8 класс обществознание Дата____________________
Урок №5
Тема «Развитие общества»
Задачи урока:
1.Обобщить и систематизировать знания обучающихся о развитии общества и его современном состоянии.
2.Раскрыть различные взгляды на процесс общественного развития, охарактеризовать формы общественных преобразований, выявить важнейшие процессы развития современного общества, обобщить и расширить имеющуюся у обучающихся информацию о глобальных проблемах современного общества.
3.Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике глобальных проблем
4.Создать условия для развития УУД: ориентация в социальных ролях и процессах, связанных с функционированием общества; умение находить в различных источниках и применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей; умение сотрудничать с различными людьми и социальными группами.
Планируемые результаты урока:
Личностные УУД:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
-
сформированность их самомотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
-
способность ставить цели и строить жизненные планы.
-
уважения к истории Родины;
Регулятивные УУД:
-
способность определять цели своей деятельности,
-
планировать работу, в случае необходимости корректировать ее и оценивать.
-
Коммуникативные УУД:
-
умение слушать и вступать в диалог,
-
участвовать в коллективном обсуждении проблем,
-
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Познавательные УУД:
-
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
-
структурирование знаний;
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Предметные:
-
активизировать необходимые знания учащихся по теме исторический процесс, формы социальной динамики;
-
показать альтернативы развития России, открывавшиеся перед ней в определенные исторические моменты;
-
проверка знаний и умений, учащихся, для подготовки к новой теме.
Метапредметные :
-поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
-определения и объяснения понятий,
- способствовать развитию коммуникативной культуры.
Личностные :
-уважения к мнению других людей;
-доброжелательного отношения к одноклассникам;
-умение оценивать деятельность исторических личностей через призму гражданственности, политической необходимости.
Тип и вид урока: комбинированный
Основное содержание темы. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Основные понятия: Общество, развитие, законы общественного развития, пути и формы развития: эволюция, социальная революция, реформа.
Образовательные ресурсы: учебник, презентация
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний обучающихся: тест, оценивание.
3.Мотивационно-целевой этап:
Для начала я вас попрошу представить такую ситуацию: вы получили наследство- это дедушкин дом, он старый. По условиям завещания вы не можете его продать или подарить.
Ваши варианты действий? Что вы будете с ним делать? (мозговой штурм)
Варианты ответов группирует, обобщает и подводит их к двум вариантам: перестроить или разобрать (разрушить), чтоб на этом месте построить новый.
Итак, иногда перед общественным развитием встаёт такая же дилемма - выбора путей развития. О каком выборе идёт речь? Если сложно можно подобрать слова синонимы к словам перестроить и разрушить
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы (5 минут):
-Тема нашего урока: Развитие общества: реформы или революция?
Вопрос: где вы с этими понятиями уже знакомились и что вы уже знаете?
Да действительно из кура Всеобщей истории и истории России мы видим, что в своём общественном развитии не раз встаёт проблема выбора одного из форм общественного развития, но прежде чем делать выбор. Что необходимо знать, как вы думаете?
Конечно, необходимо определить: особенности этих двух путей развития их последствия, положительные и отрицательные стороны.
План изучение нового материала:
1) Изменчивость и стабильность.
2) Реформы и реформаторы.
3)Развитие человечества в XXI в.
4) Глобальные проблемы человечества.
5)Российское общество сегодня.
Пункт1. Изменчивость: вспоминаем стадии развития общества.
Дополнительно: о разных подходах:
1) Изменчивость и стабильность.
Социологи выявили некоторые закономерности общественного развития. Давайте назовем некоторые. Оформляем таблицу.
Закон развития | Как проявляется |
1.Закон ускорения развития общества | 1.Первобытно-общинный строй: 40 тыс. лет до н.э. – 4 тыс. до н.э., древний мир – конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э., средние века – 12 веков, Новое время – сер.17 в.- нач.20 в.) Новое время – сер.17- сер. |
2.Закон неравномерного развития общества | Даже в современных обществах, в том числе и в России, есть районы, где сохраняется традиционный (доиндустриальный) уклад жизни. |
3.Общество развивается по пути прогресса | От состояния дикости к вершинам цивилизации |
Пути изменений:
Прогресс - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.
Регресс - процесс, характеризующийся отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.
Давайте вспомним, какие стадии прошло общество в своем развитии?
Первая ступень – традиционное общество. Основой экономики на этой ступени развития является земледелие и скотоводство, хозяйство имеет преимущественно натуральный характер. Темпы технического прогресса замедленны: орудия труда и способы производства передаются из поколения в поколение. Для традиционных обществ характерно деление людей на замкнутые группы с отличающимися правами и обязанностями – сословия, касты. Принадлежность к этим группам чаще всего определялась фактом рождения, и перейти в другую группу было очень сложно, а иногда и невозможно. Большую роль в духовной жизни такого общества играла религия.
Переход на следующую ступень развития – индустриальное общество – был связан с постепенным превращением промышленности в главную отрасль экономики. Увеличение производства товаров было невозможно без коренных изменений в технике и технологиях. Происходит промышленный переворот, то есть переход от ручного труда к машинному. Технический прогресс меняет роль науки в обществе. Именно она становится ядром культуры, определяет мировоззрение людей. В обществе сохраняется социальное неравенство, но оно все меньше и меньше определяется фактом рождения. Опираясь на свои способности, упорство, трудолюбие, люди могут значительно повысить свой социальный статус. Утверждается принцип формального равенства людей, то есть равенства перед законом.
На третью ступень развития – постиндустриальное (то есть, послеиндустриальное) общество высокоразвитые страны начали переходить во второй половине прошлого века. Резко возросла ценность и роль знания, информации. Новые технологии позволяют значительно сократить потребление сырья и энергии, не снижая уровень производства. Внедрение новейшей техники, автоматизированных систем, роботов приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Зато значительно увеличивается сфера услуг. В развитых странах в ней занято большинство трудоспособного населения. Новые требования предъявляются к работникам: уровню их образования, квалификации, готовности постоянно учиться и творчески подходить к решению поставленных задач.
По признаку глубины и скорости изменений социологи выделяют такие формы изменений, как
Форма изменений | Характеристика |
1.Эволюция | Постепенность всех изменений; опора на традиции, преемственность |
2.Социальная революция | Полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающий основы общественного строя. Резкий скачок, коренное преобразование. |
3.Реформы | Частичное усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, постепенное преобразование, не затрагивающее основ общественного строя. |
Итак,
Эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.
Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.
Эволюционное развитие происходит через реформы.
Пункт 2
-Итак, революция или эволюция? Что эффективнее, что более мягко происходит? Почему случаются революции? Всегда ли результаты отвечают целям? (называют революции) – отвечают, стр.28, 3,4 абз.
Результат революции: нередко революционные действия и политика новых властей усиливают трудности, уже существовавшие в обществе, утверждают диктатуры, превосходящие по жестокости прежние режимы (якобинская диктатура, фашистские режимы)
Результат реформ: часто на первом этапе реформы приводят не к улучшению условий жизни, а к ухудшению. Почему? – стр.30, 3 абз.
Революции | Реформы |
Кратковременные или долговременные | Прогрессивные или регрессивные |
Начинается «снизу» от народа, массовость участников | Начинаются «сверху», от правительства, круг ограничен |
Насильственные методы, применяется оружие, есть жертвы | Мирные методы, путем законов |
Кардинальные изменения, смена власти | Касается отдельных сторон жизни общества |
Быстрота событий | Постепенный медленный путь |
Хаос, стихийность, неконтролируемость | Контролируемый властью |
Преобразования всех сфер жизни общества | |
Вывод: Какой способ развития – реформы или революция – предпочтительнее для общества? Реформы, как правило, проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот гордиев узел может только революция.
Пункт 3. Развитие человечества в XXI в.
Развитие человечества в 21 веке связано с глобализацией.
Задание: прочитать статью 3-ю и выполнить задание:
Глобализация – стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов.
Информационная революция – преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Революционные изменения средств коммуникации (НТР, Интернет, телевидение, компьютеризация).
Экономическая глобализация | Объединение национальных компаний в ТНК, которые контролируют объем производства в разных отраслях экономики |
Культурная глобализация | Сближение культур на основе западных ценностей |
Политическая глобализация | Создание международных политических организаций, которые оказывают влияние на мировую политику |
Задание: выписать положительные и отрицательные последствия глобализации, стр.31(проверка задания)
Положительные:
Глобализация ведет к формированию единого экономического и информационного пространства, открывает возможности беспрепятственного перемещения людей, товаров, капиталов, информации; облегчает взаимопонимание между жителями планеты. «Мир без границ» - об этом можно только мечтать! Через средства коммуникации можно приобщиться к лучшим образцам искусства. Но, к сожалению, у каждой медали есть своя оборотная сторона.
Отрицательные:
От глобализации выигрывают экономически развитые страны и международные корпорации. Именно они владеют новейшими производственными и информационными технологиями. Проигрывают менее развитые страны, не готовые к успешному участию в «мировой экономической гонке». Те же средства коммуникации доставляют нам сомнительные «культурные» продукты в лице массовой культуры, рекламы.
Пример:
-В результате развитые страны Запада с менее чем 15 % населения Земли реально обладают 70 % мировых ресурсов, производства и потребления.
- В 1970-е гг. в мире насчитывалась 31 страна, в которых потребление в расчете на душу населения не росло, а снижалось, в 1990-е гг. таких стран уже было 48. То есть бедные не догоняют богатых, а еще больше отстают от них. Эту ситуацию принято называть проблемой разрыва в уровне развития «Севера» и «Юга».
-Разрыв в условиях жизни населения породил массовую миграцию. Отношения с мигрантами часто складываются напряженно и даже враждебно, что приводит к многочисленным социальным конфликтам.
К негативным (отрицательным) последствиям глобализации можно отнести и угрозу для сохранения самобытности национальных культур.
Пункт 4. Глобальные проблемы человечества (словарь)
Глобальные проблемы человечества - проблемы природного и социального характера, которые влияют на развитие и сохранение человеческой цивилизации.
Учитель: Единство нашего мира люди начали осознавать задолго до начала процесса глобализации. Тогда, когда обнаружили проблемы, общие для всего человечества, которые можно решить, лишь объединив усилия разных стран. Вы, вероятно, уже знаете, что такие проблемы называют глобальными. Впервые о глобальных проблемах начали говорить в середине 20 века, когда увеличение запасов ядерного оружия стало угрожать всей цивилизации Земли. Сейчас в науке все глобальные проблемы принято делить на три группы.
К первой относятся проблемы во взаимоотношениях между странами, народами, социальными группами: предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости, конфликтов между развитыми и развивающимися странами, а также внутри стран.
Вторая группа – проблемы во взаимоотношениях человека и общества, в развитии культуры: демографическая, информационная, проблема неграмотности и недоступности образования, предотвращение опасных болезней. Сюда же можно отнести расшатывание нравственных ценностей, культурных устоев общества.
И, наконец, третья группа – проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Истощающиеся запасы сырья, нехватка продовольствия и, как следствие, массовый голод, экологическая проблема.
Задание: выписать глобальные проблемы человечества, стр.32:
1.Угроза термоядерной войны.
2.Разрушение природной среды обитания человечества.
3.Разрыв между богатым «Севером» и бедным «Югом» («Север» - «Юг»).
4.Угроза терроризма.
5.Проблема народонаселения.
6.Экологические проблемы.
Дополнительно!
Экологические угрозы могут возникать в результате двух причин. Во-первых, их могут вызвать природные процессы: ураганы, извержения вулканов, цунами, действие космических законов. В конце концов, наступление ледника и вымирание динозавров произошло задолго до появления человеческого общества. Но расточительная хозяйственная деятельность людей, нерациональное природопользование значительно ухудшают среду обитания. Примеры экологических катастроф, связанных с деятельностью человека, известны с древних времен.
С античных времен до нас дошла поговорка: "Козлы съели Грецию". Козловодство уничтожило древесную растительность, копыта коз вытоптали почву.
На острове Пасха (Рапануи) в Тихом океане загадочно возникла и умерла одна из интереснейших культур древнего мира. Богатый растительным и животным миром остров смог стать домом высокоразвитой культуры. Жители Пасхи умели писать, совершали многодневные плавания. Но в какой-то момент (вероятно около 1000 г.н.э.) на острове началось массовое производство огромных каменных истуканов, возможно олицетворявших племенных вождей. В ходе строительства статуй (весом до 85 тонн) и доставки их на место стоянки леса острова были сведены на нет. Отсутствие древесины препятствовало строительству фигур и производству орудий труда. Резко сократились связи острова Рапануи с другими островами Тихого океана, население обнищало, общество деградировало.
Но древние катастрофы носили, так сказать, локальный характер. Сейчас же речь идет о планетарной угрозе.
Какие же экологические проблемы существуют в настоящее время?
Задание: выписать экологические проблемы (дом.зад.)
1.Глобальное потепление климата, что грозит поднятием уровня Мирового океана и затоплением многих островных государств и большей части таких городов, как Санкт-Петербург, Амстердам, Шанхай, Новый Орлеан и других.
2.Изменение состава атмосферы, увеличение доли углекислого, угарного, сернистого газов вызывает кислотные дожди и «парниковый эффект», то есть перегрев нашей планеты из-за повышения температуры в нижних слоях атмосферы.
3.Загрязнение воды, почвы, воздуха, вырубка лесов ухудшают условия для всего живого, в том числе и самого человека.
4.Сокращается биологическое разнообразие флоры и фауны. В настоящее время под угрозой исчезновения находится до 10% видов растений, около 1000 видов крупных животных и огромное число мелких.
Современный научно-технический прогресс достиг такого уровня, что позволяет найти способы решения многих из существующих проблем. Ученые всерьёз работают даже над проектами предотвращения столкновения Земли с астероидом. Но предотвратить глобальные угрозы можно лишь в том случае, если каждый человек и каждое государство будет готово ограничить свои растущие потребности ради общего будущего.
А каким оно будет?
Недавно был опубликован один из сценариев возможного будущего. Мнения ученых были собраны и обработаны в рамках проекта TechCast.
В 2010 – 2020 гг. будут интенсивно развиваться и удешевляться информационные технологии. В 2020 – 2030 гг. ожидается широкое распространение альтернативной энергетики, биотехнологий, прорыв в фармацевтике. В 2030 – 2040 гг. произойдет колонизация ближайшего космоса. В 2040 – 2050 гг. – политическое объединение государств планеты, создание мирового правительства.
У вас есть все шансы проверить, насколько сбудутся эти прогнозы.
IV.Закрепление.
Рефлексия. Были ли затруднения при выполнении заданий на занятии?
Дом.зад.: пар.4, вопр. на стр.33, подготовиться к сам.работе. Выписать экологические проблемы.
Приложение к уроку
Технологическая карта для обучающихся, §4
1.Закономерности общественного развития
Закон развития | Как проявляется |
1.Закон ускорения развития общества | 1.Первобытно-общинный строй: 40 тыс. лет до н.э. – 4 тыс. до н.э., древний мир – конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э., средние века – 12 веков, Новое время – сер.17 в.- нач.20 в |
2.Закон неравномерного развития общества | Даже в современных обществах, в том числе и в России, есть районы, где сохраняется традиционный (доиндустриальный) уклад жизни. |
3.Общество развивается по пути прогресса | От состояния дикости к вершинам цивилизации |
Пути изменений: Прогресс - Регресс -
2. Формы общественных изменений, 27-29
Форма изменений | Характеристика |
1.Эволюция | |
2.Социальная революция | |
3.Реформы | |
3.Сравнительная характеристика
Революции | Реформы |
Кратковременные или долговременные | Прогрессивные или регрессивные |
Начинается «снизу» от народа, массовость участников | Начинаются «сверху», от правительства, круг ограничен |
Насильственные методы, применяется оружие, есть жертвы | Мирные методы, путем законов |
Кардинальные изменения, смена власти | Касается отдельных сторон жизни общества |
Быстрота событий | Постепенный медленный путь |
Хаос, стихийность, неконтролируемость | Контролируемый властью |
Преобразования всех сфер жизни общества | |
Глобализация – Информационная революция –
Виды глобализации | Примеры |
Экономическая глобализация | |
Культурная глобализация | |
Политическая глобализация | |
4.Выписать положительные и отрицательные последствия глобализации
Положительные:
Отрицательные:
5.Глобальные проблемы человечества -
Выписать глобальные проблемы человечества (стр.32)
Тест по теме «Развитие общества»
1. Преобладание промышленного производства характеризует:
1) индустриальное общество 2) аграрное общество 3) традиционное общество 4) постиндустриальное общество
2.К какой сфере жизни общества относятся государственная власть, деятельность политических партий? 1) экономической 2) духовной 3) политической 4) социальной
3.Какая из сфер общества включает в себя слои и классы, национальные отношения?
1)экономическая 2) духовная 3) социальная 4) политическая
4. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «духовная сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием:
1.наука 2.производство 3. искусство 4.религия 5.нравственность
5. Верны ли суждения о социальных нормах:
а) соблюдение всех социальных норм контролируется государством;
б) применять санкции к нарушителям социальных норм может только государство?
1) верно только а 2) верны оба суждения 3) верно только б 4) оба суждения неверны
6. Что из перечисленного характеризует традиционное общество? 1.высокий уровень развития техники 2.преобладание городского населения 3.господство натурального хозяйства 4.преобладание сферы услуг
Ключ
1(1); 2(3); 3(3); 4(2); 5 (3); 6(3)
Работа с текстом «Россия – часть глобального мира»
Для нее характерны общемировые процессы и явления – ускорение темпов социального развития, информационная революция, наличие глобальных проблем. Вместе с тем, российское общество складывалось под влиянием особых природно-географических, исторических, культурных факторов, о чем вы уже знаете из курсов истории и географии. Своеобразие сочетания этих факторов отражается в структуре нашего общества (демографической, профессиональной, национально-этнической).
По подсчетам Федеральной службы государственной статистики, постоянное население Российской Федерации на сегодняшний день составляет 146,9 млн человек. Численность населения растет, во-первых, благодаря естественному приросту, то есть превышению рождаемости над смертностью; во-вторых, вследствие миграций – территориальных перемещений населения.
Факты. Россия – самая большая страна в мире. Большая часть россиян проживает в городах (109,3 млн и 37,6 млн соответственно). Территория России заселена неравномерно, плотность населения значительно выше в европейской части страны. Наиболее заселенные субъекты Федерации – это Москва, Московская область, Краснодарский край. Женщин в России больше, чем мужчин (54%). В нашей стране проживают представители 193 народов.
Современное российское государство – Российская Федерация – появилось на политической карте мира в 1991 году после распада СССР. В новой России в условиях утверждения рыночной экономики общество изменялось быстрыми темпами. Социологи и журналисты иногда называли эти перемены тектоническими, приравнивая их по масштабам к изменениям земной коры – землетрясениям, извержениям вулканов и появлению новых материков. Какие же новые группы появились в социальной структуре? Прежде всего это предприниматели – представители мелкого, среднего и крупного бизнеса, связанные с рыночной экономикой. В сельскохозяйственной сфере на смену колхозникам пришли фермеры. В производственной, коммерческой, юридической сферах появилось множество новых профессий. Например, логистик (организатор перевозок различных грузов), маркетолог (специалист по рынкам), аналитик фондового рынка (рынка ценных бумаг), online-продавец (специалист в сфере интернет-торговли) и др.
Российское общество включает в себя множество социальных групп и общностей. Его можно назвать переходным, поскольку оно находится в развитии, движении к постиндустриальному этапу. В каждой сфере жизни общества существуют проблемы, которые россиянам предстоит решать. Знакомясь с основными сферами общественной жизни, вы уже узнали о некоторых из этих проблем.
Наше общество неоднородно.
Вместе с тем показательны результаты социологических исследований по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), «среди различных сторон жизни для россиян наиболее значимыми остаются здоровье, отношения в семье и безопасность».
Последние годы актуальными становятся вопросы социальной инфраструктуры и состояние экологии.
Перед нашим обществом стоит немало сложных задач в различных областях жизни. Успехи в продвижении вперед во многом определяются усилиями каждого из нас.
Задание: прочитать текст и ответит на вопросы:
1.Какие глобальные процессы и явления характерны для современной России?
2.Какие факторы отражаются в структуре российского общества?
3.В чем проявляются демографические перекосы народонаселения?
4.Почему социологи перемены в стране после распада СССР называют тектоническими?
5.Как изменилась социальная структура общества?
6.Какие новые профессии в разных сферах общества появились в к.20-н.21 века в России?
7.Почему российское общество называют переходным?
8.Какие стороны жизни наиболее важны для россиян и почему?
9.Что такое социальная инфраструктура и в чем ее актуальность для современной России?
10.Что зависит лично от тебя, по твоему мнению, чтобы жизнь становилась лучше?
Сравнительная характеристика типов общества
Признаки | Традиционное (аграрное)общество | Индустриальное | Постиндустриальное |
Общая характеристика | Аграрное общество – это общество, характеризующееся преобладанием сельскохозяйственного производства | Индустриальное общество - это общество, для которого характерно создание крупной, технически развитой промышленности, организация массового производства промышленной продукции | Постиндустриальное общество - общество, для которого характерно преобразование всех сфер жизни на основе информационных технологий, в котором приоритетное развитие имеет сфера услуг. |
Способ хозяйствования | Натуральное хозяйство | Товарное производство | Развитие сферы услуг |
Преобладающая сфера экономики | Аграрное производство | Промышленное производство | Производство информации |
Главный способ труда | Ручной труд | Механизация и автоматизация производства и управления | Компьютеризация |
Главные институты | Церковь и армия | Корпорации | Университеты |
Ведущие социальные слои | Священники и феодалы | Бизнесмены | Учёные и менеджеры |
11