с картой;

умение работать в

группе, вести диалог.

Умение управлять

познавательной деятель-

ностью;

понимание важности

изучения данного

материала для развития

чувства ответственности;

понимание роли и

степени влияния

человека на природу

Словарь урока: Промысловые рыбы, рыбозавод, прудовое хозяйство.

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, географическая карта, доска классная (металлическая), плоские фотоизображения рыб с прикрепленными магнитами (динамические пособия), карточки-задания.

Используемая литература:

Учебная

1.Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015.

2.Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Е.Т. Тихоновой, Н.И. Романовой «Биология» для 7 класса общеобразовательных организаций.- М.:ООО «Русское слово-учебник», 2015.

Дополнительная

1.Пирогов В.А., Дулин И.В. Природные богатства Орловского края.-Орел: «Орелиздат», 1993

2.Школьник Ю.К. Подводный мир. Полная энциклопедия.-М.: «Эксмо», 2014.

Организационная структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

момент

Мотивирует эмоциональный

настрой на изучение темы.

Настраиваются на работу,

делятся на команды,

выбирают жюри. Члены

жюри также участвуют в

образовательном процессе,

получают те же задания.

2.Мотивация

учебной

деятельности

Предлагает командам обсу-

дить примеры, приведенные

в карточках-заданиях, от-

ветить на вопросы (пооче-

редно):

-что иллюстрируют данные

примеры?

-какую роль играла рыба в

жизни человека и его

культуре?

-какова роль рыб в приро-

де?

-о чем предупреждают

данные примеры?

Пример 1. Население

южных областей нашей

страны страдало от перио-

дических вспышек малярии.

Проблема была решена,

когда в местные водоемы

была завезена рыбка

гамбузия.

Пример 2.Средневековая

феодальная Европа. Ог-

ромные массивы леса, пол-

ные дичи, но местным

крестьянам запрещено на

нее охотиться. Скудный,

растительный рацион

разбавляется рыбой, кото-

рую постоянно вылавлива-

ют в местных реках. К н.

18 в. биоресурсы рек

Европы практически были

исчерпаны.

Пример 3. «Черным золо-

том» в мире называют не

только нефть, но и зна-

менитую черную икру

русского осетра. Во многих

странах мира введен

запрет на ввоз и продажу

икры.

Пример 4. Многие народы

верили в существование

Матери-рыбы, говорящей

человеческим языком.

На Руси магической силой

наделяли щуку. Вот

старая святочная песня о

щуке, сулящая богатство:

«…Как на щуке чешуйка

серебряная. Слава!

Что серебряная-позоло-

ченная.Слава!

Как у щуки спинка жем-

чугом сплетена. Слава!

А на место глаз –дорогой

алмаз. Слава!...»

Отвечают на вопросы,

приходят к выводу, что

1)Рыба играла огромную

роль в жизни человека

как источник питания,

что нашло отражение в

культуре и искусстве.

2)Плотоядные рыбы регу-

лируют численность

насекомых, в том числе

переносчиков возбудите-

лей заболеваний.

3)Нерегулируемый отлов

рыбы приводит к сокра-

щению ее численности,

ставит на грань исчезно-

вения.

Жюри оценивает ответы.

3.Актуализация

учебной

деятельности

Предлагает командам

поочередно ответить на

вопросы:

1)Какие отряды Костных

рыб могли водиться в

реках Европы?

2)Вопрос №6 стр.155

учебника (Перечислите

отряды Костных рыб)

3)Какие из них водятся в

нашей местности?

4)На какие группы делятся

рыбы по характеру

питания? К какой группе

относится гамбузия?

Предлагает выполнить

задание №1 на стр.62

рабочей тетради, привести

примеры хищных и

травоядных рыб нашей

местности.

Отвечают на вопросы.

Жюри оценивает.














Выполняют письменное

задание. Зачитывают

жюри свои примеры.

4.Целеполагание

и планирование

деятельности

Привлекает обучающихся к

постановке цели урока и

формулированию задач,

необходимых для ее

достижения, с помощью

следующих вопросов

(фронтально):

1)Какие из Костных рыб

находятся под угрозой

исчезновения и почему?

2)Что необходимо соблю-

дать, чтобы сохранить и

восстановить популяции

рыб?

3)Что необходимо знать

людям о хозяйственно-

ценных видах рыб?

4)Для чего человек должен

знать биологию рыб в

общем?

Отвечают на вопросы,

формулируют задачи,

которые следует решить

в ходе урока:

-изучить роль рыб в

природе и жизни человека;

-изучить особенности

воздействия человека на

водный мир;

-изучить меры по охране

рыбных богатств и

разведению ценных

видов;

-изучить промысловые

виды рыб, географию

лова.

Жюри оценивает

активность представите-

лей команд.


5.Освоение новых

знаний.

1)Предлагает самостоятель-

ную работу с текстом

абзаца на стр.156. «Значе-

ние в природе».

Предлагает каждой

команде составить цепь

питания на примере вод-

ного сообщества с участи-

ем водорослей, любых

травоядной и хищной рыб

нашей местности, рыбояд-

ной птицы (или рептилии)

2)Предлагает викторину

«Промысловые рыбы»,

сопровождая демонстра-

цией слайдов с изображе-

ниями рыб, частичной

подсказкой в названиях.

-Рыбаки установили, что

эта рыба всегда тянется к

свету. Выходя ночью в

море, они включают про-

жектора и водят лучами

по воде. Рыба высоко

подпрыгивает из воды,

выдавая свое присутствие.

(Сайра)

-Эту рыбу незаслуженно

называют бросовой,

«кошачьей рыбой». Но

именно из ее печени

получают рыбий жир

и витамин А. (Минтай)

-Деликатес в наше время,

она раньше была обычным

блюдом на столе бедняков.

При приеме на работу,

батраки ставили условием

не кормить их этой рыбой

часто. (Семга)

-Промысел этой рыбы

начался еще в 8 веке.

Рыбаки открыли способ

мокрого посола ее в

бочках прямо на кораблях.

Это позволило им надолго

уходить в море. (Сельдь)

-Донная рыба, всю жизнь

проводящая лежа на боку.

В ходе эволюции она стала

почти плоской, ее верхний

бок окрашен под цвет

грунта, а оба глаза

сместились на верхнюю

сторону. (Камбала)

-Эта рыба охотно поедает

водные растения, расчи-

щая водоем, завезена и

успешно прижилась в

прудах Орловской области

(Белый амур)

-Индейцы, жившие вдоль

рек, не ловили эту рыбу,

веря, что в них вселяются

души утонувших людей.

Из нее получают ценную

красную икру. (Лосось)

3)Предлагает командам

ознакомиться с содержани-

ем абзаца «Промысел

рыбы» на стр.157 учебника

и провести физкультми-

нутку «Рыбная эстафета»












4)Предлагает одной

команде выполнить

задание №4 в тетради на

стр.63, пользуясь текстом

абзаца «Охрана рыбных

богатств».


Другой команде следует

заполнить таблицу №2 в

рабочей тетради на стр.63

«Практическое значение

рыб», приводя в качестве

примера представителей

местной ихтиофауны и

пользуясь содержанием

абзаца «Охрана рыбных

богатств»

Изучают текст, составля-

ют цепи питания.

Жюри оценивает выполне-

ние задания.









Называют виды рыб.























































Читают текст, затем

члены команд по очереди

подбегают к столу, на

котором разложены

фотоизображения основ-

ных представителей отря-

дов промысловых рыб,

берут изображение и

прикрепляют магнитом

к географической карте

(физическая карта России)

в месте предполагаемого

лова.

Жюри оценивает скорость,

правильность определения

мест вылова.


Изучают текст, перечис-

ляют мероприятия, кото-

рые проводятся с целью

охраны рыбных ресурсов

в нашей стране и области,

в частности.


Изучают текст, заполняют

таблицу, приводят приме-

ры местных видов.


Жюри оценивает количест-

во приведенных примеров

и мероприятий.




6.Тренинг.

Предлагает выполнить

тестовое задание (устно,

фронтально):

1.Какой отряд рыб

представлен в Орловской

области?

А)сельдеобразные

Б)окунеобразные

В)лососеобразные

Г)камбалообразные

2.Какую рыбу разводят в

прудах Орловской области?

А) Скумбрию Б)Сельдь

В)Карпа Г)Треску

3.Какова основная

причина сокращения чис-

ленности рыб в реках Ор-

ловской области?

А)рыбу вылавливают в

промышленных масштабах

Б)рыбу уничтожают расту-

щие колонии цапель

В)к замору приводят стоки

с ферм КРС, сахаро-и

спиртзаводов

Г)рыба не переносит кли-

матических изменений

4.Какие действия в Орловс-

кой области преследуются

по закону?

А)глушение рыбы электро-

удочкой

Б)ловля рыбы сетями

В)ловля щуки весной

Г)все перечисленное.

Устно отвечают на вопросы

теста.






























7.Рефлексия и оце-

нивание

Высказывает все положи-

тельные и неудавшиеся

моменты урока, оценивает

отличившихся представи-

телей команд.

Жюри подводит итоги.

Команды высказывают

свое мнение по поводу

игры, темы урока.

8.Домашнее

задание

Обязательное:

Изучить пр.37, выполнить

задания №3,5 в рабочей

тетради на стр.63.

Вариативное: подготовить

сообщение о разведении

стерляди в рыбхозяйствах

Орловской области.

Записывают задание на дом





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!