СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Обмен веществ и энергии". Биология. 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Обмен веществ и энергии". 8 класс. Вводный урок в теме. Понятие пластического и энергетического обмена. 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Обмен веществ и энергии". Биология. 8 класс»

Тема урока: Обмен веществ и энергии в организме человека. Класс – 8.


Планируемые образовательные результаты.


Цель: формировать ценностное отношение к собственному организму путем понимания процессов жизнедеятельности, происходящих в нем

Задачи урока:

  1. Сформировать понятия «обмен веществ», «метаболизм»

Сформировать понятие о пластическом и энергетическом обмене, как двух сторонах единого процесса.

  1. Сформировать понятие об обмене в организме человека белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей.

Формирование УУД:

Предметные:

-обучающиеся получат представление об энергетическом и пластическом обмене веществ;

-познакомятся с существенными признаками обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

-проследят взаимосвязь пластического и энергетического обменов;

-выяснят значение обмена веществ для организма человека. 


Познавательные:

- самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать информацию;

- сравнивать пластический и энергетический обмен;

- делать выводы на основе полученной информации;

- устанавливать соответствие между понятиями и их характеристиками;


Регулятивные:

- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

- планировать работу по достижению цели;

- презентовать результаты проделанной работы;

- оценивать собственные знания по теме, оценивать результаты своей работы


Коммуникативные:

- учиться работать в группе;
- распределять роли внутри временной творческой группы;
- строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.


Личностные:

- использовать приобретенные знания для объяснения биологической роли обмена веществ;

- понимание процессов, происходящих в собственном организме;

- справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников;

- применять полученные знания в практической деятельности.



Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Позитивный настрой на работу на уроке.

  2. Целеполагание.


Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.

Объясните пожалуйста смысл поговорок, которые помогут вам определить тему нашего сегодняшнего урока:

Пословицы можно заранее выписать на доску

– “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. (Для выполнения работы или движения в пляске необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.)

– “Хорошо поел – словно шубу надел”(Возникает проблемная ситуация: человек не работал, а только поел – стало теплее.) Почему? (При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.)

Учащиеся предполагают, о чем мы будем говорить на уроке, формулируют тему (с помощью учителя или самостоятельно).

Учащиеся объясняют поговорки, предполагают, о чем пойдет речь на уроке. Обобщают все сказанное, выражая основную мысль: «есть еда – есть энергия».

Актуализация полученных ранее знаний (из 5, 6, 7 класса).

Учитель: Прежде чем формулировать тему урока, ответьте на такие вопросы (в скобках предполагаемые ответы учащихся)

- Откуда поступает еда? (Из окружающей среды…)

- Что с ней происходит в организме? (Переваривается, обрабатывается, преобразуется…)

- Что образуется в результате ее переваривания? (Непереваренные остатки, конечные продукты распада: углекислый газ и вода)

- Куда поступают конечные продукты распада? (В окружающую среду).

Учитель: К какому, ранее изученному понятию, я хочу вас привести? (Обмен веществ между организмом и окружающей средой)

Учитель: Итак, тема нашего урока!?

Обмен веществ и энергии в организме человека.

  1. Формирование новых знаний

Т! Записываем тему урока в тетрадь

    1. Определение метаболизма

Этот процесс обмена веществ, который происходит в организме, имеет другое называние - метаболизм.

- Что мы должны сделать дальше? (Дать определение)

- Откуда возьмем научное, правильное определение метаболизму? (Из учебника. Мы уже знаем, что достоверный источник знаний – это наш учебник)

Т! Обмен веществ и энергии – совокупность протекающих в живых организмах биохимических превращений веществ и энергии, а также обмен веществами и энергией с окружающей средой – метаболизм.

Схематично его можно изобразить следующим образом. (Учитель на доске, учащиеся в тетради)

    1. Пластический и энергетический обмен.

- На следующем этапе урока нам нужно разобраться в том, как метаболизм происходит в нашем собственном организме. Я думаю, вам интересно было бы об этом узнать?

- Оказывается, он идет в 2 этапа: пластический обмен и энергетический обмен. Чем они отличаются?

Я предлагаю вам поработать с учебником (стр.132 учебник В.В. Пасечника. Биология. 8 класс. «Просвещение») и ознакомиться с информацией по данной теме. Читаем внимательно и определяем, по каким показателям можно сравнить 2 этапа метаболизма

- Работа с учебником (2 мин.).

- Совместное обсуждение и заполнение таблицы.

Построение таблицы, обсуждение пунктов, по которым будем сравнивать пластический и энергетический обмен, обговариваем вместе (элемент планирования деятельности)

Сравниваемые показатели

Пластический обмен
ассимиляция

Энергетический обмен

диссимиляция

Что происходит

Синтез сложных органических веществ из простых

Распад сложных органических соединений на простые

Схематическое изображение

А+В=АВ

АВ=А+В

Энергия

Затрачивается -Е

Высвобождается +Е

Учитель: Какой вывод можно сделать, опираясь на таблицу?

Энергетический и пластический обмен – это 2 этапа обмена веществ. Они противоположные по своей сути (синтез-распад; затраты энергии – высвобождение энергии), но зависят друг от друга, и друг без друга идти не могут (на процессы образования, синтеза нужна энергия, которая вырабатывается в процессе распада органических веществ)

    1. Обмен белков, жиров и углеводов, воды и минеральных веществ.

Работа по группам: работаем с учебником, анализируем информацию по данной теме, выделяем самое основное, продумываем записи в тетради (опорная схема). 1 ученик от группы выступает у доски, предлагает информацию для записи в тетради. Все остальные записывают.

Темы для работы.

  1. группа: Обмен белков.

  2. группа: Обмен жиров.

  3. группа: Обмен углеводов

  4. группа: Обмен воды и минеральных солей

Класс делится на 8 групп. (Т.к. в классе, как правило, 26-28 учащихся, то целесообразно разбить учащихся на 8 групп. По каждой из предложенных тем будет работать 2 группы. Заслушивается ответ 1 группы, 2-я оценивает работу «коллег», дополняет, вносит поправки и замечания.
Если класс небольшой, делим учащихся на 4 группы. Выступает каждая).

Деление целесообразно провести по партам: 1-я парта поворачивается ко 2-й – это 1 группа, 3-я к 4-й- это 2 группа и т.д.

Работа в группах 3 мин.

Выступление каждой группы + записи 2 мин. на каждое выступление

Примерная запись в тетради по белкам (анализируя информацию из учебника)

Т! Белки

…состоят из аминокислот (20) – чередуются различными способами и образуют множество различных белков.

  1. Белки пищи распадаются до аминокислот.

  2. Аминокислоты пищи образуют белки, уже белки организма

Конечные продукты распада: вода, аммиак, углекислый газ.

Суточная норма потребления 100-150 г. (но не менее 40 г. в сутки)

Функции:

В тексте учебника не указаны функции белков, поэтому их выносим на домашнее задание.

Аналогично выполняется работа по жирам, углеводам, воде и минеральным соединениям

  1. Рефлексия.

Оценка знаний, полученных на уроке.

Выполнить задание, предложенное на листочке и оценить свои знания.


  1. Вставьте в текст пропущенные слова и фразы:


Задание №1.

Обмен веществ складывается из _______________ и ___________________

обменов. При энергетическом обмене происходит _____________________

органических веществ, а при пластическом __________ органических веществ. Эти два процесса ____________________между собой.


Оцените свою работу сами, используя следующую шкалу:

- нет ошибок и неточностей – 2 балла

- есть одна ошибка или неточность – 1 балл

- есть 2 и более ошибок – 0 баллов.


Задание №2.


Выберите правильный ответ:

1. Процесс обмена веществ характерен для:

а) всех живых организмов;

б) только для животных;

в) только для растений.

2. Обмен веществ и энергии (метаболизм) – это

а) совокупность пластического и энергетического обмена;

б) только пластический обмен;

в) энергетический обмен.

3. Пластический обмен – это

а) распад органических веществ;

б) синтез органических веществ;

в) выделение энергии.

4. Энергетический обмен – это

а) синтез органических веществ;

б) распад органических веществ;

в) удаления продуктов распада.

5. Место протекания обмена веществ:

а) кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы;

б) пищеварительная,

в) кровеносная.


Оцените свою работу сами, используя следующую шкалу:

- нет ошибок и неточностей – 3 балла,

- есть одна ошибка или неточность – 2 балл,

- есть две и более ошибок – 0 баллов.


Для оценки результатов собственной работы сопоставляем собственные ответы с ответами на доске (или открываем на слайде презентации, или используем функцию «шторка» на SMART-доске).


Подсчитайте общее количество баллов, которые вы набрали!


Согласно набранным баллам запишите в дневники домашнее задание на следующий урок.


Если вы получили 5 баллов, домашнее задание: повторить записи в тетради; найти функции белков в др. источниках;

Если вы получили 3 балла, домашнее задание: § 29, прочитать, устно ответить на вопросы после текста; найти функции белков в др. источниках;


Если вы получили 0 баллов: повторить записи в тетради; § 29, прочитать, устно ответить на вопросы после текста; найти функции белков в др. источниках




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!