СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания по теме: " Развитие общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме: " Развитие общества"»

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество (5 часов). Урок №7 Развитие общества

Дата проведения урока: 13.10.

Педагогическая цель

Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии общества и его современном состоянии.

Раскрыть в объёме, соответствующем возрастным по­знавательным возможностям учащихся, различные взгля­ды на процесс общественного развития, охарактеризовать формы общественных преобразований, выявить важней­шие процессы развития современного общества, обобщить и расширить имеющуюся у учащихся информацию о гло­бальных проблемах современного общества.

Способствовать развитию интеллектуальных и ком­муникативных умений учащихся, осознанию подростками ответственности за жизнь будущих поколений в условиях обострения глобальных проблем.

Тип и вид урока

комбинированный

Планируемые

результаты


Предметные: научатся выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество.

• Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».

• Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.

• Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).

• Использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике глобальных проблем человечества; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Метапредметные:

Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия.

Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности, отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

План урока

  1. Орг. момент.

  2. Повторение опорных знаний

  3. Усвоение новых знаний

1) Изменчивость и стабильность.

2) Реформы и реформаторы.

3) Развитие человечества в XXI в.

4) Глобальные проблемы современности.

  1. Закрепление, формирование умений и навыков

V. Рефлексия. Д/з , подготовиться к практикуму

Основное содержание темы, понятия и термины

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Основные понятия: общественный прогресс, эволюция, революция, реформа, глобализация, глобальные проблемы современности

Образовательные ресурсы

1) учебник, Обществознание. 8 класс. под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И. Городецкой, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2014 г.

2) Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2014 г.


Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

Тест, карточка, беседы по вопросам

III. Усвоение новых знаний

1) Изменчивость и стабильность.

Организуя работу по первому разделу, необходимо учитывать тот факт, что основательное изучение фило­софских концепций общественного прогресса будет осу­ществляться в курсе старшей школы. Следовательно, рассмотрение данного материала в 8 классе носит скорее пропедевтический характер.

Целесообразно разъяснить учащимся, что характер об­щественного развития оценивается учёными по-разному: весьма распространены идеи эволюционного характера раз­вития общества и решающей роли социальных революций. Характеризуя эволюцию и революцию, учитель обращается к межпредметным связям. Так, понятие революции было в некоторой степени освоено в курсе истории, например при рассмотрении буржуазно-демократических революций в странах Европы (вполне естественно при этом опираться на знания о Великой французской революции). Представ­ление об эволюционном характере процессов в определён­ной мере также даёт курс истории. Необходимо обобщить фактические знания учащихся, подвести их к пониманию эволюции в общественном развитии (например, можно вспомнить процесс возвышения Москвы и формирования Российского централизованного государства, происходив­ший на протяжении нескольких веков).

Далее учитель обращает внимание учащихся на неодно­значную оценку результатов как эволюции, так и рево­люции. В классе с хорошо подготовленными учащимися возможно фронтальное устное выполнение задания: про­иллюстрировать конкретными примерами неоднозначность результатов эволюции и революции.

В заключение работы по первому разделу возможно оз­накомление с материалами рубрики «Мнения» и устное выполнение соответствующего задания. Другой вариант — устное выполнение задания 3 рубри­ки «В классе и дома».

2) Реформы и реформаторы.

На втором этапе урока целесообразно предложить учащимся прочесть соответствующий раздел в учебнике и выделить (возможно, выписать) все определения понятий «реформа» и «революция», а затем выявить черты сход­ства и различия этих форм преобразования общества.

3) Развитие человечества в XXI в.

Центральным понятием данного этапа урока является глобализация. Можно предложить учащимся найти объяс­нение этого термина в соответствующем разделе параграфа или в словаре, помещённом в конце учебника.

Дальнейшая познавательная деятельность выстраивает­ся в направлении выявления важнейших черт развития современного мира, в частности, таких, как экономиче­ская глобализация, усиление миграционных процессов, информационная революция, глобализация в сфере куль­туры. Чрезвычайно важно конкретизировать понятными учащимся примерами все названные выше процессы.

Следующий этап работы — анализ последствий глобали­зации. Учащимся предлагается прочесть соответствующий

Заполнение таблицы завершается оценочным суждением (или выводом) о последствиях глобализации, который уча­щиеся формулируют самостоятельно.

Та же работа может быть оформлена в виде логической схемы:

По завершении заполнения схемы формулируется оце­ночное суждение или вывод.

Работа по данному пункту плана может быть завер­шена устным выполнением задания 5 рубрики «В классе и дома», причём ученики могут по очереди приводить по одному аргументу в поддержку или в опровержение при­ведённой в задании позиции.

4) Глобальные проблемы современности.

Изучение последнего пункта плана учитель начинает с рассмотрения понятия «глобальные проблемы». Необхо­димо разъяснить учащимся, что глобальными называют проблемы, актуальные для всего мира, создающие угрозу выживанию человечества как биологического вида. Смяг­чение остроты этих проблем возможно только совместны­ми усилиями всего человечества (т. е. ни одна страна или блок государств не могут решить глобальные проблемы на своей территории изолированно от остального мира).

Далее целесообразно перейти к перечислению и краткой характеристике глобальных проблем, в частности:

  • экологических проблем; проблемы исчерпания природных ресурсов; проблемы предотвращения ядерной войны; проблем народонаселения (демографических); проблемы увеличения разрыва между наиболее разви­тыми и экономически отсталыми странами; проблемы мирового терроризма и т. п.

В рамках данной темы целесообразно обращение в прак­тическом ключе к современным российским реалиям. Уча­щимся может быть предложен анализ ситуации в регионе (населённом пункте) с точки зрения: а) проявления тенден­ций глобализации; б) проявления глобальных проблем со­временного общества. Речь может идти об аргументирован­ной оценке положительных и отрицательных последствий глобализации для развития региона (если таковые послед­ствия явно просматриваются); о степени остроты глобаль­ных проблем и возможных мерах по их смягчению.

Современная Россия стоит перед выбором: интенсифи­кация развития высоких технологий, наукоёмких произ­водств, современных средств коммуникации, инфраструк­туры и переход на качественно новый этап развития в ближайшие несколько десятилетий или функционирование в качестве сырьевого придатка наиболее развитых стран со всё увеличивающимся отставанием от них. Это отставание будет проявляться как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне, а в дальнейшем отразится и на других сферах общественной жизни.

При наличии у учащихся в процессе проведения урока доступа в Интернет учитель может дать задание найти во Всемирной сети информацию о деятельности Римского клу­ба или иных неправительственных организаций (например, экологических или антивоенных), пытающихся привлечь внимание общества к глобальным проблемам.

Наконец, используя текст учебника, целесообразно про­анализировать с личностных позиций основные принципы устойчивого развития, ответив на данный в учебнике во­прос: что лично ты готов сделать в условиях экологиче­ского кризиса? Подобное обращение к личному опыту и жизненным установкам учащихся может стать логичным завершением урока.

IV. Закрепление, формирование умений и навыков.

Учитель может поручить отдельным учащимся подго­товить ответы на задания 4 или 5 рубрики «В классе и дома».


Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №1. Объясни термины: обще­ственные отношения, основные сферы жизни общества, биосфера, санкции, ноосфера.

Ответь на вопрос. Каковы основные отличия человека от животных?

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №2. Объясни термины: социальные нормы, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, природа.

Ответь на вопрос. Что такое потребности, какие группы потребности выделяют ученые?

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №3. Объясни термины: индивид, индивидуальность, личность, сферы общества, деятельность

Ответь на вопрос. Укажи две любые социальные и две любые духовные потребности человека. Приведи примеры, иллюстрирующие удовлетворение этих потребностей.

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №1. Объясни термины: обще­ственные отношения, основные сферы жизни общества, биосфера, санкции, ноосфера.

Ответь на вопрос. Каковы основные отличия человека от животных?

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №2. Объясни термины: социальные нормы, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, природа.

Ответь на вопрос. Что такое потребности, какие группы потребности выделяют ученые?

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №3. Объясни термины: индивид, индивидуальность, личность, сферы общества, деятельность

Ответь на вопрос. Укажи две любые социальные и две любые духовные потребности человека. Приведи примеры, иллюстрирующие удовлетворение этих потребностей.

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №1. Объясни термины: обще­ственные отношения, основные сферы жизни общества, биосфера, санкции, ноосфера.

Ответь на вопрос. Каковы основные отличия человека от животных?

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №2. Объясни термины: социальные нормы, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, природа.

Ответь на вопрос. Что такое потребности, какие группы потребности выделяют ученые?

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №3. Объясни термины: индивид, индивидуальность, личность, сферы общества, деятельность

Ответь на вопрос. Укажи две любые социальные и две любые духовные потребности человека. Приведи примеры, иллюстрирующие удовлетворение этих потребностей.

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №1. Объясни термины: обще­ственные отношения, основные сферы жизни общества, биосфера, санкции, ноосфера.

Ответь на вопрос. Каковы основные отличия человека от животных?

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №2. Объясни термины: социальные нормы, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, природа.

Ответь на вопрос. Что такое потребности, какие группы потребности выделяют ученые?

Обществознание 8 класс. Тема 1. Личность и общество. Карточка №3. Объясни термины: индивид, индивидуальность, личность, сферы общества, деятельность

Ответь на вопрос. Укажи две любые социальные и две любые духовные потребности человека. Приведи примеры, иллюстрирующие удовлетворение этих потребностей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!