СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Образность русской речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Образность русской речи»

Тема: Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение

Цели: формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить тропы в текстах и определять их художественную функцию, умения самостоятельно создавать тексты с использованием изобразительных средств. Ход урока:

I. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий

Ребята, вы любите праздники? А день рождения это праздник? Давайте мы с вами тоже устроим праздник. А называться он будет "Образность русской речи".

Ребята, вы любите отгадывать загадки?(карточка 1)

1) Прочитайте и отгадайте загадки.

1. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат.

2.  Красна девица сидит в темнице, а коса наружу.

3. Сложишь  — клин, а разложишь  — блин.

Как вы думаете, что означает слово «загадать»?

Слово загадать означает «задумать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения». Загадка всегда имеет скрытый смысл. Без лица в личине  — такое меткое определение загадке дал народ. То, что загадано, — лицо, которое скрыто под личиной (маской)  — иносказанием, намёком на загаданное. Мать толста, дочь красна, сын-соќл под небеса ушёл  — в этой загадке печь уподоблена матери, огонь  — дочери, дым  — сыну-соколу. Загаданные предметы описаны посредством других, имеющих некоторое сходство с теми, о которых умалчивается.

Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. А что такое сравнение?

Сравнение - сопоставление двух предметов на основе общего признака.2) Какие образы использованы в каждой из загадок для того, чтобы намекнуть на загаданное слово? Как каждая из загадок «засекречивает» задуманный предмет? С  помощью каких языковых выразительных средств?

Сравнения, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой.Метафора основана на сравнении предметов, явлений, свойств, действий и т. д. по некоторым общим признакам. В ней отражаются представления людей об окружающем мире. Думая, например, о течении времени, мы можем сказать: время идёт, время пришло, время летит, хотя знаем, что идти может человек, а лететь птица или самолёт. Конечно, здесь речь идёт о многозначности слова и его переносных значениях.

И в сравнении и в метафоре - сходство.

Чем же отличается метафора от сравнения?

Самое простое отличие продемонстрировано на этом примере:

Лес точно терем расписной.

Лес - терем расписной.

Разновидность художественной метафоры, основанная на переносе свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных, называется олицетворением.

1) Сравните прямое и переносное (метафорическое) значения слова. Укажите, в чём сходство или связь предметов и явлений, обозначенных словами в прямом значении, с предметами и явлениями, обозначенными словами в метафорическом значении.

Лиса (животное) — лиса (о человеке); головка ребёнка — головка сыра; рано проснулся  — проснулась совесть; горячий кофе  — горячая встреча; сладкая конфетка  — сладкая улыбка; серебряное кольцо  — серебряный иней; крыло птицы — крыло самолёта; ножка ребёнка — ножка стола; лисий хвост — хвост поезда; женская шляпка — шляпка гриба.

2) Обсудите в паре, какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения: форма; цвет; положение; внутренние свойства предметов и явлений, их ощущения, восприятие, оценка; функции и действия. Запишите словосочетания со словами с переносным значением, распределив их по группам.

3) Составьте словосочетания с приведёнными словами и запишите их. В  прямом или в переносном (метафорическом) значении будут использованы выделенные слова?

Светлый  — ум, человек, улыбка, чувство, воспоминание, мечты;

тёплый  — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, приём, обстановка;

холодный  — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, атмосфера;

широкий — сердце, взгляд, душа, кругозор;

острый — слух, язык, необходимость; железный — характер, расписание, дисциплина.

Объясните прямое значение выделенных слов. В  каждом записанном словосочетании попробуйте заменить имена прилагательные синонимами. В затруднительных случаях воспользуйтесь одним из толковых словарей (в том числе на портале «Словари.ру»).

Прочитайте фрагменты стихотворений С. А.  Есенина. В  каких метафорах свойства человека перенесены на неодушевлённые предметы? Какие образы создаются с помощью олицетворений?

1. Синий май.

Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черёмуха в белой накидке.


2. Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан.


3. Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зелёной весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

2) Выпишите имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Какие скрытые сравнения лежат в основе переносного значения этих слов? Как называется такое языковое выразительное средство? Какую роль оно выполняет в прочитанных фрагментах?

3) Прочитайте стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина.

Какое впечатление оно на вас произвело?

Какое время года изображено в стихотворении?


Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке —

Русская румяная зима!

В  чём особенность созданных в стихотворении образов? Обратите внимание на «одежды» каждого времени года.Отметьте языковые выразительные средства, с помощью которых поэт рисует картину поздней осени. 4) Выучите стихотворение наизусть и запишите его по памяти.

Подведение итогов- Что делает художественную речь красивой и образной?- Какие существуют виды тропов? Дайте определение каждого из изученных. Эпитеты - красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными.Сравнение - это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений Олицетворение - разновидность художественной метафоры, основанная на переносе свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных