СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщение по теме местоимение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка в комплекте с презентацией позволяет проверить и закрепить знания по теме "Местоимение".

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщение по теме местоимение»

« Обобщение и систематизация изученного о местоимении»

Я о себе такого мнения:

 Огромна роль местоимения!

 Я делу отдаюсь сполна,

 Я заменяю имена.


Тип урока: урок- путешествие.


Цели урока:

  • Обучающая: повторение изученных сведений о местоимении; закрепление знаний о данной части речи (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры.

  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.

  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Михаил Александрович, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Тема нашего урока - «Обобщение и систематизация изученного о местоимении». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи. (Слайд 1)

Ребята, вчера мне пришло сообщение из необычной страны Местоимений. Король этой страны по имени Я просит нас с вами о помощи. Дело в том, что все жители Местоимений пропали, и король не знает, что ему без них делать. Страна без жителей не может существовать. А кто же, если не мы, поможет бедному королю? Мы придём на помощь и вернём местоимения домой. Король узнал, что это злая колдунья похитила всех жителей и заколдовала их. Чтобы спасти местоимения, вам придётся выполнить ряд заданий, после чего все колдовские чары спадут, а жители вернутся в свои города.

 Работа по теме урока.

 Итак, я буду вашим проводником по стране Местоимений и приглашаю вас в путь.

Но прежде чем попасть в страну, мы должны перейти границу, ответить на несколько вопросов:


Почему местоимение имеет такое название? Давайте посмотрим на эпиграф, может он нам подскажет ответ. (Слайд 2)

 (Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)

Вопросы: (Слайд 3)

1.Что такое местоимение?

2. Как изменяется?

3. Чем бывает в предложениях? 

4. Для чего же оно служит?

(ответы учеников)

Вы ответили на эти простые вопросы, поэтому мы можем зайти наконец-то в страну.

А сейчас откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.


 Но вернемся к нашему путешествию. Для того чтобы успешно справиться со следующим заданием нам нужно вспомнить разряды местоимений (учащиеся отвечают и приводят примеры).


Личные 

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратное

себя

Притяжательные

мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их

Относительные

кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, каковой 

Вопросительные

кто, что, какой, чей, который, каков, сколько, каковой 

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего

Неопределенные

некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и др.

Указательные

тот, этот, такой, таков, столько

Определительные

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой


Теперь вам необходимо из данного стихотворения выписать местоимения и распределить их по городам-разрядам, указанным на карте страны Местоимений.

(слайд 4)

(раздаются карточки с текстом стихотворения, ученики выписывают местоимения в тетрадь с указанием их разрядов)

Завёлся озорник у нас. 
Горюет вся семья. 
В квартире от его проказ 
Буквально нет житья! 
Никто с ним, правда, не знаком, 
Но знают все зато, 
Что виноват всегда во всём 
Лишь он один - Никто!

Кто, например, залез в буфет,
Конфеты там нашёл
И все бумажки от конфет
Кто побросал под стол?
Кто на обоях рисовал?
Кто разорвал пальто?
Кто в папин стол свой нос совал?
Никто, Никто, Никто!


У нас – личное, вся – определительное, его – притяжательное, никто - отрицательное, с ним - личное, все – определительное, во всём – определительное, он – личное, кто – вопросительное, там – указательное, все – определительное, свой- притяжательное, никто - отрицательное. Относительные местоимения употребляются без вопроса и служат для связи простых предложений в составе сложного.

Ну что ж вы немного устали, давайте передохнём и проведём небольшую физкультминутку.


Физминутка

Быстро встаньте,
Расправьте плечи,
Вытяните руки вперед,
Поднимите вверх, 
Опустите вниз,
Глубоко вздохните,
Медленно выдохните, 
Сядьте.


Ну что же, мы с вами закрепили наши знания о жителях страны Местоимений и можем смело двигаться дальше.

 Ребята, ответьте на такой вопрос, где чаще всего мы употребляем местоимения?

(в художественных произведениях, в пословицах, поговорках, в разговорной речи)

Да, конечно, в разговорной речи мы употребляем местоимения чаще всего. И очень часто мы употребляем их неверно. Поэтому при устных ответах, в разговоре мы всегда должны следить за тем, как и что мы говорим, особенно, как мы употребляем местоимения.


Перед вами сейчас появятся предложения, в которых есть речевые недочеты. Ваша задача исправить эти недочеты и переписать предложения в тетрадь в исправленном виде.

(слайд 5)

1. Пограничники зорко охраняют рубежи нашей Родины. О ее службе написано много книг. (Пограничники зорко охраняют рубежи нашей Родины. О их службе написано много книг).

2. Партизаны шли непроходимыми тропами, у ихних преследователей не было никакой надежды на успех. (Партизаны шли непроходимыми тропами, у их преследователей не было никакой надежды на успех)

3. В евошнем отряде никто не сомневался в победе. (В его отряде никто не сомневался в победе)

4 Проводник шел впереди, а сзади его ехала нагруженная вещами повозка. (Проводник шел впереди, а сзади него ехала нагруженная вещами повозка).


Теперь, я надеюсь, вы поняли, как необходима нам такая часть речи как местоимение. Очень важно знать и уметь правильно употреблять местоимения в своей речи. Они необходимы нам, чтобы правильно строить наши ответы на вопросы, необходимы нам при общении друг с другом.

Движемся дальше, на этот раз злая колдунья приготовила для нас загадки. Если вы на них ответите, то заклятье будет практически снято. (слайд 6)

1) В каком местоимении два звука, но одна буква?
2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
3) Сколько личных местоимений в слове семья? 
4) Первый слог- личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
5) Когда руки бывают тремя местоимениями?
6) Какое местоимение требует чистоты?
Ответы:
1) В местоимении «я» - [йа];
2) Я-мы;
3) Семь «я»;
4) Ты-ква;
5) Когда руки вы-мы-ты;

6) Мой.

Вот и снято, практически, заклятие злой колдуньи. Осталось только помочь королю страны Местоимений, а то он из-за сильных переживаний растерял все свои падежные формы. (слайд 7)

На месте пропусков вставьте ту форму, которая подходит к каждому из падежей.

(в тетрадях ребята записывают все падежные формы в столбик)

Моя грамматика.

Я талантлив от рождения! 
Не дурак и не простак! 
И моё местоимение 
Все вокруг склоняют так, 
Перво-наперво решительно 
Скажет вам семья моя, 
Что, конечно, именительный - 
Это :. и только ....! 
Мать склонилась умилительно, 
А за ней и вся родня. 
Жизнь легка и упоительна 
За родительской спиной! 
Нет, друзья, падеж творительный 
Сотворён совсем не :.!

И не зря. Падеж родительный
Для кого? А для :..;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки. Дательный
Это значит- только :.!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня - броня!
И запомните: винительный
Не касается :.!
Ждёте, видимо, предложного?
Новых данных обо :.? 
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
(М.Раскатов.)

Итог урока.

(слайд 8)

Вот и закончилось наше путешествие. Жители страны Местоимений вернулись домой, да и наше странствие не прошло даром. Вы еще раз убедились, как важна такая часть речи как местоимение. А главное, надеюсь, вы не забудете наше путешествие по стране Местоимений и не станете нарушать правила правописания и употребления их в нашей речи. Ведь благодаря именно местоимениям наша речь становится более выразительной, яркой и точной (слайд 9).



Альтернативные задания


Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 
(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.


Теперь нам нужно раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы.


Однажды кто(то) что(то) взял в каком (то) месте. Его (то) и искали за кражу чего (то) какие (то) двое. Искали слева, искали справа по каким (то) следам. И узнали они, что (н..) кто (н..) чего (н..) брал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!