СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Развитие общества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по обществознанию для 6 класса по теме «Развитие общества» (согласно обновленному ФГОС) представляет собой подробный, структурированный план занятия, направленный на формирование понимания учащимися развития общества как последовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Развитие общества»»

Методическая разработка урока на тему «Развитие общества»

Предмет: Обществознание

Класс: 6 

Тема: Развитие общества 

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Сформировать представление учащихся о развитии общества как о постепенном процессе изменений в различных формах жизни.

  • Задачи урока: 

  • Образовательные:

    • Познакомить учащихся с понятиями «общество», «развитие», «общественный прогресс».

    • Раскрыть основные этапы развития общества (традиционное, индустриальное, информационное).

    • Выявить особенности каждого типа общества.

  • Развивающие:

    • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

    • Формировать навыки работы с текстом учебника, иллюстрациями, историческими источниками.

    • Развивать критическое мышление и смело высказывать свою точку зрения.

  • Воспитательные:

    • Формировать понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

    • Воспитывать уважение к истории и культуре разных народов.

    • Умение формировать международную позицию и уверенность в будущем.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС): 

  • Предметные:

    • Знание основных понятий «Развитие общества».

    • Умение различать виды обществ (традиционное, индустриальное, информационное).

    • Умение характеризовать особенности каждого типа общества.

  • Метапредметные:

    • Регулятивные:

      • Определение целей учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

      • Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

      • Оценка результатов своей деятельности и внесение корректив.

    • Познавательные:

      • Поиск и извлечение информации из различных источников (учебник, интернет, дополнительные материалы).

      • Анализ, сравнение, обобщение информации, формулирование выводов.

      • Установление причинно-следственных связей.

    • Коммуникативные:

      • Умение слушать других и понимать, выражать свои мысли устно и письменно.

      • Умение работать в группе, договариваться и находить общее решение.

      • Умение вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения.

  • Личностные:

    • Формирование ценностного отношения к знаниям.

    • Развитие познавательных интересов и учебной мотивации.

    • Формирование уважительного отношения к другим людям.

    • Осознание своей роли в обществе.

Оборудование: 

Учебник обществознания для 6 класса (под редакцией Л.Н. Боголюбова и др.)

  • Мультимедийный проектор, экран.

  • Презентация к уроку.

  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, тексты для анализа).

Ход урока:

(Звонок прозвенел. Учащиеся входят в класс и занимают свои места.)

I. Организационный момент:

  • (Действие учителя):

Приветствие: «Здравствуйте, ребята! (Учитель приветливо улыбается)

(Проверка ответа: «Давайте проверим, все ли готовы к уроку. На партах должны быть учебник, тетрадь, ручка и карандаш. Если чего-то не хватает, поднимите руку». (Учитель внимательно осматривает класс)

Устранение проблем: (Учитель помогает учащимся, у которых возникают проблемы с готовностью к уроку, например, выдает забытую ручку.)

Создание позитивного настроя: «Ребята, давайте улыбнемся друг другу и настроимся на активную и плодотворную работу на уроке!» (Учитель сам улыбается и пользуется этими же материалами)

  • (Действие учащихся):

    • Приветствуют учителя.

    • Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

    • Устраняют возникшие проблемы (просят ручку, учебник у одноклассника).

II. Актуализация знаний:

  • (Действие учителя):

Вопрос 1: «Ребята, давайте вспомним, что такое общество? Как бы вы это объяснили своими словами?» (Учитель обращается к классу в целом, а затем выбирает одного-двух учащихся для ответа.)

Выслушивание ответов и обобщение: «Спасибо за ваши ответы. Действительно, общество - это объединение людей, связь между нами в отдельности и интересами всех людей в целом». (Учитель кратко обобщает ответы учащихся)

Вопрос 2: «Хорошо. А какие сферы жизни общества вам известны? Назовите их» (Учитель ждет ответы учащихся)

Выслушивание ответов и обобщение: «Молодцы! Правильно, основные сферы жизни общества - это экономическая, социальная, политическая и духовная». (Учитель записывает сферы жизни общества на доске.)

Вопрос 3: «А теперь подумайте и приведите примеры изменений, которые произошли в нашем обществе за последнее время. Что изменилось в нашей жизни?» (Учитель предлагает учащимся мнение и приводит конкретные примеры.)

Выслушивание ответов и обобщение: «Спасибо за ваши примеры! Действительно, в нашей жизни постоянно происходят постоянные изменения, и общество не стоит на месте». (Учитель подводит итог актуализации знаний)

  • (Действие учащихся):

    • Отвечают на вопросы учителя.

    • Приводить изменения в обществе.

    • Слушают и анализируют ответы одноклассников.

III. Мотивация учебной деятельности:

  • (Действие учителя):

Проблемный вопрос: «Ребята, представьте себе: почему некоторые общества живут так, как жили люди 100 лет назад, в то время как другие ушли далеко вперед в своем развитии? Как вы думаете, почему так происходит?» (Учитель задает проблемный вопрос, чтобы вызвать интерес к теме урока.)

Выслушивание предположений учащихся: учитель выслушивает учащихся, не оценивая их правильность или неправильность.)

Сообщение темы урока: «Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в этом вопросе. Тема нашего урока – «Развитие общества». (Учитель записывает тему урока на доске)

Определение целей урока: «Как вы думаете, что мы должны изучить и чему научиться на этом уроке? Какие цели мы можем поставить перед собой?» (Учитель предлагает учащимся сформулировать цели урока.)

Цели обсуждения: «Отлично! Таким образом, наша цель – узнать, что такое развитие общества, какие типы обществ существуют, и как они отличаются друг от друга.» (Учитель обобщает цели урока на основе предложений учащихся.)

  • (Действие учащихся):

    • Размышляют над проблемным вопросом.

    • Высказывают свои мнения.

    • Участвуют в описании целей урока.

    • Записывают тему урока в тетрадь.

IV. Изучение нового материала:

  1. Введение понятий «развитие» и «общественный прогресс»:

    • (Действие учителя):

Объяснение понятия «развитие»: «Ребята, что означает слово «развитие»? Приведите примеры». (Учитель задает вопрос и приводит примеры: рост растений, взросление человека.)

Объяснение понятия «общественный прогресс»: «Развитие общества называет общественным прогрессом. (Учитель размышлений и задает проблемный вопрос.)

Дискуссия: «Давайте обсудим этот вопрос. Может ли быть такое, что изменения в обществе приносят больше вреда, чем пользы? Приведите примеры.» (Учитель ведет короткую дискуссию, направляя учащихся к выводу о неоднозначности общественного прогресса.)

Демонстрация слайда презентации с определениями понятий. (Учитель показывает слайд с определениями понятий «развитие» и «общественный прогресс».)

    • (Действие учащихся):

      • Отвечают на вопросы учителя.

      • Участвуют в дискуссии.

      • Записывают определения понятий в тетрадь.

  1. Типы обществ: Традиционное общество:

    • (Действие учителя):

Организация работы с учебником: «Откройте учебник на странице… (указывается страница) и прочитайте текст о традиционном обществе». (Учитель дает задание на самостоятельную работу с учебником.)

Контроль чтения и выявление ключевой характеристики: «Что вы узнали о традиционном обществе? (Учитель задает вопросы, чтобы проверить понимание прочитанного.)

Запись характеристик на доске (совместно с обучающимися): Учитель записывает на доске характеристики традиционного общества, предлагаемые обучающимися:

        • Преобладание сельского хозяйства.

        • Ручной труд.

        • Низкая производительность труда.

        • Сильное влияние традиций и обычаев.

        • Небольшая роль науки и образования.

Демонстрация слайда с иллюстрациями: (Учитель показывает слайд с иллюстрациями крестьянского быта и ремесленной мастерской.)

Вопрос к классу: «Какие традиции традиционных обществ можно назвать? (Учитель предлагает учащимся привести примеры.)

    • (Действие учащихся):

      • Читают текст в учебнике.

      • Отвечают на вопросы учителя.

      • Предлагают характеристики традиционного общества.

      • Записывают характеристики в тетрадь.

      • Приводят примеры традиционных обществ.

  1. Типы обществ: Промышленное общество:

    • (Действие учителя):

Объяснение понятия «индустриальное общество»: «Следующий этап развития общества – индустриальное общество. (Учитель объясняет, используя презентацию.)

Характеристики индустриального общества: Учитель записывает на доске характеристики индустриального общества:

        • Развитие промышленности и машинного производства.

        • Рост городов.

        • Повышение уровня жизни.

        • Появление классов (буржуазия и пролетариат).

        • Развитие науки и образования.

        • Рост роли государства.

Демонстрация слайда с иллюстрациями: (Учитель показывает слайд с иллюстрациями фабрик и городской жизни.)

Вопрос к классу: «Какие последствия привели к индустриализации общества? Были ли только положительные последствия, или были и отрицательные?» (Учитель задает проблемный вопрос, чтобы активизировать мышление учащихся.)

    • (Действие учащихся):

      • Слушают объяснение учителя.

      • Записывают характеристики индустриального общества в тетрадь.

      • Отвечают на вопросы учителя.

      • Участвуют в обсуждении последствий индустриализации.

  1. Типы сообществ: Информационное общество:

    • (Действие учителя):

Организация работы с учебником: «Откройте учебник на странице… (указывается страница) и прочитайте текст об информационном обществе». (Учитель дает задание на самостоятельную работу с учебником.)

Контроль чтения и выявление ключевой характеристики: «Что вы узнали об информационном обществе? (Учитель задает вопросы, чтобы проверить понимание прочитанного.)

Запись характеристик на доске (совместно с обучающимися): Учитель записывает на доске характеристики информационного общества, предлагаемые обучающимися:

        • Преобладание информации и знаний.

        • Развитие компьютерных технологий и коммуникаций.

        • Глобализация.

        • Роль образования и науки велика.

        • Изменение характера труда.

Демонстрация слайда с иллюстрациями: (Учитель показывает слайд с иллюстрациями компьютера, интернета и научного центра.)

Вопрос к классу: «В каком обществе мы живем сегодня? Какие черты информационного общества вы видите в своей жизни?» (Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос и привести пример.)

    • (Действие учащихся):

      • Читают текст в учебнике.

      • Отвечают на вопросы учителя.

      • Предлагают характеристики информационного общества.

      • Записывают характеристики в тетрадь.

      • Приводят примеры черт информационного общества в своей жизни.

V. Первичное закрепление материала:

  • (Действие учителя):

    • Задание 1: Соотнести характеристики с типом общества: «У вас на партах есть карточки с разными типами обществ. Ваша задача - соотнести каждую характеристику с соответствующим типом общества (традиционное, индустриальное, информационное)».

    • Проверка задания 1: (Учитель называет характеристики и задает вопросы, к какому типу общества они относятся.)

    • Задание 2: Заполните таблицу «Сравнение типов обществ»: «А теперь вам нужно заполнить таблицу «Сравнение типов обществ». В таблице будут указаны сферы жизни общества (экономика, социальная сфера, политика, духовная сфера), и вам нужно кратко описать, как они развивались в каждом типе общества». (Учитель раздает бланки таблиц и задания.)

    • Проверка задания 2: (Учитель вызывает несколько учащихся к доске)

  • (Действие учащихся):

    • Выполняют задания.

    • Активно участвуют в обсуждении.

VI. Рефлексия:

  • (Действие учителя):

    • Вопрос 1: «Что нового вы узнали на уроке?»

    • Вопрос 2: «Что было самым интересным?»

    • Вопрос 3: «Что вызвало затруднения?»

    • Вопрос 4: «Как вы оцениваете свою работу на уроке?» (Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.)

  • (Действие учащихся):

    • Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока.

    • Оценивают свою работу на уроке.

VII. Домашнее задание (2 минуты):

  • (Действие учителя):

    • Задание 1: «Прочитайте параграф учебника (указывается номер параграфа)».

    • Задание 2: «Ответьте на вопросы в конце параграфа (указываются номера вопросов)».

    • Задание 3 (по выбору): «Подготовьте сообщение об одном из изобретений, которое основано на развитии общества (по выбору)». Или «Напишите эссе на тему: «Каким я вижу общество будущего». (Учитель задает домашнее задание, но предлагает задание более высокого уровня на выбор.)

  • (Действие учащихся):

    • Записывают домашнее задание в дневник.

    • Задают вопросы по домашнему заданию.

(Звонок. Учащиеся собирают вещи и выходят из класса.)



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!