СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок нравственности. Уважение старших.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока нравственности по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок нравственности. Уважение старших.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЙСКАЯ ШКОЛА С КРЫМСКОТАТАРСКИМ

ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



Урок нравственности по духовно-нравственному направлению

на тему: «Уважение к родителям и старшим».











Подготовила:

учитель начальных

Сейтмустафаева Хатидже Шамиловна







село Майское, 2020г.

Урок нравственности по духовно-нравственному направлению

на тему: «Уважение к родителям и старшим».


Цели: воспитывать уважение к старшим; научить правилам вежливости; развивать стремление быть внимательным к родителям и окружающим людям.

Задачи:

- дать представление о понятии «нравственность»;

-дать представление о нравственной ценности ислама – уважение к старшим;

-дать понятие о том, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать;

- разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим;

- убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения;

- научить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;

- воспитывать культуру общения;

- формировать коммуникативные умения и навыки учащихся; развивать мышление;

- развивать устное изложение усвоенного материала;

- формулировать свое мнение и умение аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Предметные: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда.

Личностные: проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием толкового словаря, в открытом информационном пространстве;

- строить сообщения в устной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование: ноутбук, проектор, проекционное полотно, презентация, раздаточный материал, аудиозапись «Мусульманская истина» видеоролик «Уважение к родителям»; толковые словари С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова; «Ценностное дерево счастливой семьи».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Игровой приём «Улыбка».

-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. А начать я его хочу с того, чтобы вы посмотрели друг на дружку и улыбнулись. От улыбки даже в хмурый день, становится тепло на душе. Вы согласны со мной?

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Фоновая музыка

Наш урок я хочу начать с такого термина как «нравственность». Что же это такое нравственность? Давайте вспомним.

Нравственность-это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. Иными словами-правила которые регулируют поведение человека. Значение слова я нашла в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

А сейчас мы попробуем определить, кто же такой нравственный и безнравственный человек. (Работа у доски)

Вы должны правильно подобрать нужные слова, которые у вас на столах и вставить их под словом «НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК».


Ребята, а ещё существуют правила нравственности. Я уверена, что вы их знаете, но я хочу, чтобы мы с вами их ещё раз их повторили. Посмотрите сегодня солнце радуется вам и надеется, что вы повторив правила, узнаете тему нашего урока. Какого правила у солнышка не хватает?(Работа у доски).

А теперь, скажите, пожалуйста, какова же тема нашего урока?

Ответы детей.

Презентация (слайд 3)

Ребята, а что вы можете сказать по этой картине?

Правильно, ребята. Вы определили тему нашего урока нравственности «Уважение к родителям и старшим» (слайд 4)

3. Актуализация опорных знаний:

- Кого называют «людьми старшего поколения»?

- Дедушек и бабушек.

- Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?

- Да.

- А как вы думаете, имеем ли мы право грубить, людям старше себя?

- Нет.

Вы всё верно говорите. Давайте сейчас посмотрим с вами видеоролик и мы продолжим нашу тему.

Видеоролик. «Уважение к родителям».

Обсуждение просмотренного видеоролика:

- Ребята, должны ли мы уважать дедушек и бабушек?

- Да.

- Согласны ли вы, что старикам необходимо помогать, а родителей слушаться во всем?

- Согласны.

- Как вы считаете, почему надо так поступать? (Дети отвечают на вопросы педагога, ситуации обсуждаются). Давайте поговорим об этом подробнее.

- Как вы оцените поведение детей в начале ролика и в конце?

  1. Первичное усвоение новых знаний.

А сейчас мы с вами немного поиграем.

Вы видите, что наш класс поделён на две команды, у одной команды жетон желтого цвета, он символизирует уважение. Ваша команда так и будет называться «УВАЖЕНИЕ», а на столе у другой команды жетон красного цвета, этот цвет символизирует «любовь», значит ваша команда будет называться «ЛЮБОВЬ».

1) Игра Собери слово»

- Работать вы будете в группах. «Соберите слова» Подсказка—это растение, которое выделяет кислород, а выдыхает углекислый газ.

1 – рекньо (корень);

2 – втеив (ветви);

3 – поылд (плоды).

4.- илсяьт (листья)

ФОНОВАЯ МУЗЫКА

Это дерево можно сравнить с семьёй, с поколениями. Корни – это дедушки и бабушки. Ветви – это ваши родители, а плоды – это вы. И от того, как мы будем ухаживать за этим деревом, вовремя поливать, удобрять, будут зависеть плоды.

5. Первичная проверка понимание.

2). Работа с понятием «уважение»

- Давайте порассуждаем, что такое «уважение»? Какой человек достоин уважения?

- В жизни приходится встречаться с разными людьми. Уважать людей – независимо от их вероисповедания, недостатков – значит уметь прощать им эти недостатки. Любой человек достоин уважения только потому, что он человек. Уважать – значит почитать кого-либо, признавать их достоинства.

3). Работа со словарями.

На ваших столах имеются толковые словари Сергея Ивановича Ожегова. Первая команда находит значение слова «уважение», а вторая команда – «любовь».

Уважение – это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Любовь – это глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

Ребята, эти два понятия ходят всегда рядом друг с дружкой. Потому что уважать человека без любви в сердце невозможно!

ФОНОВАЯ МЕЛОДИЯ

Уважение старших - это закон жизни людей!

У разных народов было то, что их объединяло – культ предков, основанный на уважении и почитании старших. Впоследствии это воплотилось в учениях и религиях мира.

В Древнем Китае мудрец Конфуций настаивал, что нужно слушаться, беречь и уважать родителей и старших братьев. (слайд 5)

Христианство также учило почитать отца и мать. (слайд 6)

И Ислам учит уважительно относиться к матерям. В исламе сказано: «Рай находится под ногами наших матерей». (слайд 7).

И мы, будучи мусульманами, должны соблюдать определённые правила. Вот некоторые из них: (слайд 8).

А теперь вашему вниманию аудиозапись, которая называется «Мусульманская истина», Синоним словаистина-правда

Слушать аудиозапись «Мусульманская истина»

В соответствии с Сунной и притчей, я прочитаю «золотое правило».

-Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Пророк Мухаммад говорил: «Тому, кто оказывал должный почет и заботился о старших, Аллах пошлет ему того, кто будет заботиться о нем самом в старости».

-Довольство Аллаха, от довольства родителей, и гнев Аллаха, от гнева родителей».

В Коране сказано: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уууууфф!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно»


Ребята, наверное вы немного устали. А давайте немного отдохнём.


Физкультминутка « Вот так!»

Как живёте! Вот так!

Как идёте? Вот так?

Как бежите? Вот так!

Вдаль глядите? Вот так!

Ночью спите? Вот так!

Как бабушку обнимаете? Вот так!

А маму с папой как любите? Вооооот так!


6. Первичное закрепление.

Игра «Инсценировка»

- А сейчас проверим, насколько вы знаете правила поведения со старшими.

Каждая группа по данному заданию, должна показать «Короткие сценки, посвящённые нашей теме». Что можно делать , а чего нет.

Одна команда показывает, а вторая команда должна найти правильный сюжет, о чём идёт речь. А ответы у вас на столах.

Задание команде «Уважение». Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответы:

  1. Нужно встать, поздороваться, взять руку, подать удобный стул, а самому садиться только после приглашения.

  2. Не вставать. Не здороваться. Сидеть за телефоном и не обращать внимание, когда приходят старшие.

  3. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо не кривляться, разговаривать спокойно.


Задание команде «Любовь». Вам иногда приходится встречаться со стариками или с людьми, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

Ответы:

  1. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, и не мешать старшим отдохнуть.

  2. Остановиться, поздороваться первым, улыбнуться, предложить им свою помощь, в которой они нуждаются.

  3. Не здороваться, не обращать внимание, что старому человеку требуется помощь. Не оказав помощи, идти дальше.

7.Подведение итогов.

- В завершении урока, я хотела бы прочитать вам рассказ В. Осеевой «Просто старушка»:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

–Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – ответил мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Нет!

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

Как вы думаете, о чем эта история? Чему учит вас этот случай?

Ответы детей.

8. Рефлексия деятельности.

- А сейчас, давайте вернёмся к нашему дереву, а точнее к его частям. И вспомним, что они означают. Корни – это бабушки и дедушки, ветви – это ваши родители, а плоды – это вы.

Посмотрите на доску, у нас есть дерево, у дерева имеются корни, веточки и даже листочки. А чего ж не хватает на нём? Правильно, плодов! Плоды имеются, но они пока не на дереве. И ещё, ребята, эти плоды необычные, каждый плод несёт в себе пожелания для вашей семьи.

- Давайте сейчас вместе составим «дерево уважения и любви», чтобы оно стало целостным и красивым.

-Ребята, вы сегодня хорошо поработали красиво украсили дерево, показали хорошие черты нравственности. И вы знаете, что школа-это ваш второй дом, класс-вторая семья, и поэтому я бы хотела, чтобы в классе также уважали и любили друг-друга. И в благодарность , я хочу подарить частичку своего сердца. (Подарить сердечки).

- И сегодняшний урок я хочу закончить словами выдающегося философа и мыслителя Сократа. Он говорил: «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе».