Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новокрымская школа»
Конкурс педагогического мастерства
Урок нравственности во 2 классе
Как хотите, чтобы с вами поступали,
так поступайте и вы с нами
Саулина Галина Ананьевна,
учитель начальных классов
Тема
«Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с нами».
Цели: познакомить обучающихся с понятиями «нравственность», способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки, слова.
Задачи:
Обучающие: содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Развивающие: способствовать развитию у школьников чувства ответственности; способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.
Воспитывающие: воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.
Планируемые результаты.
Личностные результаты: стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; развивать потребность самовыражения через слово.
Метапредметные результаты: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, в диалоге с учителем определять степень
успешности своих ответов, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, воспринятую на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, задавать вопросы.
Предметные результаты: понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать
в диалог с другими читателями, составление алгоритма.
Оборудование: компьютер, телевизор, словарь Ожегова, презентация, чистый лист ватмана, сердечки из бумаги.
Ход урока
Оргмомент.
Добрый день тебе сказали
Добрый день ответил ты
Как две ниточки связали
Доброты и теплоты.
Актуализация опорных знаний.
«Теперь, когда мы научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Учитель: Эпиграф сегодняшнего урока - высказывание ирландского драматурга Бернарда Шоу.
Проанализируем цитату и поразмышляем о том, что необходимо каждому человеку для жизни в окружающем его мире.
Д: Взаимное уважение, понимание, сочувствие, сострадание, толерантность, согласие, мир сосуществование.
Учитель: Исходя из ваших высказываний, какой проблемный вопрос мы обозначим на уроке?
Д: Как жить в мире (в обществе) людей?
Учитель: Постараемся найти ответ?
3.Мотивация на занятие.
Игра «Три задания». К доске приглашаются 6 детей. Они встают в пары, лицом друг к другу. Первой тройке предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал. Вторая тройка садятся на свои места.
Вопрос: какое правило человеческих отношений демонстрирует эта игра?
Д: Нужно совершать хорошие поступки.
Учитель:-Так как же должен поступать человек, чтобы его за эти поступки не осуждали?
Д:(Как к самому себе)
- Да, тема нашего урока «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с нами»
4. Основная часть урока.
1.Беседа
Учитель:- Скажите, как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (ответы детей)
Учитель:- Обратимся к толковому словарю и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем.
(Поступок - это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах)
Учитель:- Какие бывают поступки?
Д:(плохие и хорошие)
Учитель:-Как можно назвать плохой поступок?
Д: (проступок)
(Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность)
- По каким признакам можно определить поступок хороший или нет?
Д:(Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Проступок приносит неприятности, горе и огорчение людям).
Учитель:- Каждый человек совершает разные поступки. За хорошие нас благодарят и любят, а что мы получаем за плохие поступки?
Д:(осуждают, презирают).
Учитель:- За плохие поступки нам приходится нести ответственность.
- Как вы понимаете, что такое ответственность?
(Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия).
Учитель:-Скажите, а кто такой ответственный человек? Д:(Ответственный человек – это тот, кто способен отвечать за свои поступки)
Учитель:- Исходя из ваших высказываний, какой проблемный вопрос мы обозначим на уроке?
Д:(Как жить в мире людей?)
2. Работа с высказываниями древних мудрецов.
Учитель:-Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.
Ахикар «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам».
Конфуций «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»
Бхишма «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям»
Гилель «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»
Питтак «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»
Фалес «Не делай сам того, что осуждаешь в других»
Учитель:- Исходя из высказываний мудрецов, какой проблемный вопрос мы обозначим на уроке? (Как жить в мире людей?)
Вывод. Совершая поступки, нужно думать о других. Что принесут они людям: добро или зло. Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека. Нужно относиться с уважение, пониманием, состраданием и сочувствием друг к другу.
Учитель: - Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Эти правила объединены в одно слово: «нравственность».
3.Работа со словарем
(Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами).
Физминутка( песенка кота Леопольда)
4.Заполнение дневника воспитанного ребёнка.
Учитель:- Давайте заполним дневник воспитанного ребёнка.
а) Ты пришёл в школу. Какое первое слово должен сказать?
б) Тебе помогли раздеться и повесить одежду. Что нужно сказать?
в) Ты идёшь по коридору и случайно кого-то толкнул. Что нужно сказать?
г) Что бы тебе с удовольствием помог человек Не следует забывать одно волшебное слово. Какое?
д) Человек сделал доброе дело и его нужно отблагодарить. Какие слова ты скажешь?
е) Какие слова ты не забудешь сказать маме, папе, родным, когда идёшь спать?
ж) Вся семья садится за стол обедать. Что ты скажешь всем?
з) Ты был в гостях и уже идёшь домой. Какие слова скажешь?
5.Игра: «Светофор вежливости».
Закрась зелёным цветом - «вежливо», «невежливо» - красным цветом.
o а) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо него сказал «Добрый день! Игорь Степанович!»
o б) «Простите меня, пожалуйста, я толкнула Вас нечаянно», сказала девочка в трамвае.
o в) Коридором идёт учительница, в руках у неё книжки, тетради, портфель. Навстречу ей ученик: «Добрый день». – и пошёл дальше.
o г) Ты идёшь с товарищем улицей . Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Ты тоже сказал: «Добрый день»
o д) «Дайте мне хлеба», - обратился мальчик к продавщице.
o е) После обеда Коля сказал бабушке: «Спасибо, борщ очень вкусный».
6. Игра «Собери пословицу».
1.«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».
2.«Доброе дело само себя хвалит».
3.» На добрый привет – добрый ответ».
4. «Как аукнется, так и откликнется».
7.Прослушайте сказку . Ответьте на вопросы.
Полезное колдовство
Во дворе Витю многие дети считали не очень хорошим и даже немножечко противным. Как и все, он очень любил получать хорошее от других, а вот делать хорошее другим совсем не стремился. Ему даже чуточку нравилось обижать, что-то отнимать, ломать, вредить или мешать. А иногда, делая плохо, он веселился, думая в этот момент о том, какой он умный, хитрый, ловкий и сильный.
И вот в самый обыкновенный день во двор вошел старый уставший человек с палочкой и присел отдохнуть на скамейке рядом с детьми. Увидев, как Витя мешает другим и бросает камни в построенный из песка город, старичок подозвал его к себе и сказал:
– Ай-ай-ай, Витя, некрасиво ты поступаешь по отношению к другим. Сам-то, небось, не захотел бы, чтобы кто-то стал разрушать твой город из песка.
– И откуда этот незнакомый старик знает мое имя, – удивленно подумал Витя, но тут, заметив, что старичок ходит с палочкой и очень старенький, он осмелел и грубо ответил:
– Нечего меня учить. В школе учат, дома все учат, да еще и во дворе хотят учить, сейчас как приведу свою собаку из дому, она у меня большая и очень страшно рычит.
– Ну что ж, Витя, если тебя слова не могут научить, то пусть тебя сама жизнь научит.
Старичок вдруг закрыл глаза и стал еле слышно бормотать какие-то непонятные слова:
абра мубра ракадуга,
веке креке куру бе,
все, что хочешь для другого,
нехорошего, плохого,
пусть воротится к тебе.
При этом старичок перевернул свою палку и, три раза стукнув ею о землю, встал и медленно ушел...
– Ага, все-таки испугался, – подумал Витя, глядя ему вслед. – А то бы ему здорово досталось от моей собаки.
И только он об этом подумал, как вдруг две собаки во дворе зарычали, залаяли и кинулись на него. Еле успел Витя на дерево залезть и только сидя наверху понял, в чем тут дело:
– Наверное, этот старик колдовать может и сделал так, что если что-нибудь плохое ему пожелаешь или сделаешь, то это сразу же к тебе вернется. Надо просто об этом старике не думать ничего плохого, а еще лучше о нем совсем забыть.
Перестал Витя думать о старике, и собаки сразу же разбежались. С дерева Витя увидел Юрку, катающегося на своем новеньком велосипеде, и вспомнил про вчерашний день, когда Юрка не дал ему прокатиться.
– Ух, вредина и жадина, – подумал про Юрку Витя. – Сейчас ты у меня свалишься.
Только Витя попытался сломать ветку дерева, чтобы потом кинуть ее в колесо велосипеда, как вдруг ветка под ним обломалась, и он сам упал на землю.
Сидит Витя на земле, трет место ударенное, а сам размышляет:
– Что же это такое получается? Неужели всю жизнь все плохое будет ко мне возвращаться? А может быть, это все случайно вышло? Ну-ка я лучше еще раз проверю.
Витя отошел от деревьев, поднял над головой куртку и захотел, чтобы Юрке с дерева яблоко на голову упало. Пять минут стоял Витя посреди двора, закрываясь курткой, и ждал, когда с неба яблоко упадет. Но на голову ему совсем ничего не падало.
– Ага, значит, не колдовство это все было, а так, случайность. На всякий случай Витя еще раз захотел проверить и стал желать, чтобы Юра в дерево на своем велосипеде врезался или прямо в лужу грохнулся. И опять ничего с ним не произошло.
– Ура, – закричал от радости Витя и стал прыгая повторять: – Колдовство не действует, колдовство не действует.
– Что это ты тут раскричался про какое-то колдовство? – спросил Юра, подъехавший к Вите.
– Да так просто, – ответил Витя. – Лучше бы дал на своем велике проехать, а то вчера жадничал, как самая последняя жадина.
Дал Юра свой велосипед, и Витя помчался. За поворотом он врезался в яблоню, свалился в лужу, да еще и свалившимся яблоком по голове получил.
Только теперь Вите стало по-настоящему страшно. Колдовство старика оказалось самым настоящим. Что же теперь будет с ним, если все его плохие мысли и пожелания будут к нему возвращаться.
Только оттер Витя со своей мокрой куртки грязь, как увидел Аню. У нее был сегодня день рождения, и она вышла во двор с большой красивой коробкой вкусных конфет.
– Вот глупая, – подумал Витя. – Я бы такие конфеты все сам съел бы, а она других угощает. Только Витя додумал свою жадную мысль, опять подействовало колдовство, хотела Аня конфету дать Вите, да вдруг передумала и сама ее съела. Обиделся Витя и говорит:
– Подумаешь, ну и подави... – тут Витя запнулся на полуслове, замотал головой и решил не договаривать свое плохое желание. Ведь оно рано или поздно обязательно к нему самому вернется.
Теперь догадайтесь, кто стал во дворе самым доброжелательным и у кого появилось больше всех друзей? Конечно, у Вити. Сначала ему было трудно желать и делать другим одно только хорошее, но потом он к этому привык, это даже ему понравилось, потому что все вокруг стали относиться к нему намного лучше и добрее.
А на того старичка, который заколдовал его на всю жизнь, Витя ни капельки не сердится, а наоборот, каждый раз добрым словом вспоминает.
[?] – Правильно ли сделал старичок, что совершил такое колдовство?
– Почему Витя вспоминал старичка добрым словом и не сердился на него? (Помог стать добрее и лучше).
– А вы бы сердились на старичка, если бы он точно так же заколдовал вас и вам как можно скорее пришлось бы исправляться?
Выводы:
1. Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.
2. Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?».
3. Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.
5.Подведение итогов. Рефлексия
Учитель ; о чем мы поговорили сегодня с вами? (ответы детей)
- Как хотите, чтобы с вами поступали, так и поступайте вы с нами.
Учитель: Что вы узнали для себя? Стоит ли делать хорошие поступки в жизни? (Ответы детей. …
Игра «Какой Я?»
(У детей вырезанные сердечки красного и синего цветов)
Учитель: -Дети ,если вы считаете что вы отзывчивы и способны прийти на помощь, то возьмите красное сердечко, если нет – синее.
-Наклейте сердечки на ватман. Они у вас такие пестрые, почему?
(В каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше хороших качеств, а для этого нужно работать над собой. Какие мы разные – по-разному видим, думаем, рисуем, но каждый из нас желает хорошего отношения к себе).
Учитель:
Я Вам желаю доброго пути.
И будет легче ехать и идти,
Приведет, конечно, этот путь
К доброму, чему ни будь.
Учитель:- Молодцы ребята, что вы поняли с какими поступками лучше жить в этом мире.
- Спешите делать добрые дела, ребята. Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе. Спасибо за урок!