Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество (5 часов). Урок №7 Развитие общества
Дата проведения урока: 13.10.
Педагогическая цель | Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии общества и его современном состоянии. Раскрыть в объёме, соответствующем возрастным познавательным возможностям учащихся, различные взгляды на процесс общественного развития, охарактеризовать формы общественных преобразований, выявить важнейшие процессы развития современного общества, обобщить и расширить имеющуюся у учащихся информацию о глобальных проблемах современного общества. Способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся, осознанию подростками ответственности за жизнь будущих поколений в условиях обострения глобальных проблем. |
Тип и вид урока | комбинированный |
Планируемые результаты | Предметные: научатся выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. • Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». • Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. • Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). • Использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике глобальных проблем человечества; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Метапредметные: Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности, отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. |
План урока | Орг. момент. Повторение опорных знаний Усвоение новых знаний 1) Изменчивость и стабильность. 2) Реформы и реформаторы. 3) Развитие человечества в XXI в. 4) Глобальные проблемы современности. Закрепление, формирование умений и навыков V. Рефлексия. Д/з , подготовиться к практикуму |
Основное содержание темы, понятия и термины | Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Основные понятия: общественный прогресс, эволюция, революция, реформа, глобализация, глобальные проблемы современности |
Образовательные ресурсы | 1) учебник, Обществознание. 8 класс. под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И. Городецкой, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2014 г. 2) Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2014 г. |
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение опорных знаний
Тест, карточка, беседы по вопросам
III. Усвоение новых знаний
1) Изменчивость и стабильность.
Организуя работу по первому разделу, необходимо учитывать тот факт, что основательное изучение философских концепций общественного прогресса будет осуществляться в курсе старшей школы. Следовательно, рассмотрение данного материала в 8 классе носит скорее пропедевтический характер.
Целесообразно разъяснить учащимся, что характер общественного развития оценивается учёными по-разному: весьма распространены идеи эволюционного характера развития общества и решающей роли социальных революций. Характеризуя эволюцию и революцию, учитель обращается к межпредметным связям. Так, понятие революции было в некоторой степени освоено в курсе истории, например при рассмотрении буржуазно-демократических революций в странах Европы (вполне естественно при этом опираться на знания о Великой французской революции). Представление об эволюционном характере процессов в определённой мере также даёт курс истории. Необходимо обобщить фактические знания учащихся, подвести их к пониманию эволюции в общественном развитии (например, можно вспомнить процесс возвышения Москвы и формирования Российского централизованного государства, происходивший на протяжении нескольких веков).
Далее учитель обращает внимание учащихся на неоднозначную оценку результатов как эволюции, так и революции. В классе с хорошо подготовленными учащимися возможно фронтальное устное выполнение задания: проиллюстрировать конкретными примерами неоднозначность результатов эволюции и революции.
В заключение работы по первому разделу возможно ознакомление с материалами рубрики «Мнения» и устное выполнение соответствующего задания. Другой вариант — устное выполнение задания 3 рубрики «В классе и дома».
2) Реформы и реформаторы.
На втором этапе урока целесообразно предложить учащимся прочесть соответствующий раздел в учебнике и выделить (возможно, выписать) все определения понятий «реформа» и «революция», а затем выявить черты сходства и различия этих форм преобразования общества.
3) Развитие человечества в XXI в.
Центральным понятием данного этапа урока является глобализация. Можно предложить учащимся найти объяснение этого термина в соответствующем разделе параграфа или в словаре, помещённом в конце учебника.
Дальнейшая познавательная деятельность выстраивается в направлении выявления важнейших черт развития современного мира, в частности, таких, как экономическая глобализация, усиление миграционных процессов, информационная революция, глобализация в сфере культуры. Чрезвычайно важно конкретизировать понятными учащимся примерами все названные выше процессы.
Следующий этап работы — анализ последствий глобализации. Учащимся предлагается прочесть соответствующий
Заполнение таблицы завершается оценочным суждением (или выводом) о последствиях глобализации, который учащиеся формулируют самостоятельно.
Та же работа может быть оформлена в виде логической схемы:
По завершении заполнения схемы формулируется оценочное суждение или вывод.
Работа по данному пункту плана может быть завершена устным выполнением задания 5 рубрики «В классе и дома», причём ученики могут по очереди приводить по одному аргументу в поддержку или в опровержение приведённой в задании позиции.
4) Глобальные проблемы современности.
Изучение последнего пункта плана учитель начинает с рассмотрения понятия «глобальные проблемы». Необходимо разъяснить учащимся, что глобальными называют проблемы, актуальные для всего мира, создающие угрозу выживанию человечества как биологического вида. Смягчение остроты этих проблем возможно только совместными усилиями всего человечества (т. е. ни одна страна или блок государств не могут решить глобальные проблемы на своей территории изолированно от остального мира).
Далее целесообразно перейти к перечислению и краткой характеристике глобальных проблем, в частности:
экологических проблем; проблемы исчерпания природных ресурсов; проблемы предотвращения ядерной войны; проблем народонаселения (демографических); проблемы увеличения разрыва между наиболее развитыми и экономически отсталыми странами; проблемы мирового терроризма и т. п.
В рамках данной темы целесообразно обращение в практическом ключе к современным российским реалиям. Учащимся может быть предложен анализ ситуации в регионе (населённом пункте) с точки зрения: а) проявления тенденций глобализации; б) проявления глобальных проблем современного общества. Речь может идти об аргументированной оценке положительных и отрицательных последствий глобализации для развития региона (если таковые последствия явно просматриваются); о степени остроты глобальных проблем и возможных мерах по их смягчению.
Современная Россия стоит перед выбором: интенсификация развития высоких технологий, наукоёмких производств, современных средств коммуникации, инфраструктуры и переход на качественно новый этап развития в ближайшие несколько десятилетий или функционирование в качестве сырьевого придатка наиболее развитых стран со всё увеличивающимся отставанием от них. Это отставание будет проявляться как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне, а в дальнейшем отразится и на других сферах общественной жизни.
При наличии у учащихся в процессе проведения урока доступа в Интернет учитель может дать задание найти во Всемирной сети информацию о деятельности Римского клуба или иных неправительственных организаций (например, экологических или антивоенных), пытающихся привлечь внимание общества к глобальным проблемам.
Наконец, используя текст учебника, целесообразно проанализировать с личностных позиций основные принципы устойчивого развития, ответив на данный в учебнике вопрос: что лично ты готов сделать в условиях экологического кризиса? Подобное обращение к личному опыту и жизненным установкам учащихся может стать логичным завершением урока.
IV. Закрепление, формирование умений и навыков.
Учитель может поручить отдельным учащимся подготовить ответы на задания 4 или 5 рубрики «В классе и дома».
Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №1. Объясни термины: общественные отношения, основные сферы жизни общества, биосфера, санкции, ноосфера. Ответь на вопрос. Каковы основные отличия человека от животных? | Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №2. Объясни термины: социальные нормы, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, природа. Ответь на вопрос. Что такое потребности, какие группы потребности выделяют ученые? | Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №3. Объясни термины: индивид, индивидуальность, личность, сферы общества, деятельность Ответь на вопрос. Укажи две любые социальные и две любые духовные потребности человека. Приведи примеры, иллюстрирующие удовлетворение этих потребностей. |
Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №1. Объясни термины: общественные отношения, основные сферы жизни общества, биосфера, санкции, ноосфера. Ответь на вопрос. Каковы основные отличия человека от животных? | Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №2. Объясни термины: социальные нормы, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, природа. Ответь на вопрос. Что такое потребности, какие группы потребности выделяют ученые? | Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №3. Объясни термины: индивид, индивидуальность, личность, сферы общества, деятельность Ответь на вопрос. Укажи две любые социальные и две любые духовные потребности человека. Приведи примеры, иллюстрирующие удовлетворение этих потребностей. |
Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №1. Объясни термины: общественные отношения, основные сферы жизни общества, биосфера, санкции, ноосфера. Ответь на вопрос. Каковы основные отличия человека от животных? | Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №2. Объясни термины: социальные нормы, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, природа. Ответь на вопрос. Что такое потребности, какие группы потребности выделяют ученые? | Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №3. Объясни термины: индивид, индивидуальность, личность, сферы общества, деятельность Ответь на вопрос. Укажи две любые социальные и две любые духовные потребности человека. Приведи примеры, иллюстрирующие удовлетворение этих потребностей. |
Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №1. Объясни термины: общественные отношения, основные сферы жизни общества, биосфера, санкции, ноосфера. Ответь на вопрос. Каковы основные отличия человека от животных? | Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №2. Объясни термины: социальные нормы, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, природа. Ответь на вопрос. Что такое потребности, какие группы потребности выделяют ученые? | Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №3. Объясни термины: индивид, индивидуальность, личность, сферы общества, деятельность Ответь на вопрос. Укажи две любые социальные и две любые духовные потребности человека. Приведи примеры, иллюстрирующие удовлетворение этих потребностей. |