« Обобщение и систематизация изученного о местоимении»
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
Тип урока: урок- путешествие.
Цели урока:
Обучающая: повторение изученных сведений о местоимении; закрепление знаний о данной части речи (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры.
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Михаил Александрович, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Тема нашего урока - «Обобщение и систематизация изученного о местоимении». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи. (Слайд 1)
Ребята, вчера мне пришло сообщение из необычной страны Местоимений. Король этой страны по имени Я просит нас с вами о помощи. Дело в том, что все жители Местоимений пропали, и король не знает, что ему без них делать. Страна без жителей не может существовать. А кто же, если не мы, поможет бедному королю? Мы придём на помощь и вернём местоимения домой. Король узнал, что это злая колдунья похитила всех жителей и заколдовала их. Чтобы спасти местоимения, вам придётся выполнить ряд заданий, после чего все колдовские чары спадут, а жители вернутся в свои города.
Работа по теме урока.
Итак, я буду вашим проводником по стране Местоимений и приглашаю вас в путь.
Но прежде чем попасть в страну, мы должны перейти границу, ответить на несколько вопросов:
Почему местоимение имеет такое название? Давайте посмотрим на эпиграф, может он нам подскажет ответ. (Слайд 2)
(Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)
Вопросы: (Слайд 3)
1.Что такое местоимение?
2. Как изменяется?
3. Чем бывает в предложениях?
4. Для чего же оно служит?
(ответы учеников)
Вы ответили на эти простые вопросы, поэтому мы можем зайти наконец-то в страну.
А сейчас откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.
Но вернемся к нашему путешествию. Для того чтобы успешно справиться со следующим заданием нам нужно вспомнить разряды местоимений (учащиеся отвечают и приводят примеры).
Личные | я, ты, он, она, оно, мы, вы, они |
Возвратное | себя |
Притяжательные | мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их |
Относительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, каковой |
Вопросительные | кто, что, какой, чей, который, каков, сколько, каковой |
Отрицательные | никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего |
Неопределенные | некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и др. |
Указательные | тот, этот, такой, таков, столько |
Определительные | весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой |
Теперь вам необходимо из данного стихотворения выписать местоимения и распределить их по городам-разрядам, указанным на карте страны Местоимений.
(слайд 4)
(раздаются карточки с текстом стихотворения, ученики выписывают местоимения в тетрадь с указанием их разрядов)
Завёлся озорник у нас. Горюет вся семья. В квартире от его проказ Буквально нет житья! Никто с ним, правда, не знаком, Но знают все зато, Что виноват всегда во всём Лишь он один - Никто! | Кто, например, залез в буфет, Конфеты там нашёл И все бумажки от конфет Кто побросал под стол? Кто на обоях рисовал? Кто разорвал пальто? Кто в папин стол свой нос совал? Никто, Никто, Никто! |
У нас – личное, вся – определительное, его – притяжательное, никто - отрицательное, с ним - личное, все – определительное, во всём – определительное, он – личное, кто – вопросительное, там – указательное, все – определительное, свой- притяжательное, никто - отрицательное. Относительные местоимения употребляются без вопроса и служат для связи простых предложений в составе сложного.
Ну что ж вы немного устали, давайте передохнём и проведём небольшую физкультминутку.
Физминутка
Быстро встаньте,
Расправьте плечи,
Вытяните руки вперед,
Поднимите вверх,
Опустите вниз,
Глубоко вздохните,
Медленно выдохните,
Сядьте.
Ну что же, мы с вами закрепили наши знания о жителях страны Местоимений и можем смело двигаться дальше.
Ребята, ответьте на такой вопрос, где чаще всего мы употребляем местоимения?
(в художественных произведениях, в пословицах, поговорках, в разговорной речи)
Да, конечно, в разговорной речи мы употребляем местоимения чаще всего. И очень часто мы употребляем их неверно. Поэтому при устных ответах, в разговоре мы всегда должны следить за тем, как и что мы говорим, особенно, как мы употребляем местоимения.
Перед вами сейчас появятся предложения, в которых есть речевые недочеты. Ваша задача исправить эти недочеты и переписать предложения в тетрадь в исправленном виде.
(слайд 5)
1. Пограничники зорко охраняют рубежи нашей Родины. О ее службе написано много книг. (Пограничники зорко охраняют рубежи нашей Родины. О их службе написано много книг).
2. Партизаны шли непроходимыми тропами, у ихних преследователей не было никакой надежды на успех. (Партизаны шли непроходимыми тропами, у их преследователей не было никакой надежды на успех)
3. В евошнем отряде никто не сомневался в победе. (В его отряде никто не сомневался в победе)
4 Проводник шел впереди, а сзади его ехала нагруженная вещами повозка. (Проводник шел впереди, а сзади него ехала нагруженная вещами повозка).
Теперь, я надеюсь, вы поняли, как необходима нам такая часть речи как местоимение. Очень важно знать и уметь правильно употреблять местоимения в своей речи. Они необходимы нам, чтобы правильно строить наши ответы на вопросы, необходимы нам при общении друг с другом.
Движемся дальше, на этот раз злая колдунья приготовила для нас загадки. Если вы на них ответите, то заклятье будет практически снято. (слайд 6)
1) В каком местоимении два звука, но одна буква?
2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
3) Сколько личных местоимений в слове семья?
4) Первый слог- личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
5) Когда руки бывают тремя местоимениями?
6) Какое местоимение требует чистоты?
Ответы:
1) В местоимении «я» - [йа];
2) Я-мы;
3) Семь «я»;
4) Ты-ква;
5) Когда руки вы-мы-ты;
6) Мой.
Вот и снято, практически, заклятие злой колдуньи. Осталось только помочь королю страны Местоимений, а то он из-за сильных переживаний растерял все свои падежные формы. (слайд 7)
На месте пропусков вставьте ту форму, которая подходит к каждому из падежей.
(в тетрадях ребята записывают все падежные формы в столбик)
Моя грамматика.
Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И моё местоимение Все вокруг склоняют так, Перво-наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно, именительный - Это :. и только ....! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. Жизнь легка и упоительна За родительской спиной! Нет, друзья, падеж творительный Сотворён совсем не :.! | И не зря. Падеж родительный Для кого? А для :..; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. Дательный Это значит- только :.! Не смотрите подозрительно, У меня родня - броня! И запомните: винительный Не касается :.! Ждёте, видимо, предложного? Новых данных обо :.? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. (М.Раскатов.) |
Итог урока.
(слайд 8)
Вот и закончилось наше путешествие. Жители страны Местоимений вернулись домой, да и наше странствие не прошло даром. Вы еще раз убедились, как важна такая часть речи как местоимение. А главное, надеюсь, вы не забудете наше путешествие по стране Местоимений и не станете нарушать правила правописания и употребления их в нашей речи. Ведь благодаря именно местоимениям наша речь становится более выразительной, яркой и точной (слайд 9).
Альтернативные задания
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.
Теперь нам нужно раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы.
Однажды кто(то) что(то) взял в каком (то) месте. Его (то) и искали за кражу чего (то) какие (то) двое. Искали слева, искали справа по каким (то) следам. И узнали они, что (н..) кто (н..) чего (н..) брал.