ИГРА - СОРЕВНОВАНИЕ.
ТЕМА: « Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые».
Цели: 1. Проверить усвоение учащимися изученного материала.
2. Воспитание чувств любви к Родине, гордости за свой край.
3. Продолжить развивать умения выделять причинно – следственные связи и формировать умения работать с физической и контурной картами.
Оборудование: физическая карта России, атласы, контурные карты, карточки – задания.
Методы: частично – поисковый, элементы модульной системы.
ХОД УРОКА.
Самостоятельная оценка своих знаний по теме.
Ученик сам выбирает уровень сложности в зависимости в зависимости от самооценки знаний. – 10 минут.
1 уровень - оценка 3.
1. В каждой части России наиболее активно проявляется деятельность внутренних сил, преобразующих рельеф? Какие природные явления об этом свидетельствуют?
2. Где в России есть алмазы и золото?
2 уровень – оценка 4.
1. Какие внешние процессы формируют рельеф? В каких частях России проявляется их взаимодействие?
2. Какие формы рельефа на территории России соответствуют древним платформам.
А. Западно – Сибирская низменность
Б. Восточно – Европейская равнина.
В. Верхоянский хребет.
Г. Уральские горы.
3 уровень – Оценка 5.
1. Какие грозные явления природы и стихийные бедствия связаны с рельефом? Какие меры принимаются по их предупреждению, каков прогноз?
2. Наиболее сейсмические активные районы России:
А. Камчатка, Курильские острова, о. Сахалин.
Б. Урал. Горы юга Сибири.
3. Что это означает:
1894м, 4750м.
Заполнить таблицу - 5 минут.
Формы рельефа | Преобладающие высоты |
Кавказ | |
Алтай | |
Саяны | |
Верхоянский хребет | |
Сихотэ – Алинь | |
Уральские горы | |
Хибины | |
Алданское нагорье | |
Хребет Черского | |
Работа с контурными картами - 5 минут.
На контурные карты нанести формы рельефа из 2 задания.
Геолото - 5 – 10 минут.
В черном ящике 8 вопросов.
1. Приз – учащийся освобождается от ответа.
2. Зеро – учитель задает любой вопрос на свое усмотрение.
3. Форма рельефа имеющая высоту над уровнем Мирового океана не более 100м (низменность).
4. Равнинные участки суши высотой от 200 до 500 м над уровнем Мирового океана (возвышенность).
5. Высочайшая вершина кавказских гор (Г.Эльбрус).
6. Как называется разрушение горных пород (выветривание)
7. Форма рельефа с плоской или слегка волнистой поверхностью, имеющая абсолютную высоту более 500м .
8. Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов.
5. Географическая почта 2 минуты.
Два конверта, учащиеся должны разложить карточки.
1. Кавказ. 2. Урал.
Карточки: хребет (1, 2), Ледник (1), Кряж (2), Потухшие вулканы Эльбрус и Кавказ (1), молодые горы (1), Берут начало горные реки (1), месторождения полиметаллических руд (1,2).
Третий лишний - 3 минуты.
Белуха, Амур, Народная.
Хибины, Джугджур, р. Амур.
Таймыр, Урал, Кавказ.
7.Знаешь ли ты? - 5 минут.
1. Территория расположена на древней докембрийской платформе . Этим обусловлена главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии (Русская равнина).
2. Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридинальном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (Уральские горы).
3. Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона - это высокие горы. (Северный Кавказ).
4. Клокочущие фонтаны пара и горячей воды в чем – то сходны с извержением вулканов. Только в одном районе нашей страны есть долина с такими источниками. (Долина гейзеров на Камчатке).
8. Загадки.
1. Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг. Дома, ступени, постаменты – красивы станут и заметны. (Гранит).
2. Он черный блестящий, людям помощник настоящий
Он несет в дома тепло
От него в домах светло
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль (каменный уголь).
Если встретишь на дороге,
То увязнут сразу ноги,
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу. (глина)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе
Он и на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже (песок).
6. Одну ее не едят, а без нее мало, что едят (соль).
7. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это (нефть).
8.На кухне у мамы
Помощник отличный
Он синим цветком расцветает от спички (природный газ).
9. Росли на болоте растения
А теперь это топливо и удобрение (торф).
10. Она варилась в доменной печи
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи (железная руда).
9. Кроссворд.
1. Горная система на восток от озера Байкал (Забайкалье).
2. Горы на юго – западе от России (Карпаты).
3. Горы с которых берет начало Енисей (Саяны).
4. Горная страна в Средней Азии (Памир).
5. Обширная равнина в России (Русская).
6. Низменность 9Туранская).
7. Молодые горы (Кавказские).
8. Древние горы (Уральские).
| | | | | | 7 | 8 |
1 | | | | | | |
| | | 6 | | |
| 3 | | | | | |
| | | 5 | | | |
| 2 | | 4 | | | | |
| | | | | | | |
К | Р | Ы | М | С | К | И | Е |
| | | | | | | |
| | | | | |
| | | | |
| | |