Тема урока: Обобщение по разделу «Русские писатели»
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;
развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в группе; воспитывать любовь к русской классической литературе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Землю обмотали…
Тоненькие нити…
Нити параллели…
И зеленых рек…
Совершите чудо…
Руку протяните…
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
(Дети повторяют каждую строку). Учитель изменяет ритм. Что такое дружба? Я надеюсь, что мы сегодня дружно поработаем
II. Актуализация знаний.
На доске портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого.
- Ребята, перед вами портреты знакомых писателей.
- Мы уже изучили произведения этих писателей. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?
III. Самоопределение к деятельности.
- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе “Русские писатели”, обобщим и систематизируем свои знания.
- Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?
- Верно, тема нашего урока “Обобщение по теме “Русские писатели”.
- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам (командам), соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.
- У нас четыре команды: “Умники и Умницы”, “Весёлые эрудиты”, “Знатоки”, “Убойная сила”. За выполнение заданий вы получаете баллы. Какая команда набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание “Знатоки русской литературы”.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание “Знаешь ли ты авторов и их произведения?”.
- Перед вами фамилии писателей-классиков русской литературы и название их произведений. (Каждой команде два вопроса)
1. Толстого зовут Лев Иванович? (нет)
2. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и Муравей», «Котенок» – все басни?
3. И.А.Крылов - баснописец?
4. Рассказ Л.Н. Толстого называется «Старая бабка и внучек»?
5. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья» написал А.С.Пушкин?
6. Мальчик из рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже» разбил тарелку?
7. Как звали брата Филиппа из рассказа «Филипок»?
8. Какой шарф был на шее у учителя в рассказе «Филипок»?
2. Игра «Назови автора»
Л.Н.Толстой «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.С.Пушкин «Стрекоза и муравей»
И.А.Крылов «Правда всего дороже»
А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…»
3. Задание “Отгадай произведение”.
Каждая команда выбирает карточки с отрывком из прочитанного произведения. Команда должна определить название произведения и автора.
"Отгадай произведение"
Карточка 1.
Стал дед очень стар
«Старый дед и внучек».
Л.Н.Толстой
Карточка 2.
Весной она пропала
«Котёнок»
Л.Н.Толстой
Карточка 3.
Пошли раз все ребята в школу
«Филипок»
Л.Н.Толстой
Карточка 4.
На лад их дело не пойдёт
«Лебедь, щука и рак»
И.А.Крылов
4 задание.
Учёный кот придумал для вас задания.
- Участники команд выбирают себе по листику и выполняют задание: выразительно прочитать отрывок из произведения по ролям, сказать название и автора.
Задание оценивается тремя баллами: правильность – 1балл, выразительность – 1балл, правильный ответ на каждый вопрос по баллу.
Задание команде “Умники и Умницы”
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их
на полу дощечками играет– что-то слаживает. Отец и
спросил:
-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:
Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с
матушкой стары будете,чтобы вас из этой лоханки
кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
Вопросы к команде:
1) К какому жанру относится это произведение? И почему ты так считаешь?
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
“Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? –
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут по неволе”.
Задание команде “Знатоки”
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!” –
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” –
Говорит ей Муравей.
Задание команде “Убойная сила”
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идёт направо- песнь заводит,
Налево-сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит….
Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока.
Задание “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения ).
С каждой команды учащиеся принимают участие в инсценировке произведений.
За лучшее актерское мастерство учащиеся своей команде приносит 2 балла.
V. Рефлексия
На уроке я работала…
Своей работой на уроке я…
Урок мне показался…
Мое настроение…
VI. Подведение итогов урока.
- Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?
- Какое произведение особенно запомнилось?
- Какое произведение стало любимым?
Карточка 1.
Стал дед очень стар
«Старый дед и внучек».
Л.Н.Толстой
Карточка 2.
Весной она пропала
«Котёнок»
Л.Н.Толстой
Карточка 3.
Пошли раз все ребята в школу
«Филипок»
Л.Н.Толстой
Карточка 4.
На лад их дело не пойдёт
«Лебедь, щука и рак»
И.А.Крылов
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их
на полу дощечками играет– что-то слаживает. Отец и
спросил:
-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:
Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с
матушкой стары будете,чтобы вас из этой лоханки
кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идёт направо- песнь заводит,
Налево-сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит….
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
“Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? –
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут по неволе”.
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!” –
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” –
Говорит ей Муравей.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».—
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела».—
«Ты всё пела? это дело:
30Так поди же, попляши!»