Урок обобщения изученного материала по теме «Логика»
в 10 классе по информатике
Цели урока:
Создать условия для осознанного усвоения основных понятий алгебры логики;
Обеспечить овладение всеми учащимися приемами составления таблиц истинности и логических схем;
Формирование навыков самостоятельной работы с электронными ресурсами;
Развитие познавательных интересов на уровне любопытства, любознательности, поиска способов решения поставленной задачи;
Формирование самостоятельности мышления, мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, аналогии;
Формирование таких качеств личности, как чёткость и организованность в работе; умение контролировать свою деятельность
Оборудование урока:
Компьютерный класс с мультимедийным проектором, интерактивной доской.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10–11-х классов / Угринович Н. Д.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Карточки с заданиями.
Презентации к уроку, компьютерный тест, созданный в Power Point.
Девиз урока: (1 слайд)
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай действовать самому, и я пойму»
Народная мудрость
Ход урока
(сопровождается презентацией 1, связанной с некоторыми другими файлами)
Орг момент. Добрый день! Часто ли вы слышите эти слова… А как часто вы говорите такие слова родным, друзьям, знакомым … («Доброе утро», «Добрый вечер» А как вы думаете что значит добрый день. И я вам желаю не только на сегодняшней день всего доброго, хорошего, но и чтобы каждый ваш день был наполнен каким-нибудь добрым чувством, интересными открытиями, встречами с доброжелательными людьми, чтобы ваши друзья приходили к вам на помощь. И именно поддержка, взаимовыручка друг друга поможет сегодня вам на уроке. Мы должны повторить изученные понятия, связанные с логикой, обобщить свои знания и умения составлять таблицы истинности, логические схемы. -2 мин.
Лирический переход.
Сколько слов, связанных с терминами нашей сегодняшней темы имеется в стихотворении
Начало светлое весны….
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай….
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей: пока!
(С.А.Марков)
Устная разминка выполняется каждым учащимся индивидуально за компьютером, для тех, кто запутается в прохождении – на экране через проектор проецируются правильные ответы (тест)
Вопросы теоретического теста
Что такое логика?
Что называется высказыванием?
На какие виды делятся высказывания по своей структуре?
Истинность каких высказываний является договорной?
Истинность каких высказываний вычисляется?
Что такое таблица истинности?
Какие существуют формы мышления?
Что такое умозаключение?
Какие значения может принимать логическое выражение?
Назовите логические операции
Сколько строк в таблице истинности, в которой используется две логические переменные?
Сколько строк в таблице истинности, в которой используются три логические переменные? - 5 мин
Учащиеся, выполнившие работу быстрее всех, получают кроссворд.
Повторение
Поработаем в режиме «Подбери верное». Даны два столбца «Понятия», «Определения» (передвигая объекты на экране подобрать данным определениям соответствующие понятия). – 3 мин. (работа с интерактивной доской).
Последнее понятие в нашей таблице – логическая операция.
-Какие вы знаете логические операции, какие из них являются базовыми, порядок выполнения логических операций? В следующем задании нужно заполнить ТИ для логического выражения: А
- 5 мин.
А | В |  | (А В) |  |  | А  |
0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 1 | 1 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Вспомним правила заполнения таблиц истинности сложных логических выражений (слайды 4-12 ).
Практический тур
1.Составить таблицы истинности логических выражений
А или В и не С
(А или не В) и С
2. Логические схемы.
Элементы, реализующие базовые логические операции, назвали базовыми логическими элементами или вентилями, характеризуются не состоянием контактов, а наличием сигналов на входе и выходе элементов.
Правило построения логических схем:
1.Определить число логических переменных.
2.Определить количество базовых логических операций и их порядок.
3.Изобразить для каждой логической операции соответствующий ей вентиль.
4.Соединить вентили в порядке выполнения логических операций.
- 3 мин
V. Вы устали. Физкультминутка под музыку. Учащиеся выполняют ее стоя. Предлагаются логические выражения. Если выражение истинно – подъем рук вверх, если ложно – наклоны туловища в стороны. - 3 мин
1 или 1 =0
1 & 1 =1
не 0 =0
1 & 1 =1
1 & 0 =0
1 или 0 =1
не 1 =0
1 или 0 =0
не 0 =1
1 & 1 =0
Самостоятельная работа с последующей проверкой (через сканер).
1.Построить таблицы истинности для следующих выражений:
а) АÚ (В Ú В)
б) АÙ (В Ù В→С)
* в) А Ú(В Ú В) Ù АÙ(В→С)
2.По предложенной логической схеме записать логическое выражение:
а)

б)

3.Нарисуйте логические схемы для следующих логических выражений
а и в или с;
а или в и с;
не а или в и с;
(а или в) и (с или в)
не (а или в) и (с или в)
Кто в лес, кто по дрова.
Решение кроссворда (в 2 вариантах). Каждый учащийся решает электронную версию кроссворда. (файлы кросс 1 и кросс2)
Ответы:
Вариант 1.
| у | м | о | з | а | к | л | ю | ч | е | н | и | е |
| | | | | | о | | | | | | | |
| | | | | | н | | | | | | | |
| | | д | и | з | ъ | ю | н | к | ц | и | я | |
| | | | | | ю | | | | | н | | |
| | л | е | й | б | н | и | ц | | | в | | |
| | | | | | к | | | л | | е | | |
| | | | | | ц | | | о | | р | | |
с | у | ж | д | е | н | и | е | | г | | с | | |
| | | | и | | я | | | и | | и | | |
| | | | л | | | | | к | | я | | |
| | | | и | с | т | и | н | а | | | | |
Вариант 2.
| | | | | с | у | ж | д | е | н | и | е |
| | | | | | м | | | | | с | |
| | | | | | о | | | | | т | |
| в | ы | с | к | а | з | ы | в | а | н | и | е |
| | | | | | а | | | | | н | |
к | о | н | ъ | ю | н | к | ц | и | я | | а | |
| | | | | | л | | | | | | |
| | д | и | з | ъ | ю | н | к | ц | и | я | |
| | | | | | ч | | | | н | | |
п | о | н | я | т | и | е | | | | в | | |
| | | | | | н | | | | е | | |
| | | л | о | г | и | к | а | | р | | |
| | | | | | е | | | | с | | |
| | | | | | | | | | и | | |
| | | | | | | | | | я | | |
Итог урока. Рефлексия
Подводятся итоги урока. Свои впечатления после урока учащиеся оценивают с помощью листа настроения

IX. Домашнее задание
Выполнить задания на карточке
Построить логические схемы по логическому выражению и составить таблицы истинности
а и (не в или с)
а и в или не а и с
р и (а и в и с или не в и не с)
Дополнительные задания.
1.Разобрать логические схемы и записать функции, описывающие состояние логических схем
Пример 1.
или
и
не





А
не


В
С

Пример 2.

2. Формирование практических навыков.
Пример 1. Построить логические схемы по логическому выражению при любых значениях Х:
х1 и (не х2 или х3 )
х4 и (х1 и х2 и х3 или не х2 и не х3 )
Пример 2. Дана логическая схема. Построить логическое выражение, соответствующее этой схеме. Вычислить значения выражения для
х1 =0, х2 =1
х1 =1, х2 =0
х1 =1, х2 =1
х
и
или
1 =0, х2 =0


не
и







не


Таблица истинности – это таблица, показывающая, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний
Алгоритм построения таблицы истинности:
1. подсчитать количество переменных n в логическом выражении;
2. определить число строк в таблице m = 2n;
3. подсчитать количество логических операций в формуле;
4. установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;
5. определить количество столбцов в таблице: число переменных плюс число операций;
6. выписать наборы входных переменных ;
7. провести заполнение таблицы истинности по столбикам, выполняя логические операции в соответствии с установленной в п.4 последовательностью
Наборы входных переменных, во избежание ошибок, рекомендуют перечислять следующим образом:
а) определить количество наборов входных переменных;
б) разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю часть колонки 0, а нижнюю —1;
в) разделить колонку значений второй переменной на четыре части и заполнить каждую четверть чередующимися группами 0 или 1, начиная с группы 0;
г) продолжать деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами 0 или 1 до тех пор, пока группы 0 и 1 не будут состоять из одного символа.
Приоритеты операций
отрицание
конъюнкция
дизъюнкция
импликация
эквивалентность
Муниципальное образовательное учреждение
«Морозовская средняя общеобразовательная школа»
Тейковского муниципального района Ивановской области
Конспект
урока
по информатике
в 10 классе
по теме: «Логика»
Учитель информатики
В категории
Гогулина Ольга Витальевна
2016 год
9