Тема урока: Обмен веществ и энергии в организме человека. Класс – 8.
Планируемые образовательные результаты.
Цель: формировать ценностное отношение к собственному организму путем понимания процессов жизнедеятельности, происходящих в нем
Задачи урока:
Сформировать понятия «обмен веществ», «метаболизм»
Сформировать понятие о пластическом и энергетическом обмене, как двух сторонах единого процесса.
Сформировать понятие об обмене в организме человека белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей.
Формирование УУД:
Предметные:
-обучающиеся получат представление об энергетическом и пластическом обмене веществ;
-познакомятся с существенными признаками обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
-проследят взаимосвязь пластического и энергетического обменов;
-выяснят значение обмена веществ для организма человека.
Познавательные:
- самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать информацию;
- сравнивать пластический и энергетический обмен;
- делать выводы на основе полученной информации;
- устанавливать соответствие между понятиями и их характеристиками;
Регулятивные:
- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;
- планировать работу по достижению цели;
- презентовать результаты проделанной работы;
- оценивать собственные знания по теме, оценивать результаты своей работы
Коммуникативные:
- учиться работать в группе;
- распределять роли внутри временной творческой группы;
- строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Личностные:
- использовать приобретенные знания для объяснения биологической роли обмена веществ;
- понимание процессов, происходящих в собственном организме;
- справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников;
- применять полученные знания в практической деятельности.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие учащихся. Позитивный настрой на работу на уроке.
Целеполагание.
Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.
Объясните пожалуйста смысл поговорок, которые помогут вам определить тему нашего сегодняшнего урока:
Пословицы можно заранее выписать на доску
– “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. (Для выполнения работы или движения в пляске необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.)
– “Хорошо поел – словно шубу надел”. (Возникает проблемная ситуация: человек не работал, а только поел – стало теплее.) Почему? (При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.)
Учащиеся предполагают, о чем мы будем говорить на уроке, формулируют тему (с помощью учителя или самостоятельно).
Учащиеся объясняют поговорки, предполагают, о чем пойдет речь на уроке. Обобщают все сказанное, выражая основную мысль: «есть еда – есть энергия».
Актуализация полученных ранее знаний (из 5, 6, 7 класса).
Учитель: Прежде чем формулировать тему урока, ответьте на такие вопросы (в скобках предполагаемые ответы учащихся)
- Откуда поступает еда? (Из окружающей среды…)
- Что с ней происходит в организме? (Переваривается, обрабатывается, преобразуется…)
- Что образуется в результате ее переваривания? (Непереваренные остатки, конечные продукты распада: углекислый газ и вода)
- Куда поступают конечные продукты распада? (В окружающую среду).
Учитель: К какому, ранее изученному понятию, я хочу вас привести? (Обмен веществ между организмом и окружающей средой)
Учитель: Итак, тема нашего урока!?
Обмен веществ и энергии в организме человека.
Формирование новых знаний
Т! Записываем тему урока в тетрадь
Определение метаболизма
Этот процесс обмена веществ, который происходит в организме, имеет другое называние - метаболизм.
- Что мы должны сделать дальше? (Дать определение)
- Откуда возьмем научное, правильное определение метаболизму? (Из учебника. Мы уже знаем, что достоверный источник знаний – это наш учебник)
Т! Обмен веществ и энергии – совокупность протекающих в живых организмах биохимических превращений веществ и энергии, а также обмен веществами и энергией с окружающей средой – метаболизм.
Схематично его можно изобразить следующим образом. (Учитель на доске, учащиеся в тетради)
Пластический и энергетический обмен.
- На следующем этапе урока нам нужно разобраться в том, как метаболизм происходит в нашем собственном организме. Я думаю, вам интересно было бы об этом узнать?
- Оказывается, он идет в 2 этапа: пластический обмен и энергетический обмен. Чем они отличаются?
Я предлагаю вам поработать с учебником (стр.132 учебник В.В. Пасечника. Биология. 8 класс. «Просвещение») и ознакомиться с информацией по данной теме. Читаем внимательно и определяем, по каким показателям можно сравнить 2 этапа метаболизма
- Работа с учебником (2 мин.).
- Совместное обсуждение и заполнение таблицы.
Построение таблицы, обсуждение пунктов, по которым будем сравнивать пластический и энергетический обмен, обговариваем вместе (элемент планирования деятельности)
Сравниваемые показатели | Пластический обмен ассимиляция | Энергетический обмен диссимиляция |
Что происходит | Синтез сложных органических веществ из простых | Распад сложных органических соединений на простые |
Схематическое изображение | А+В=АВ | АВ=А+В |
Энергия | Затрачивается -Е | Высвобождается +Е |
Учитель: Какой вывод можно сделать, опираясь на таблицу?
Энергетический и пластический обмен – это 2 этапа обмена веществ. Они противоположные по своей сути (синтез-распад; затраты энергии – высвобождение энергии), но зависят друг от друга, и друг без друга идти не могут (на процессы образования, синтеза нужна энергия, которая вырабатывается в процессе распада органических веществ)
Обмен белков, жиров и углеводов, воды и минеральных веществ.
Работа по группам: работаем с учебником, анализируем информацию по данной теме, выделяем самое основное, продумываем записи в тетради (опорная схема). 1 ученик от группы выступает у доски, предлагает информацию для записи в тетради. Все остальные записывают.
Темы для работы.
группа: Обмен белков.
группа: Обмен жиров.
группа: Обмен углеводов
группа: Обмен воды и минеральных солей
Класс делится на 8 групп. (Т.к. в классе, как правило, 26-28 учащихся, то целесообразно разбить учащихся на 8 групп. По каждой из предложенных тем будет работать 2 группы. Заслушивается ответ 1 группы, 2-я оценивает работу «коллег», дополняет, вносит поправки и замечания.
Если класс небольшой, делим учащихся на 4 группы. Выступает каждая).
Деление целесообразно провести по партам: 1-я парта поворачивается ко 2-й – это 1 группа, 3-я к 4-й- это 2 группа и т.д.
Работа в группах 3 мин.
Выступление каждой группы + записи 2 мин. на каждое выступление
Примерная запись в тетради по белкам (анализируя информацию из учебника)
Т! Белки
…состоят из аминокислот (20) – чередуются различными способами и образуют множество различных белков.
Белки пищи распадаются до аминокислот.
Аминокислоты пищи образуют белки, уже белки организма
Конечные продукты распада: вода, аммиак, углекислый газ.
Суточная норма потребления 100-150 г. (но не менее 40 г. в сутки)
Функции:
В тексте учебника не указаны функции белков, поэтому их выносим на домашнее задание.
Аналогично выполняется работа по жирам, углеводам, воде и минеральным соединениям
Рефлексия.
Оценка знаний, полученных на уроке.
Выполнить задание, предложенное на листочке и оценить свои знания.
Вставьте в текст пропущенные слова и фразы:
Задание №1.
Обмен веществ складывается из _______________ и ___________________
обменов. При энергетическом обмене происходит _____________________
органических веществ, а при пластическом __________ органических веществ. Эти два процесса ____________________между собой.
Оцените свою работу сами, используя следующую шкалу:
- нет ошибок и неточностей – 2 балла
- есть одна ошибка или неточность – 1 балл
- есть 2 и более ошибок – 0 баллов.
Задание №2.
Выберите правильный ответ:
1. Процесс обмена веществ характерен для:
а) всех живых организмов;
б) только для животных;
в) только для растений.
2. Обмен веществ и энергии (метаболизм) – это
а) совокупность пластического и энергетического обмена;
б) только пластический обмен;
в) энергетический обмен.
3. Пластический обмен – это
а) распад органических веществ;
б) синтез органических веществ;
в) выделение энергии.
4. Энергетический обмен – это
а) синтез органических веществ;
б) распад органических веществ;
в) удаления продуктов распада.
5. Место протекания обмена веществ:
а) кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы;
б) пищеварительная,
в) кровеносная.
Оцените свою работу сами, используя следующую шкалу:
- нет ошибок и неточностей – 3 балла,
- есть одна ошибка или неточность – 2 балл,
- есть две и более ошибок – 0 баллов.
Для оценки результатов собственной работы сопоставляем собственные ответы с ответами на доске (или открываем на слайде презентации, или используем функцию «шторка» на SMART-доске).
Подсчитайте общее количество баллов, которые вы набрали!
Согласно набранным баллам запишите в дневники домашнее задание на следующий урок.
Если вы получили 5 баллов, домашнее задание: повторить записи в тетради; найти функции белков в др. источниках;
Если вы получили 3 балла, домашнее задание: § 29, прочитать, устно ответить на вопросы после текста; найти функции белков в др. источниках;
Если вы получили 0 баллов: повторить записи в тетради; § 29, прочитать, устно ответить на вопросы после текста; найти функции белков в др. источниках
8