II. Мотивация к учебной деятельности | личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли | Эпиграф к уроку: «Весь мир мой храм, Любовь - моя святыня, Вселенная – Отечество мое». Коста Хетагуров. .Демонстрирует фрагмент художественного фильма «Горец». Какая ситуация возникла между героями? Так какую тему мы сегодня изучим? Тема нашего урока «Нации и межнациональные отношения». Что мы будем изучать? Чего мы не знаем? Подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана. | Знакомятся с эпиграфом к уроку. Просматривают видео. Обучающиеся участвуют в определении темы, постановке цели и задач урока. Записывают тему урока в тетради. Формулируют план урока: Что такое нация, признаки нации, нации на территории РСО-Алания, межнациональные конфликты, национальная политика РФ. Включение в работу, самоопределение. Выявление желания знакомиться с новым материалом. |
III. Усвоение новых знаний | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. личностные: моральный выбор; | В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определенной нации или народности. Современное человечество представлено примерно 3 тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире около 200. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. Все мы живем вместе с людьми разных национальностей. А это значит, что мы общаемся, встречаемся, учимся, работаем с представителями разных национальностей. Примером может служить ваш класс – он многонациональный. В нем учатся осетины, русские, грузины, греки, армяне. А теперь давайте попробуем определить, что же такое нация и что объединяет людей одной нации? (Учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетрадях) Мы уже отметили, что Россия – многонациональное государство, но и наша малая родина – Северная Осетия – Алания – тоже многонациональная республика. На ее территории проживают представители различных национальностей: русские, армяне, греки, грузины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, чеченцы, корейцы, евреи, поляки, азербайджанцы, дагестанцы. Как же они здесь живут, как складываются их взаимоотношения? (слушаем подготовленные детьми сообщения) Если я сейчас каждому сидящему в классе задам вопросы: «Любите ли вы свою нацию?», «Испытываете ли вы чувство гордости за свою нацию?», то наверняка услышу лишь положительные ответы. Людям любой нации присущи чувства любви и национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Одни гордятся великой историей своего народа, достижениями в духовной культуре, традициями и обычаями, подвигами своих воинов на полях сражений, вкладом народа в мировую сокровищницу культуры, разделяют успехи нации и способствуют ее развитию. При этом они уважают национальные чувства других народов. Другие же, испытывая любовь к своей нации, готовы не задумываясь, оправдать все, что было в истории своего народа, даже самое плохое, и при этом очернить все, что было в истории другого народа. Чрезмерная любовь к своей нации может, к сожалению, принимать извращенные формы, и тогда возникает нетерпимость, ненависть к представителям других наций. В истории таких фактов немало. Такая позиция ведет к национальной розни, а значит и к бедам не только для других народов, но и для своего собственного. Давайте попробуем определить, какая позиция проявления национальной гордости порождает взаимопонимание и сотрудничество, а какая национальную рознь. (Учитель совместно с учащимися составляет схему). - Почему необходимо беречь и укреплять сотрудничество и взаимопонимание между народами, особенно в многонациональном государстве? Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять. В истории Осетии немало фактов дружбы и сотрудничества между представителями разных национальностей. Об этом уже было сказано. В Осетии встречалось и такое проявление межнациональных отношений, как искусственные формы родства (аталычество, куначество, побратимство). Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряженными и даже трагическими. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются памятники духовной и материальной культуры. Уцелевшие люди вынуждены бежать из своих домов, покидая насиженные места проживания. - Каковы причины межнациональных конфликтов? Выслушав ответы, учитель подводит учащихся к выводу: Причины межнациональных конфликтов: 1. территориальные споры; 2. исторически возникшая напряженность в отношениях между народами; 3. политика дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов; 4. стремление народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности. Любое государство должно проводить разумную национальную политику: регулировать межнациональные отношения во всех сферах жизни общества; создавать благоприятные условия для свободного развития всех народов; предупреждать возможные конфликты на национальной почве. Для нашей многонациональной страны проведение продуманной демократической национальной политики очень важная задача. В законодательстве России и РСО-Алании отражена эта политика. Работа с документами. Тексты Конституции РФ и «Концепции национальной политики РФ» (приложение 1) необходимо определить и записать: Какие права гарантируются? Что запрещено? Ролевая игра в переговоры «Нож или открытая ладонь» (приложение 2) После игры учитель задает вопросы. Что повлияло на отношение к стране – оппоненту и почему? 2. Что повлияло на отношение к своему президенту? 3. Отражала ли игра конкретную жизненную ситуацию? Приведите примеры известных вам мировых конфликтов. 4. Чему нас научила игра в переговоры? 5. Какую роль сыграла или могла сыграть ООН? 6. Как мы можем использовать эти знания на практике? | Отвечают на вопрос и выполняют задание. Нация – исторически сложившаяся социально-экономическая и духовная общность людей. 1. экономические связи 2. единый язык 3. единая территория 4. общая культура, традиции, обычаи 5. психология народа (менталитет), социально-психологическая общность. Учащиеся выступают с сообщениями о национальных общностях на территории Северной Осетии. Включение в работу, самоопределение. Выявление желания знакомиться с новым материалом. Чертят схему в тетрадях, выполняют задание. Отвечают на вопрос. Это - гарант мира и стабильности в государстве. Пример: ВОВ. Мужество советского многонационального народа. План фашистов – национальная разобщенность, возникновение национальных столкновений. Заслушать сообщение учащегося об искусственных формах родства. Учащиеся отвечают на вопрос и записывают причины межнациональных конфликтов в тетради. Знакомство с новым материалом. Обучающиеся работают индивидуально и в группах. Отвечают на вопросы. Делятся на группы, готовятся к выполнению задания. Знакомство с новым материалом, Обучающиеся работают индивидуально и в группах. Отвечают на вопросы. Подбирают аргументы собственных позиций. Слушают и понимают речь других. |
IV. Закрепление знаний. | познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме регулятивные: составление плана и последовательности действий; личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация; самоопределение, побуждение к деятельности; логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство) | - Попробуйте сформулировать правила, которые следует соблюдать в отношениях между людьми разных национальностей, правила которые помогут избежать межнациональных конфликтов. -Можно ли жить без межнациональных конфликтов? Выслушав ответы, учитель подводит учащихся к выводу: Пока существуют социальные и даже просто межличностные конфликты (а они, видимо, будут всегда), в любом обществе сохраняется опасность перевода их в межнациональную плоскость. Этому нельзя противопоставить ничего, кроме последовательного воспитания высокого уровня культуры межличностных и межнациональных отношений в молодом поколении, в окружающих, а главное – в самом себе. - А теперь я хочу вернуться к эпиграфу нашего урока. Весь мир – мой храм, Любовь – моя святыня, Вселенная – Отечество мое. Вдумайтесь в смысл этих строк и согласитесь, что Коста Хетагуров был человеком высокой культуры межнациональных отношений. Он безгранично любил свой народ, но при этом с уважением относился к представителям других наций. Он был «человеком мира». Подводит итоги урока, оценивает работу учащихся на уроке. | Групповая работа. Дети на листах бумаги записывают правила и зачитывают их. Подбирают аргументы собственных позиций. Слушают и понимают речь других. Подбирают аргументы собственных позиций. |