МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»
Урок обществознания в 11 классе.
Тема: «Счастье, удовольствие, гедонизм»
Подготовил учитель
высшей квалификационной категории
Полозов Валентин Зиновьевич
Самоанализ урока.
Урок обществознания в 11 классе
Это очередная тема в разделе «Культура и духовная жизнь». До этого мы рассматривали темы «Нравственные чувства и моральное поведение», «Нравственные категории и добродетели». Затем у нас пойдет тема «Справедливость и равенство». Т.е. мы планомерно работаем по модулю «Духовная сфера». Тем не менее, уроку придаю особое значение. Нравственная категория счастья – очень важная в ряду других нравственных категорий. Она составляет основу этики.
Данный класс работоспособный. Большинство ребят (15 человек) выбрали обществознание в качестве итогового экзамена. Есть группа учащихся, которая целенаправленно, планомерно ведет подготовку к ЕГЭ ( …..). Стабильно занимаются по предмету …..., но они не сдают ЕГЭ по обществознанию. Есть недавно определившиеся с экзаменом. Есть группа риска (……………), которые …
Конечно, при подготовке открытого урока опирался на сильных ребят. Они составили так называемую «аналитическую группу» (анализ текстов, экспресс-опрос одноклассников по теме урока, делали обобщение, выводы. А так же писание эссе. Другую часть ребят, менее подготовленную, привлек к подбору дополнительного материала к уроку: они привлекались к составлению слайдов, поиску стихов, пословиц и поговорок о счастье). Тестированием были охвачены все.
Цели урока:
Познавательная – познакомить учащихся с сущностью основных нравственных категорий темы
Практическая – продолжить работу по формированию умения аргументировать свой выбор, оперировать фактами на основе синтеза и анализа.
Общепредметная – развивать коммуникативную компетенцию.
Воспитательная – воспитывать духовность, сознательное стремление к самосовершенствованию.
Задача: подготовка к ЕГЭ.
Тип урока: комбинированный.
Поставленные цели и задачи достигнуты.
Отбор содержания, форм и методов обучения проведен в соответствии с целью урока.
Изучение нового материала построил с помощью исследовательского, поискового и проблемного методов обучения.
Ребята провели экспресс-опрос, сделали презентацию, подборку стихов, пословиц и поговорок о счастье. Попробовали сами дать определение этой нравственной категории. Главным этапом урока была самостоятельная работа с текстами Д.С.Лихачева и учебника. Учащиеся прочитали тексты и ответили на предложенные и вопросы. На основе проделанной работы и полученных представлений о нравственных категориях «счастье», «удовольствие» и «гедонизм», дали определение этим понятиям. Учащиеся, на мой взгляд, усвоили материал, т.к. не только сумели ответить на вопросы, но и участвовали в дискуссии, высказывали свое мнение.
Время на этапах урока было распределено рационально, связки между этапами были логичны. Все работало на главный результат. Немного не хватило времени на этапе закрепления. Планировал провести разбор двух эссе, приготовленных разными группами учащихся. Но затянуло время тестирование и устные ответы учащихся (не всегда они умеют излагать мысли быстро и четко).
Дидактический материал и ТСО подобраны в соответствии с целями урока. Слайды и музыка помогли эмоциональному настроению урока.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся проходил на двух этапах урока: актуализация знаний по теме «Нравственные категории и добродетели» - тестирование. И при изучении, закреплении нового материала – оценка ответов на вопросы, участие в дискуссии, анализ ессее.
Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательная, спокойная, работоспособная. Общение учащихся и учителя корректное, деловое, основанные на уважение и взаимопонимании.
Урок поставленных целей достиг. В основном удалось реализовать все задуманное. Пришлось сократить некоторые вопросы по теме нового материала, которые раннее были запланированы. Существенно на ход урока это не повлияло.
На бедующее в своей деятельности обратить внимание на четкое распределение времени на этапах урока, приучать ребят к конкретным, точным ответам на вопрос.
Тема урока: «Счастье, удовольствие, гедонизм»
Цели урока:
познавательная: познакомить учащихся с сущностью основных нравственных категорий темы;
практическая: продолжить работу по формированию умения аргументировать свой выбор, оперировать фактами на основе их синтеза и анализа;
общепредметная: продолжить развитие коммуникативной компетенции учащихся;
воспитательная: воспитывать духовность, сознательное стремление к самосовершенствованию.
Задача урока: подготовка к ЕГЭ
Учебное оборудование:
выставка книг, словари, карточки – задания с текстами Д.С.Лихачёва, раздаточный материал (вопросы к текстам, требования к эссе), компьютер, презентация.
Оформление доски: тема урока, эпиграф, домашнее задание.
Кто входит в дом счастья
через дверь удовольствий, тот
обыкновенно выходит через
дверь страданий.
Б. Паскаль
Тип урока: комбинированный
Формы организации познавательной деятельности:
Методы обучения:
по источнику приобретённых знаний:
словесный
практический
наглядный
по уровню познавательной активности:
поисковый
проблемный
исследовательский
Структура урока.
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний по теме «Нравственные категории и добродетели»
III.Изучение нового материала:
1.Беседа.
2. Работа с обучающими текстами.
3.Самостоятельная работа с учебником.
IV.Закрепление изученного материала.
1.Чтение и анализ эссе (по группам)
V.Домашнее задание.
VI.Рефлексия и итог урока.
VII.Релаксация.
Межпредметные связи: литература, музыка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель нашего урока познакомиться с нравственными категориями «счастье», «удовольствие», «гедонизм»; учиться аргументировано, логично и последовательно излагать свои мысли. Задуматься над тем, что для каждого из нас значат эти нравственные понятия.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нравственные категории и добродетели».
На пошлом уроке мы отметили, что нравственный мир человека – это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями. - Назовите эти моральные категории. (Добро и зло, добродетель и порок, стыд, свобода, милосердие).
На дом вам было дано задание объяснить выражение: «Разрушение личности…»Как понять это высказывание? Что может быть причиной разрушения личности?
Тестирование по теме «Социальные нормы».
Инструктаж по выполнению теста: время на работу 5 минут. 1 вариант выполняет чётные задания, 2 – нечётные, последнее задание выполняют все. После окончания работы взаимопроверка. Ответы и критерии оценивания вынесены на экран.
III. Изучение нового материала.
1. Беседа. Что такое счастье.
Сегодня мы обратим внимание на другие нравственные категории: счастье, удовольствие, гедонизм. Некоторые учёные полагают, что наука о морали исторически возникла из рассуждений о том, в чём заключается счастье человека и как можно его достигнуть.
Знаете ли вы, что слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей , и хлеб делили на части. Новорождённому, который, конечно, пока ещё пил только молоко, тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живёт « с частью» жизненных благ. Отсюда произошло слово «счастье».
Выполняя домашнее задание, группа ребят провела небольшой экспресс –опрос своих близких и одноклассников. Респондентам было предложено закончить фразу: «Счастье – это…». Посмотрим, что у них получилось(ответы учащихся).
А как вы думаете, что такое счастье?
Другая группа получила задание подобрать стихи о счастье.
(Чтение стихов о счастье, подобранных учащимися (Эдуард Асадов «Что такое счастье», Вероника Тушнова « Сто часов счастья»).
Третья группа должна была выяснить, как трактует «счастье» народная мудрость, о чём говорят пословицы и поговорки (ответы учащихся).
У нас приготовлена небольшая презентация о счастье (просмотр слайдов).
Вот видите, сколько разных представлений о счастье вы дали.
Да, счастье бывает разное: материнское, семейное, счастье творчества, счастье в труде, счастье боевое…
В разные эпохи философы и писатели понимали счастье по – разному, поэтому и книг о счастье написано очень много (обратиться к выставке книг).
2.Работа с обучающими текстами
Обратимся к текстам академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В своих книгах «Раздумья» и «Письма о добром и прекрасном» он рассуждает о многих важных философских вопросах : о добре и зле, о смысле и ценности жизни, о счастье. Вам непременно надо почитать эти книги. Они полезны для души, кроме того они помогу вам в написании эссе по обществознанию и русскому языку на Едином Государственном Экзамене.
-А теперь попробуем дать определение счастья (ответы учащихся, определение учителя)
Итак. Счастье – нравственное удовлетворение от сознания правильности основной жизненной линии повндения.
Секрет счастья – в умении доставить и людям, и себе радость, в умении организовать свою жизнь так, чтобы с наибольшей полнотой выявить свои творческие способности.
Источник счастья в полноте проявления физических и духовных сил человека. Счастье многогранно. Главный стержень человеческого счастья – творчество в любой области: в труде умственном и физическом. В творениях человек проявляет свою индивидуальность, часть его Я вливается в море общей культуры.
Удовольствие и гедонизм.
- Счастье и удовольствие – взаимосвязанные состояния человеческой души. Но относится ли удовольствие к разряду добродетелей и моральных норм, как счастье?
«Счастье – это всегда участье в человеческих добрых делах».
А удовольствие? Смотрим определение в учебнике на странице 121.
.
3.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 121 – 125 – чтение с выбором информации).
В чём состоит сущность понятий «удовольствие», «гедонизм»?
Каковы этические принципы гедонизма?
Каковы формы проявления гедонизма?
Как можно охарактеризовать поведение гедониста?
Быть гедонистом хорошо или плохо? (элемент дискуссии)
Состояние удовлетворённости является идеальным для организма и человеку следует делать всё для достижения такого состояния.
Разумным гедонизм является тогда, когда он подчиняется этическому требованию: стремясь к осуществлению своих желаний, не допускай произвола и уважай право других на наслаждение.
Разумный гедонизм может быть не только терпим, но и поощряем обществом, если он превращается в двигатель творчества, искусства, науки. Учёный и художник, любой человек должны получать от своей деятельности максимальное удовольствие, удовлетворение, иначе у них не будет стимула трудиться.
IV. Закрепление изученного материала.
Сегодня мы разобрали такие привычные для нас и в то же время непростые философские понятия: счастье, удовольствие, гедонизм.
Мы уже говорили о том, что эти вопросы могут быть в ЕГЭ в части С как по обществознанию, так и по русскому языку.
Двум группам было дано задание написать эссе:
« Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий» (Блез Паскаль).
Эти слова вынесены эпиграфом к нашему уроку.
V. Домашнее задание.
Тем, кто сдаёт ЕГЭ по обществознанию, написать эссе: «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть; и никогда не сижу, если имею возможность лежать» (Генри Форд).
Какую нравственную категорию выражают эти слова?
При выполнении задания пользуйтесь памяткой «Как писать сочинение в жанре эссе». Всем: параграф 15, вопросы 5 и 8 (стр. 126).
VI. Рефлексия и итог урока.
Сегодня мы продуктивно поработали на уроке. Познакомились с понятиями «счастье», «удовольствие», «гедонизм». Они также входят в нравственные категории, которые мы изучали раньше.
За эссе
За работу с текстом Д.С.Лихачёва
За работу с текстом учебника
За активную работу на уроке
Ребята, оценки за тесты я выставлю в журнал после того, как просмотрю их.
VII. Релаксация .
А в конце нашего занятия хочу предложить вам необычный рецепт счастья: «Возьмите Чашу терпения, влейте в ваше сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».
Будьте счастливы, творите добро и получайте от жизни удовольствие.