СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок нравственности "Твори добро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Твори добро

Цель:

Формирование у младших школьников этических норм общения и поведения в обществе, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, обучение  различению положительных и отрицательных поступков своих и окружающих, умению давать им оценку.  

Задачи:

  • развивать умения учащихся вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения;
  • воспитывать дружелюбие, доброжелательность, взаимопомощь и ответственность, порядочность, умение быть ответственным за свои поступки.
  • способствовать процессу самопознания учащихся через создание условий для самовыражения.
  • способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми;

 

Оборудование:

1.     компьютерная презентация

2.     музыкальный проигрыватель

3.     картинки девочек и мальчиков

4.     плакаты «Лесенка»

5.     таблички с качествами

6.     фломастеры

 

Ход классного часа

Дети входят в класс под музыку (Песня «В каждом маленьком ребенке») и рассаживаются на стулья полукругом.

У. Дорогие ребята, я очень рада, что мы вновь встретились! А что делают люди, когда встречаются? (Здороваются)

Конечно! И сейчас мы с вами поздороваемся так, как делают это люди в разных странах. Встаньте, пожалуйста.

  • В России принято пожимать руку. (Пожмите руку своим соседям справа и слева)
  • В Италии хлопать по плечу. (Дети хлопают друг друга по плечу)
  • В Македонии трутся спинами. (Ребята трутся спиной об спину)
  • В Африке здороваются локтями. (Выполняют)
  • А у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: ударить по ладоням, подпрыгнуть и толкнуть бедром. (Дети здороваются)

 

Чтобы отгадать тему нашего классного часа, необходимо прочитать справа налево.

 

ОРБОД ИРОВТ      ТВОРИ ДОБРО!

Добро, доброта. Какие старые слова! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна доброта или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

 

Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)

Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

 

Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

 

Доброта должна жить в ваших сердцах.

 

Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды.

 

Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

 

Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад.

 

Дерево первое «Пословицы о добре»

 

Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы)

Добро помни, а

 

добром плати

Худо тому, кто

 

зло забывай

За добро

 

добра не делай никому

Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево

 

Дерево второе «Правдивая лесенка»

Итак, посмотрите, ребята, перед нами появляется лесенка. Каждый из вас может стоять на любой ступеньке. Но могу вам сказать, что на самую низшую ступень себя поставит ребенок, у которого ничего никогда не получается, он все делает плохо, друзей нет, и родители его постоянно ругают. А на самую верхнюю ступеньку себя поставит ребенок, у которого всегда все получается, не возникает никаких трудностей и проблем, который никогда-никогда не совершает никаких проступков.

Я каждому из вас раздам по 1 человечку, представьте, что человечек - это вы. А теперь каждый поставит себя на ту ступеньку лестницы, которой, он достоин. На одной ступеньке может оказаться несколько человечков. (Дети по очереди подходят, приклеивают человечка и садятся).

Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Поднимите руки те, кто поставил себя на верхнюю ступеньку. А разве может у человека все быть всегда хорошо, может ли человек не допускать никаких ошибок? (Нет). А разве есть люди, у которых все всегда плохо и ничего хорошего и интересного в жизни нет? (Нет).

В каждом из нас есть свои достоинства, которые не нужно скрывать, и недостатки, с которыми следует бороться.

 

Дерево третье «Волшебные слова»

 

Доброта, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

 

Сценка. Старушка и Дима.

Сидит старушка на скамейке, отдыхает. Вдруг к ней подходит Дима.

Д. Подвиньтесь.

Садится. Лицо у Димы сердитое.

С. С тобой что-то случилось?

Д. Ну и ладно! А вам-то что? (Косится на старушку)

С. Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

Д. (сердито). Надоели! Я скоро совсем из дома убегу.

С. Убежишь?!

Д. Убегу. Из-за одной Ленки убегу. (Сжимает кулаки.) Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

С. Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Д. Не только из-за этого. Бабушка из-за одной морковки из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой... (с обидой).

С. Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.

Д. А почему вы все спрашиваете?

С. Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... (Дима раскрыл рот.) Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Д. А какое слово?

Старушка шепчет Диме в ухо. Затем говорит громко.

С. Это волшебное слово, но не забудь, как нужно его говорить.

Д. (весело). Я попробую, я сейчас же попробую.

Вскакивает и убегает. Затем поднимается и уходит старушка.

Учитель. Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказала старушка Диме?

Ученики. Пожалуйста.

Учитель. А какие еще вы знаете волшебные слова?

 

Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.

 

Физкультминутка. На  лугу  растут  цветы

 

На  лугу  растут  цветы

Небывалой  красоты.

(Потягивания-  руки  в  стороны)

К  солнцу  тянутся  цветы.

С  ними  потянись  и  ты

(Потягивания-  руки  вверх)

Ветер  дует  иногда,

Только  это  не  беда.

(Машут  руками, изображая  ветер)

Наклоняются  цветочки,

Опускают  лепесточки.

(Наклоны)

А  потом  опять  встают

И по- прежнему  цветут.

 

 

Дерево четвёртое «Добро в предметах»

 

Давайте проведем игру: «Добро в предметах». Надо выбрать любой предмет, и сказать какие добрые действия можно совершить с их помощью.

 

Дерево пятое «Добрые поступки»

 

Легко или трудно быть добрым?(ответы детей)

Добрым быть совсем-совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть.

 

Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (дети называют)

Молодцы! Сажаем следующее дерево.

 

Дерево шестое «Просто так»

 

Как вы думаете, почему мультфильм называется «Просто так»? Как менялось настроение героев мультфильма? Как вы думаете, почему это произошло? Можно ли это считать добротой? Объясните, почему?

Вывод: Если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.

 

«Ласковое солнышко»

 

Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей)

Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми.(учитель читает, а дети называют антонимы)

Грубый – ласковый Злой – добрый Грустный – весёлый Горе – счастье Вражда – дружба Обман – правда Невежливый – вежливый Ненависть – любовь Лень – труд

 

Обобщение. «Цветочная поляна»

 

Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Предлагаю дополнить наш сад цветами.

 

Сажая цветы, вы должны назвать слова, которые характеризуют доброго человека (под музыку учащиеся прикрепляют сделанные на уроке труда цветы на доску, называя при этом что-то доброе)

 

 

Аккуратный

Доброжелательный

Вежливый

Помогающий другим

Умеет прощать обиды

Отзывчивый

Скромный

Общительный

Ласковый

Весёлый

Внимательный к другим

 

 

Рефлексия.

- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Как мы её назовём? («Доброта»)

- А что нам помогло создать такую красоту? (Дружба. доброта)

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

 

Итог занятия

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.

Просмотр содержимого документа
«Урок нравственности "Твори добро"»

Тема: Твори добро

Цель:

Формирование у младших школьников этических норм общения и поведения в обществе, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, обучение  различению положительных и отрицательных поступков своих и окружающих, умению давать им оценку.

Задачи:

  • развивать умения учащихся вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения;

  • воспитывать дружелюбие, доброжелательность, взаимопомощь и ответственность, порядочность, умение быть ответственным за свои поступки.

  • способствовать процессу самопознания учащихся через создание условий для самовыражения.

  • способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми;


Оборудование:

1.     компьютерная презентация

2.     музыкальный проигрыватель

3.     картинки девочек и мальчиков

4.     плакаты «Лесенка»

5.     таблички с качествами

6.     фломастеры


Ход классного часа

Дети входят в класс под музыку (Песня «В каждом маленьком ребенке») и рассаживаются на стулья полукругом.

У. Дорогие ребята, я очень рада, что мы вновь встретились! А что делают люди, когда встречаются? (Здороваются)

Конечно! И сейчас мы с вами поздороваемся так, как делают это люди в разных странах. Встаньте, пожалуйста.

  • В России принято пожимать руку. (Пожмите руку своим соседям справа и слева)

  • В Италии хлопать по плечу. (Дети хлопают друг друга по плечу)

  • В Македонии трутся спинами. (Ребята трутся спиной об спину)

  • В Африке здороваются локтями. (Выполняют)

  • А у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: ударить по ладоням, подпрыгнуть и толкнуть бедром. (Дети здороваются)


Чтобы отгадать тему нашего классного часа, необходимо прочитать справа налево.


ОРБОД ИРОВТ ТВОРИ ДОБРО!

Добро, доброта. Какие старые слова! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна доброта или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.


Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)

Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.


Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.


Доброта должна жить в ваших сердцах.


Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.


Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.


Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад.


Дерево первое «Пословицы о добре»


Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы)

Добро помни, а


добром плати

Худо тому, кто

 

зло забывай

За добро

 

добра не делай никому

Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево


Дерево второе «Правдивая лесенка»

Итак, посмотрите, ребята, перед нами появляется лесенка. Каждый из вас может стоять на любой ступеньке. Но могу вам сказать, что на самую низшую ступень себя поставит ребенок, у которого ничего никогда не получается, он все делает плохо, друзей нет, и родители его постоянно ругают. А на самую верхнюю ступеньку себя поставит ребенок, у которого всегда все получается, не возникает никаких трудностей и проблем, который никогда-никогда не совершает никаких проступков.

Я каждому из вас раздам по 1 человечку, представьте, что человечек - это вы. А теперь каждый поставит себя на ту ступеньку лестницы, которой, он достоин. На одной ступеньке может оказаться несколько человечков. (Дети по очереди подходят, приклеивают человечка и садятся).

Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Поднимите руки те, кто поставил себя на верхнюю ступеньку. А разве может у человека все быть всегда хорошо, может ли человек не допускать никаких ошибок? (Нет). А разве есть люди, у которых все всегда плохо и ничего хорошего и интересного в жизни нет? (Нет).

В каждом из нас есть свои достоинства, которые не нужно скрывать, и недостатки, с которыми следует бороться.


Дерево третье «Волшебные слова»


Доброта, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.


Сценка. Старушка и Дима.

Сидит старушка на скамейке, отдыхает. Вдруг к ней подходит Дима.

Д. Подвиньтесь.

Садится. Лицо у Димы сердитое.

С. С тобой что-то случилось?

Д. Ну и ладно! А вам-то что? (Косится на старушку)

С. Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

Д. (сердито). Надоели! Я скоро совсем из дома убегу.

С. Убежишь?!

Д. Убегу. Из-за одной Ленки убегу. (Сжимает кулаки.) Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

С. Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Д. Не только из-за этого. Бабушка из-за одной морковки из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой... (с обидой).

С. Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.

Д. А почему вы все спрашиваете?

С. Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... (Дима раскрыл рот.) Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Д. А какое слово?

Старушка шепчет Диме в ухо. Затем говорит громко.

С. Это волшебное слово, но не забудь, как нужно его говорить.

Д. (весело). Я попробую, я сейчас же попробую.

Вскакивает и убегает. Затем поднимается и уходит старушка.

Учитель. Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказала старушка Диме?

Ученики. Пожалуйста.

Учитель. А какие еще вы знаете волшебные слова?


Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.


Физкультминутка. На  лугу  растут  цветы

На  лугу  растут  цветы

Небывалой  красоты.

(Потягивания-  руки  в  стороны)

К  солнцу  тянутся  цветы.

С  ними  потянись  и  ты

(Потягивания-  руки  вверх)

Ветер  дует  иногда,

Только  это  не  беда.

(Машут  руками, изображая  ветер)

Наклоняются  цветочки,

Опускают  лепесточки.

(Наклоны)

А  потом  опять  встают

И по- прежнему  цветут.


Дерево четвёртое «Добро в предметах»


Давайте проведем игру: «Добро в предметах».
Надо выбрать любой предмет, и сказать какие добрые действия можно совершить с их помощью.


Дерево пятое «Добрые поступки»


Легко или трудно быть добрым?(ответы детей)

Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.


Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (дети называют)

Молодцы! Сажаем следующее дерево.


Дерево шестое «Просто так»


Как вы думаете, почему мультфильм называется «Просто так»? Как менялось настроение героев мультфильма? Как вы думаете, почему это произошло? Можно ли это считать добротой? Объясните, почему?

Вывод: Если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.

«Ласковое солнышко»


Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей)

Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми.(учитель читает, а дети называют антонимы)

Грубый – ласковый
Злой – добрый
Грустный – весёлый
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда
Невежливый – вежливый
Ненависть – любовь
Лень – труд


Обобщение. «Цветочная поляна»


Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Предлагаю дополнить наш сад цветами.


Сажая цветы, вы должны назвать слова, которые характеризуют доброго человека (под музыку учащиеся прикрепляют сделанные на уроке труда цветы на доску, называя при этом что-то доброе)


Аккуратный

Доброжелательный

Вежливый

Помогающий другим

Умеет прощать обиды

Отзывчивый

Скромный

Общительный

Ласковый

Весёлый

Внимательный к другим


Рефлексия.

- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Как мы её назовём? («Доброта»)

- А что нам помогло создать такую красоту? (Дружба. доброта)

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.


Итог занятия

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!