СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- обобщение по разделу «Русские писатели»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- обобщение по разделу «Русские писатели»

Просмотр содержимого документа
«Урок- обобщение по разделу «Русские писатели»»

Тема урока: Обобщение по разделу «Русские писатели»

  • Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;

  • развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в группе; воспитывать любовь к русской классической литературе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Землю обмотали…

Тоненькие нити…

Нити параллели…

И зеленых рек…

Совершите чудо…

Руку протяните…

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

(Дети повторяют каждую строку). Учитель изменяет ритм. Что такое дружба? Я надеюсь, что мы сегодня дружно поработаем


II. Актуализация знаний.


На доске портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого.

- Ребята, перед вами портреты знакомых писателей.

- Мы уже изучили произведения этих писателей. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?

III. Самоопределение к деятельности.



- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе “Русские писатели”, обобщим и систематизируем свои знания.

- Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?

- Верно, тема нашего урока “Обобщение по теме “Русские писатели”.


- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам (командам), соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.

- У нас четыре команды: “Умники и Умницы”, “Весёлые эрудиты”, “Знатоки”, “Убойная сила”. За выполнение заданий вы получаете баллы. Какая команда набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание “Знатоки русской литературы”.














IV. Работа по теме урока.



1. Задание “Знаешь ли ты авторов и их произведения?”.

- Перед вами фамилии писателей-классиков русской литературы и название их произведений. (Каждой команде два вопроса)

1. Толстого зовут Лев Иванович? (нет)

2. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и Муравей», «Котенок» – все басни?

3. И.А.Крылов - баснописец?

4. Рассказ Л.Н. Толстого называется «Старая бабка и внучек»?

5. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья» написал А.С.Пушкин?

6. Мальчик из рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже» разбил тарелку?

7. Как звали брата Филиппа из рассказа «Филипок»?

8. Какой шарф был на шее у учителя в рассказе «Филипок»?








2. Игра «Назови автора»

Л.Н.Толстой «Сказка о рыбаке и рыбке»

А.С.Пушкин «Стрекоза и муравей»

И.А.Крылов «Правда всего дороже»

А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…»



3. Задание “Отгадай произведение”.

Каждая команда выбирает карточки с отрывком из прочитанного произведения. Команда должна определить название произведения и автора.



"Отгадай произведение"

Карточка 1.

Стал дед очень стар

«Старый дед и внучек».

Л.Н.Толстой



Карточка 2.

Весной она пропала

«Котёнок»

Л.Н.Толстой



Карточка 3.

Пошли раз все ребята в школу

«Филипок»

Л.Н.Толстой



Карточка 4.

На лад их дело не пойдёт

«Лебедь, щука и рак»

И.А.Крылов

 



4 задание.

Учёный кот придумал для вас задания.



- Участники команд выбирают себе по листику и выполняют задание: выразительно прочитать отрывок из произведения по ролям, сказать название и автора.


Задание оценивается тремя баллами: правильность – 1балл, выразительность – 1балл, правильный ответ на каждый вопрос по баллу.


Задание команде “Умники и Умницы”

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их

на полу дощечками играет– что-то слаживает. Отец и

спросил:

-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:

  • Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с

матушкой стары будете,чтобы вас из этой лоханки

кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.



Вопросы к команде:

1) К какому жанру относится это произведение? И почему ты так считаешь?



Задание команде “Весёлые эрудиты”

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.

“Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть вольною царицей”.

Испугался старик, взмолился:

“Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство”.

“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? –

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдёшь, поведут по неволе”.



Задание команде “Знатоки”

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

“Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!” –

“Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?” –

Говорит ей Муравей.



Задание команде “Убойная сила”

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идёт направо- песнь заводит,

Налево-сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит….


Физкультминутка


IV. Продолжение работы по теме урока.



Задание “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения ).

С каждой команды учащиеся принимают участие в инсценировке произведений.

За лучшее актерское мастерство учащиеся своей команде приносит 2 балла.

V. Рефлексия

На уроке я работала…

Своей работой на уроке я…

Урок мне показался…

Мое настроение…

VI. Подведение итогов урока.


 - Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?

- Какое произведение особенно запомнилось?

- Какое произведение стало любимым?



Карточка 1.

Стал дед очень стар

«Старый дед и внучек».

Л.Н.Толстой



Карточка 2.

Весной она пропала

«Котёнок»

Л.Н.Толстой



Карточка 3.

Пошли раз все ребята в школу

«Филипок»

Л.Н.Толстой



Карточка 4.

На лад их дело не пойдёт

«Лебедь, щука и рак»

И.А.Крылов







Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их

на полу дощечками играет– что-то слаживает. Отец и

спросил:

-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:

  • Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с

матушкой стары будете,чтобы вас из этой лоханки

кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.



У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идёт направо- песнь заводит,

Налево-сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит….











Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.

“Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть вольною царицей”.

Испугался старик, взмолился:

“Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство”.

“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? –

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдёшь, поведут по неволе”.






Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

“Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!” –

“Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?” –

Говорит ей Муравей.







Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» — 
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».— 
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела».— 
«Ты всё пела? это дело:
30Так поди же, попляши!»

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!