Общая часть |
Тема урока : Значение рыб в природе и жизни человека |
Тип урока: урок освоения новых знаний |
Цель урока: формирование у обучающихся новых знаний в рамках темы «Надкласс Рыбы», формирование способности осмыслить роль новых знаний в личностном развитии. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение формулировать понятия «Промысловые рыбы», «Рыбозавод», «Прудовое хозяйство»; знание основных мер по охране рыб; знание ценных промысловых видов рыб страны и своей местности; знание проблем ихтиофауны своего региона. | Умение находить главное в тексте; умение составлять логические схемы, отображать связи, заполнять таблицы с заданными характе- ристиками, работать с картой; умение работать в группе, вести диалог. | Умение управлять познавательной деятель- ностью; понимание важности изучения данного материала для развития чувства ответственности; понимание роли и степени влияния человека на природу |
Словарь урока: Промысловые рыбы, рыбозавод, прудовое хозяйство. |
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, географическая карта, доска классная (металлическая), плоские фотоизображения рыб с прикрепленными магнитами (динамические пособия), карточки-задания. |
Используемая литература: Учебная 1.Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015. 2.Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Е.Т. Тихоновой, Н.И. Романовой «Биология» для 7 класса общеобразовательных организаций.- М.:ООО «Русское слово-учебник», 2015. Дополнительная 1.Пирогов В.А., Дулин И.В. Природные богатства Орловского края.-Орел: «Орелиздат», 1993 2.Школьник Ю.К. Подводный мир. Полная энциклопедия.-М.: «Эксмо», 2014. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент | Мотивирует эмоциональный настрой на изучение темы. | Настраиваются на работу, делятся на команды, выбирают жюри. Члены жюри также участвуют в образовательном процессе, получают те же задания. |
2.Мотивация учебной деятельности | Предлагает командам обсу- дить примеры, приведенные в карточках-заданиях, от- ветить на вопросы (пооче- редно): -что иллюстрируют данные примеры? -какую роль играла рыба в жизни человека и его культуре? -какова роль рыб в приро- де? -о чем предупреждают данные примеры? Пример 1. Население южных областей нашей страны страдало от перио- дических вспышек малярии. Проблема была решена, когда в местные водоемы была завезена рыбка гамбузия. Пример 2.Средневековая феодальная Европа. Ог- ромные массивы леса, пол- ные дичи, но местным крестьянам запрещено на нее охотиться. Скудный, растительный рацион разбавляется рыбой, кото- рую постоянно вылавлива- ют в местных реках. К н. 18 в. биоресурсы рек Европы практически были исчерпаны. Пример 3. «Черным золо- том» в мире называют не только нефть, но и зна- менитую черную икру русского осетра. Во многих странах мира введен запрет на ввоз и продажу икры. Пример 4. Многие народы верили в существование Матери-рыбы, говорящей человеческим языком. На Руси магической силой наделяли щуку. Вот старая святочная песня о щуке, сулящая богатство: «…Как на щуке чешуйка серебряная. Слава! Что серебряная-позоло- ченная.Слава! Как у щуки спинка жем- чугом сплетена. Слава! А на место глаз –дорогой алмаз. Слава!...» | Отвечают на вопросы, приходят к выводу, что 1)Рыба играла огромную роль в жизни человека как источник питания, что нашло отражение в культуре и искусстве. 2)Плотоядные рыбы регу- лируют численность насекомых, в том числе переносчиков возбудите- лей заболеваний. 3)Нерегулируемый отлов рыбы приводит к сокра- щению ее численности, ставит на грань исчезно- вения. Жюри оценивает ответы. |
3.Актуализация учебной деятельности | Предлагает командам поочередно ответить на вопросы: 1)Какие отряды Костных рыб могли водиться в реках Европы? 2)Вопрос №6 стр.155 учебника (Перечислите отряды Костных рыб) 3)Какие из них водятся в нашей местности? 4)На какие группы делятся рыбы по характеру питания? К какой группе относится гамбузия? Предлагает выполнить задание №1 на стр.62 рабочей тетради, привести примеры хищных и травоядных рыб нашей местности. | Отвечают на вопросы. Жюри оценивает. Выполняют письменное задание. Зачитывают жюри свои примеры. |
4.Целеполагание и планирование деятельности | Привлекает обучающихся к постановке цели урока и формулированию задач, необходимых для ее достижения, с помощью следующих вопросов (фронтально): 1)Какие из Костных рыб находятся под угрозой исчезновения и почему? 2)Что необходимо соблю- дать, чтобы сохранить и восстановить популяции рыб? 3)Что необходимо знать людям о хозяйственно- ценных видах рыб? 4)Для чего человек должен знать биологию рыб в общем? | Отвечают на вопросы, формулируют задачи, которые следует решить в ходе урока: -изучить роль рыб в природе и жизни человека; -изучить особенности воздействия человека на водный мир; -изучить меры по охране рыбных богатств и разведению ценных видов; -изучить промысловые виды рыб, географию лова. Жюри оценивает активность представите- лей команд. |
5.Освоение новых знаний. | 1)Предлагает самостоятель- ную работу с текстом абзаца на стр.156. «Значе- ние в природе». Предлагает каждой команде составить цепь питания на примере вод- ного сообщества с участи- ем водорослей, любых травоядной и хищной рыб нашей местности, рыбояд- ной птицы (или рептилии) 2)Предлагает викторину «Промысловые рыбы», сопровождая демонстра- цией слайдов с изображе- ниями рыб, частичной подсказкой в названиях. -Рыбаки установили, что эта рыба всегда тянется к свету. Выходя ночью в море, они включают про- жектора и водят лучами по воде. Рыба высоко подпрыгивает из воды, выдавая свое присутствие. (Сайра) -Эту рыбу незаслуженно называют бросовой, «кошачьей рыбой». Но именно из ее печени получают рыбий жир и витамин А. (Минтай) -Деликатес в наше время, она раньше была обычным блюдом на столе бедняков. При приеме на работу, батраки ставили условием не кормить их этой рыбой часто. (Семга) -Промысел этой рыбы начался еще в 8 веке. Рыбаки открыли способ мокрого посола ее в бочках прямо на кораблях. Это позволило им надолго уходить в море. (Сельдь) -Донная рыба, всю жизнь проводящая лежа на боку. В ходе эволюции она стала почти плоской, ее верхний бок окрашен под цвет грунта, а оба глаза сместились на верхнюю сторону. (Камбала) -Эта рыба охотно поедает водные растения, расчи- щая водоем, завезена и успешно прижилась в прудах Орловской области (Белый амур) -Индейцы, жившие вдоль рек, не ловили эту рыбу, веря, что в них вселяются души утонувших людей. Из нее получают ценную красную икру. (Лосось) 3)Предлагает командам ознакомиться с содержани- ем абзаца «Промысел рыбы» на стр.157 учебника и провести физкультми- нутку «Рыбная эстафета» 4)Предлагает одной команде выполнить задание №4 в тетради на стр.63, пользуясь текстом абзаца «Охрана рыбных богатств». Другой команде следует заполнить таблицу №2 в рабочей тетради на стр.63 «Практическое значение рыб», приводя в качестве примера представителей местной ихтиофауны и пользуясь содержанием абзаца «Охрана рыбных богатств» | Изучают текст, составля- ют цепи питания. Жюри оценивает выполне- ние задания. Называют виды рыб. Читают текст, затем члены команд по очереди подбегают к столу, на котором разложены фотоизображения основ- ных представителей отря- дов промысловых рыб, берут изображение и прикрепляют магнитом к географической карте (физическая карта России) в месте предполагаемого лова. Жюри оценивает скорость, правильность определения мест вылова. Изучают текст, перечис- ляют мероприятия, кото- рые проводятся с целью охраны рыбных ресурсов в нашей стране и области, в частности. Изучают текст, заполняют таблицу, приводят приме- ры местных видов. Жюри оценивает количест- во приведенных примеров и мероприятий. |
6.Тренинг. | Предлагает выполнить тестовое задание (устно, фронтально): 1.Какой отряд рыб представлен в Орловской области? А)сельдеобразные Б)окунеобразные В)лососеобразные Г)камбалообразные 2.Какую рыбу разводят в прудах Орловской области? А) Скумбрию Б)Сельдь В)Карпа Г)Треску 3.Какова основная причина сокращения чис- ленности рыб в реках Ор- ловской области? А)рыбу вылавливают в промышленных масштабах Б)рыбу уничтожают расту- щие колонии цапель В)к замору приводят стоки с ферм КРС, сахаро-и спиртзаводов Г)рыба не переносит кли- матических изменений 4.Какие действия в Орловс- кой области преследуются по закону? А)глушение рыбы электро- удочкой Б)ловля рыбы сетями В)ловля щуки весной Г)все перечисленное. | Устно отвечают на вопросы теста. |
7.Рефлексия и оце- нивание | Высказывает все положи- тельные и неудавшиеся моменты урока, оценивает отличившихся представи- телей команд. | Жюри подводит итоги. Команды высказывают свое мнение по поводу игры, темы урока. |
8.Домашнее задание | Обязательное: Изучить пр.37, выполнить задания №3,5 в рабочей тетради на стр.63. Вариативное: подготовить сообщение о разведении стерляди в рыбхозяйствах Орловской области. | Записывают задание на дом |