Методическая разработка урока на тему «Развитие общества»
Предмет: Обществознание
Класс: 6
Тема: Развитие общества
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Сформировать представление учащихся о развитии общества как о постепенном процессе изменений в различных формах жизни.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с понятиями «общество», «развитие», «общественный прогресс».
Раскрыть основные этапы развития общества (традиционное, индустриальное, информационное).
Выявить особенности каждого типа общества.
Развивающие:
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию.
Формировать навыки работы с текстом учебника, иллюстрациями, историческими источниками.
Развивать критическое мышление и смело высказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
Формировать понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Воспитывать уважение к истории и культуре разных народов.
Умение формировать международную позицию и уверенность в будущем.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Предметные:
Знание основных понятий «Развитие общества».
Умение различать виды обществ (традиционное, индустриальное, информационное).
Умение характеризовать особенности каждого типа общества.
Метапредметные:
Регулятивные:
Определение целей учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Оценка результатов своей деятельности и внесение корректив.
Познавательные:
Поиск и извлечение информации из различных источников (учебник, интернет, дополнительные материалы).
Анализ, сравнение, обобщение информации, формулирование выводов.
Установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
Умение слушать других и понимать, выражать свои мысли устно и письменно.
Умение работать в группе, договариваться и находить общее решение.
Умение вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
Формирование ценностного отношения к знаниям.
Развитие познавательных интересов и учебной мотивации.
Формирование уважительного отношения к другим людям.
Осознание своей роли в обществе.
Оборудование:
Учебник обществознания для 6 класса (под редакцией Л.Н. Боголюбова и др.)
Мультимедийный проектор, экран.
Презентация к уроку.
Раздаточный материал (карточки с заданиями, тексты для анализа).
Ход урока:
(Звонок прозвенел. Учащиеся входят в класс и занимают свои места.)
I. Организационный момент:
Приветствие: «Здравствуйте, ребята! (Учитель приветливо улыбается)
(Проверка ответа: «Давайте проверим, все ли готовы к уроку. На партах должны быть учебник, тетрадь, ручка и карандаш. Если чего-то не хватает, поднимите руку». (Учитель внимательно осматривает класс)
Устранение проблем: (Учитель помогает учащимся, у которых возникают проблемы с готовностью к уроку, например, выдает забытую ручку.)
Создание позитивного настроя: «Ребята, давайте улыбнемся друг другу и настроимся на активную и плодотворную работу на уроке!» (Учитель сам улыбается и пользуется этими же материалами)
(Действие учащихся):
Приветствуют учителя.
Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.
Устраняют возникшие проблемы (просят ручку, учебник у одноклассника).
II. Актуализация знаний:
Вопрос 1: «Ребята, давайте вспомним, что такое общество? Как бы вы это объяснили своими словами?» (Учитель обращается к классу в целом, а затем выбирает одного-двух учащихся для ответа.)
Выслушивание ответов и обобщение: «Спасибо за ваши ответы. Действительно, общество - это объединение людей, связь между нами в отдельности и интересами всех людей в целом». (Учитель кратко обобщает ответы учащихся)
Вопрос 2: «Хорошо. А какие сферы жизни общества вам известны? Назовите их» (Учитель ждет ответы учащихся)
Выслушивание ответов и обобщение: «Молодцы! Правильно, основные сферы жизни общества - это экономическая, социальная, политическая и духовная». (Учитель записывает сферы жизни общества на доске.)
Вопрос 3: «А теперь подумайте и приведите примеры изменений, которые произошли в нашем обществе за последнее время. Что изменилось в нашей жизни?» (Учитель предлагает учащимся мнение и приводит конкретные примеры.)
Выслушивание ответов и обобщение: «Спасибо за ваши примеры! Действительно, в нашей жизни постоянно происходят постоянные изменения, и общество не стоит на месте». (Учитель подводит итог актуализации знаний)
(Действие учащихся):
Отвечают на вопросы учителя.
Приводить изменения в обществе.
Слушают и анализируют ответы одноклассников.
III. Мотивация учебной деятельности:
Проблемный вопрос: «Ребята, представьте себе: почему некоторые общества живут так, как жили люди 100 лет назад, в то время как другие ушли далеко вперед в своем развитии? Как вы думаете, почему так происходит?» (Учитель задает проблемный вопрос, чтобы вызвать интерес к теме урока.)
Выслушивание предположений учащихся: учитель выслушивает учащихся, не оценивая их правильность или неправильность.)
Сообщение темы урока: «Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в этом вопросе. Тема нашего урока – «Развитие общества». (Учитель записывает тему урока на доске)
Определение целей урока: «Как вы думаете, что мы должны изучить и чему научиться на этом уроке? Какие цели мы можем поставить перед собой?» (Учитель предлагает учащимся сформулировать цели урока.)
Цели обсуждения: «Отлично! Таким образом, наша цель – узнать, что такое развитие общества, какие типы обществ существуют, и как они отличаются друг от друга.» (Учитель обобщает цели урока на основе предложений учащихся.)
(Действие учащихся):
Размышляют над проблемным вопросом.
Высказывают свои мнения.
Участвуют в описании целей урока.
Записывают тему урока в тетрадь.
IV. Изучение нового материала:
Введение понятий «развитие» и «общественный прогресс»:
Объяснение понятия «развитие»: «Ребята, что означает слово «развитие»? Приведите примеры». (Учитель задает вопрос и приводит примеры: рост растений, взросление человека.)
Объяснение понятия «общественный прогресс»: «Развитие общества называет общественным прогрессом. (Учитель размышлений и задает проблемный вопрос.)
Дискуссия: «Давайте обсудим этот вопрос. Может ли быть такое, что изменения в обществе приносят больше вреда, чем пользы? Приведите примеры.» (Учитель ведет короткую дискуссию, направляя учащихся к выводу о неоднозначности общественного прогресса.)
Демонстрация слайда презентации с определениями понятий. (Учитель показывает слайд с определениями понятий «развитие» и «общественный прогресс».)
Типы обществ: Традиционное общество:
Организация работы с учебником: «Откройте учебник на странице… (указывается страница) и прочитайте текст о традиционном обществе». (Учитель дает задание на самостоятельную работу с учебником.)
Контроль чтения и выявление ключевой характеристики: «Что вы узнали о традиционном обществе? (Учитель задает вопросы, чтобы проверить понимание прочитанного.)
Запись характеристик на доске (совместно с обучающимися): Учитель записывает на доске характеристики традиционного общества, предлагаемые обучающимися:
Преобладание сельского хозяйства.
Ручной труд.
Низкая производительность труда.
Сильное влияние традиций и обычаев.
Небольшая роль науки и образования.
Демонстрация слайда с иллюстрациями: (Учитель показывает слайд с иллюстрациями крестьянского быта и ремесленной мастерской.)
Вопрос к классу: «Какие традиции традиционных обществ можно назвать? (Учитель предлагает учащимся привести примеры.)
(Действие учащихся):
Читают текст в учебнике.
Отвечают на вопросы учителя.
Предлагают характеристики традиционного общества.
Записывают характеристики в тетрадь.
Приводят примеры традиционных обществ.
Типы обществ: Промышленное общество:
Объяснение понятия «индустриальное общество»: «Следующий этап развития общества – индустриальное общество. (Учитель объясняет, используя презентацию.)
Характеристики индустриального общества: Учитель записывает на доске характеристики индустриального общества:
Развитие промышленности и машинного производства.
Рост городов.
Повышение уровня жизни.
Появление классов (буржуазия и пролетариат).
Развитие науки и образования.
Рост роли государства.
Демонстрация слайда с иллюстрациями: (Учитель показывает слайд с иллюстрациями фабрик и городской жизни.)
Вопрос к классу: «Какие последствия привели к индустриализации общества? Были ли только положительные последствия, или были и отрицательные?» (Учитель задает проблемный вопрос, чтобы активизировать мышление учащихся.)
(Действие учащихся):
Слушают объяснение учителя.
Записывают характеристики индустриального общества в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя.
Участвуют в обсуждении последствий индустриализации.
Типы сообществ: Информационное общество:
Организация работы с учебником: «Откройте учебник на странице… (указывается страница) и прочитайте текст об информационном обществе». (Учитель дает задание на самостоятельную работу с учебником.)
Контроль чтения и выявление ключевой характеристики: «Что вы узнали об информационном обществе? (Учитель задает вопросы, чтобы проверить понимание прочитанного.)
Запись характеристик на доске (совместно с обучающимися): Учитель записывает на доске характеристики информационного общества, предлагаемые обучающимися:
Преобладание информации и знаний.
Развитие компьютерных технологий и коммуникаций.
Глобализация.
Роль образования и науки велика.
Изменение характера труда.
Демонстрация слайда с иллюстрациями: (Учитель показывает слайд с иллюстрациями компьютера, интернета и научного центра.)
Вопрос к классу: «В каком обществе мы живем сегодня? Какие черты информационного общества вы видите в своей жизни?» (Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос и привести пример.)
(Действие учащихся):
Читают текст в учебнике.
Отвечают на вопросы учителя.
Предлагают характеристики информационного общества.
Записывают характеристики в тетрадь.
Приводят примеры черт информационного общества в своей жизни.
V. Первичное закрепление материала:
(Действие учителя):
Задание 1: Соотнести характеристики с типом общества: «У вас на партах есть карточки с разными типами обществ. Ваша задача - соотнести каждую характеристику с соответствующим типом общества (традиционное, индустриальное, информационное)».
Проверка задания 1: (Учитель называет характеристики и задает вопросы, к какому типу общества они относятся.)
Задание 2: Заполните таблицу «Сравнение типов обществ»: «А теперь вам нужно заполнить таблицу «Сравнение типов обществ». В таблице будут указаны сферы жизни общества (экономика, социальная сфера, политика, духовная сфера), и вам нужно кратко описать, как они развивались в каждом типе общества». (Учитель раздает бланки таблиц и задания.)
Проверка задания 2: (Учитель вызывает несколько учащихся к доске)
(Действие учащихся):
VI. Рефлексия:
(Действие учителя):
Вопрос 1: «Что нового вы узнали на уроке?»
Вопрос 2: «Что было самым интересным?»
Вопрос 3: «Что вызвало затруднения?»
Вопрос 4: «Как вы оцениваете свою работу на уроке?» (Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.)
(Действие учащихся):
Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока.
Оценивают свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание (2 минуты):
(Действие учителя):
Задание 1: «Прочитайте параграф учебника (указывается номер параграфа)».
Задание 2: «Ответьте на вопросы в конце параграфа (указываются номера вопросов)».
Задание 3 (по выбору): «Подготовьте сообщение об одном из изобретений, которое основано на развитии общества (по выбору)». Или «Напишите эссе на тему: «Каким я вижу общество будущего». (Учитель задает домашнее задание, но предлагает задание более высокого уровня на выбор.)
(Действие учащихся):
Записывают домашнее задание в дневник.
Задают вопросы по домашнему заданию.
(Звонок. Учащиеся собирают вещи и выходят из класса.)
9