СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Семья и семейные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обществознания в 5 классе "Семья и семейные отношения" к учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Семья и семейные отношения"»

Семья и семейные отношения

Этап

урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

момент

2 минуты

Приветствие учащихся, мотивация к работе на уроке.

Проверка присутствия, внешнего вида, необходимых принадлежностей


Приветствуют учителя, садятся на места. Дежурный называет отсутствующих.

Проверяют наличие принадлежностей.

Актуализация имеющихся знаний, переход к новой теме

14 минут

Актуализация знаний по теме «Семья»

Сегодня на уроке нам предстоит продолжать изучение прошлой темы

Но для начала выполним задание. На доске графически представлена семья, рядом с каждой стрелкой указано ее назначение. Вам нужно, работая в парах, устно составить рассказ «Зачем нужна семья». (слайд 1)



Учитель с места проверяет составленный рассказ, спрашивает двух учеников. Остальные ученики наблюдают.


Какой же можно сделать вывод?



Действительно, семья – самое главное в жизни человека, самое дорогое, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства

Как вы думаете, заинтересовано ли государство в укреплении семейных отношений?


Используя свои знания и опыт, подумайте какую помощь семье оказывает государство?

Перед вами на доске представлена схема, где указано слово «государство», от которого идут шесть стрелочек-шесть видов помощи, которые вы должны назвать. (слайд 2)



Давайте посмотрим на доску, что мы не назвали?(слайд 3)

Итак, государство помогает семье, но оно что-то требует взамен от родителей? Что должны делать родители?




Учащиеся обсуждают в парах, зачем нужна семья и устно составляют рассказ.

На основании актуализированных знаний учащиеся предполагают:

  • Семья нужна для воспитания нового поколения

  • Семья нужна для получения и отдачи любви, тепла и ласка

  • Семья нужна для рождения детей



Два ученика отвечают по очереди.





Ученики отвечают, что семья – самое главное в жизни человека







Ученики отвечают, что государство заинтересовано



Возможные ответы: материально обеспечивает школы, строит детские сады и школы, заботится о благополучии семей, оказывает материальную поддержку нуждающимся, выплачивает материнский капитал, помогает многодетных семьям, помогает семьям приобрести жилье




Учащиеся перечисляют то, что не назвали


Учащиеся отвечают: да, государство требует взамен, родители должны воспитывать детей


Поиск решений («открытие нового знания»)

15 минут

Вам выдан список качеств семьи. Используя слова из списка, вам нужно отобрать те качества, которые характерны для благополучной семьи (откладывайте их в сторонку) и которые характерны для неблагополучной семьи.

Список-подсказка (прил.1): злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, ворчливость, неуступчивость, верность, грубость, равнодушие, доверие, понимание, злоупотребление спиртными напитками, жестокость


Какими качествами обладает благополучная семья?



Какие качества относятся к неблагополучной семье?





Если семья обладает качествами благополучной семьи, то она выполняет свои обязанности?


Если семья не обладает качествами благополучной, выполняет ли она свои обязанности?


Хорошо или плохо ребенку в такой семье?

Значит такая семья нарушает права ребенка


Давайте внимательно прочитает статьи конституции РФ и познакомимся какие есть у вас права?

Приложение 2

Статья 38.

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства

  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Статья 43.

  1. Каждый имеет право на образование

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования


За невыполнение законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство (слайд 4)


Все семьи разные, живут по своему, но есть черты, которые делают их похожими друг на друга.

Вам необходимо прочитать текст в учебнике на стр. 29, и заполнить схему виды семей (слайд 5), 4 стрелочки это 4 вида семей.

Чтобы заполнить под четвертой стрелочкой учитель задает вопрос из учебника на стр.29 «Как назовут семью, в которой живут еще и прабабушка и прадедушка?»


Давайте проверим.( Слайд 6)


Учащиеся выбирают слова из списка, в одну сторону откладывают качества благополучной, в другую качества неблагополучной семьи.












Учащиеся перечисляют: дружелюбие, заботливость, внимательность, любовь верность доверие, понимание.


Учащиеся перечисляют: злобность лень ворчливость, неуступчивость, грубость, равнодушие злоупотребление спиртными напитками, жестокость



Учащиеся отвечают, что да, выполняет




Учащиеся отвечают, что нет, не выполняет.




Учащиеся отвечают, что плохо ребенку в такой семье




Учащиеся работают с документом.

Читают статьи по цепочке, начиная с первой парты.
































Это предложение ученики записывают в тетрадь










Учащиеся называют виды семей:

Двух поколенная, Трехпоколенная, Неполная и Четырехпоколенная


Переносят эту схему в тетрадь



Проверяют.

Первичное закрепление


3

Выскажите свое мнение о следующих выражениях:

  • Семья всегда будет основой общества

  • Семья в мирное время – это все равно что тыл во время войны.

  • Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.


Ученики высказывают свое мнение

Включение нового знания в систему знаний

5

Предлагаю вам выполнить проект под название «Дом счастья». В этом доме будет проживать счастливая семья. В парах обсудите тот «строительный материал» из которого будет состоять ваш дом.

Кроме «положительных» кирпичиков, учащимся предложены еще и «негативные» кирпичики, специально, чтобы проверить их знания. Приложение 3

Ученики выполняют задание.

Рефлексия

3 минуты

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить незаконченные фразы.

Прием незаконченного предложения. Высказывания «Я не знал… - Теперь я знаю…», «У меня возникли трудности в ….»; «Мне понравилось….»

«На уроке я работал … (активно/пассивно)»; Своей работой на уроке я …. Доволен/недоволен»; «Урок мне показался …. Коротки/длинным»; Мое настроение стало лучше/стало хуже» «Материал урока мне был полезен/бесполезен/интересен/скучен»


Учащиеся отвечают с места

Выставление оценок, домашнее задание

3 минуты

Прочитать пар.3 стр 26-32, вопросы после параграфа устно, задание 2, стр 32 письменно

Записывают домашнее задание.

















Список-подсказка (прил.1)


Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость


Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость


Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость


Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость


Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость


Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость

Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость

Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость


Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость

Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость

Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость

Злобность дружелюбие лень заботливость внимательность любовь ворчливость неуступчивость верность грубость равнодушие доверие понимание злоупотребление спиртными напитками жестокость





























Приложение 3. «Дом счастья».


ТРАДИЦИИ



ВЗАИМОПОМОЩЬ


ДРУЖБА


ТРУДОЛЮБИЕ



ЗДОРОВЬЕ


КРАСОТА


ЧИСТОТА



ПОНИМАНИЕ


УВАЖЕНИЕ


ЛЮБОВЬ



ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ


ЛЕНЬ


ГРУБОСТЬ



ВОРЧЛИВОСТЬ


НЕУСТУПЧИВОСТЬ































Приложение 2

Статья 38. Конституция РФ

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства

  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Статья 43.

  1. Каждый имеет право на образование

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования

Статья 38. Конституция РФ

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства

  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Статья 43.

  1. Каждый имеет право на образование

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования



Статья 38. Конституция РФ

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства

  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Статья 43.

  1. Каждый имеет право на образование

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования









Этап

урока

Время

Деятельность учителя

Организационный

момент

2 минуты

Приветствие учащихся, мотивация к работе на уроке.

Проверка присутствия, внешнего вида, необходимых принадлежностей


Актуализация имеющихся знаний, переход к новой теме

14 минут

Актуализация знаний по теме «Семья»

Сегодня на уроке нам предстоит продолжать изучение прошлой темы

Но для начала выполним задание. На доске графически представлена семья, рядом с каждой стрелкой указано ее назначение. Вам нужно, работая в парах, устно составить рассказ «Зачем нужна семья». (слайд 1)



Учитель с места проверяет составленный рассказ, спрашивает двух учеников. Остальные ученики наблюдают.


Какой же можно сделать вывод?



Действительно, семья – самое главное в жизни человека, самое дорогое, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства

Как вы думаете, заинтересовано ли государство в укреплении семейных отношений?


Используя свои знания и опыт, подумайте какую помощь семье оказывает государство?

Перед вами на доске представлена схема, где указано слово «государство», от которого идут шесть стрелочек-шесть видов помощи, которые вы должны назвать. (слайд 2)



Давайте посмотрим на доску, что мы не назвали?(слайд 3)

Итак, государство помогает семье, но оно что-то требует взамен от родителей? Что должны делать родители?


Надо ли здесь выводить тему? Что тема нашего урока «если семья не выполняет свои обязанности»




Поиск решений («открытие нового знания»)

15 минут

Вам выдан список качеств семьи. Используя слова из списка, вам нужно отобрать те качества, которые характерны для благополучной семьи (откладывайте их в сторонку) и которые характерны для неблагополучной семьи.

Список-подсказка: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, ворчливость, неуступчивость, верность, грубость, равнодушие, доверие, понимание, злоупотребление спиртными напитками, жестокость


Какими качествами обладает благополучная семья?


Какие качества относятся к неблагополучной семье?



Если семья обладает качествами благополучной семьи, то она выполняет свои обязанности?


Если семья не обладает качествами благополучной, выполняет ли она свои обязанности?


Хорошо или плохо ребенку в такой семье?

Значит такая семья нарушает права ребенка


Давайте внимательно прочитает статьи конституции РФ и познакомимся какие есть у вас права?


Статья 38.

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства

  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Статья 43.

  1. Каждый имеет право на образование

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования


За невыполнение законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство (слайд 4)


Все семьи разные, живут по своему, но есть черты, которые делают их похожими друг на друга.

Вам необходимо прочитать текст в учебнике на стр. 29, и заполнить схему виды семей (слайд 5), 4 стрелочки это 4 вида семей.

Чтобы заполнить под четвертой стрелочкой учитель задает вопрос из учебника на стр.29 «Как назовут семью, в которой живут еще и прабабушка и прадедушка?»


Давайте проверим.( Слайд 6)


Первичное закрепление


3

Выскажите свое мнение о следующих выражениях:

  • Семья всегда будет основой общества

  • Семья в мирное время – это все равно что тыл во время войны.

  • Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.


Включение нового знания в систему знаний

5

Предлагаю вам выполнить проект под название «Дом счастья». В этом доме будет проживать счастливая семья. В парах обсудите тот «строительный материал» из которого будет состоять ваш дом.

Кроме «положительных» кирпичиков, учащимся предложены еще и «негативные» кирпичики, специально, чтобы проверить их знания.

Рефлексия

3 минуты

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить незаконченные фразы.

Прием незаконченного предложения. Высказывания «Я не знал… - Теперь я знаю…», «У меня возникли трудности в ….»; «Мне понравилось….»

«На уроке я работал … (активно/пассивно)»; Своей работой на уроке я …. Доволен/недоволен»; «Урок мне показался …. Коротки/длинным»; Мое настроение стало лучше/стало хуже» «Материал урока мне был полезен/бесполезен/интересен/скучен»


Выставление оценок, домашнее задание

3 минуты

Прочитать пар.3 стр 26-32, вопросы после параграфа устно, задание 2, стр 32 письменно





В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья не знает печали.

За общим столом еда вкуснее.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семья — опора счастья.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.





Согласье в семье — богатство.

Ссора в своей семье — до первого взгляда.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Терпенью матери нет предела.

Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

У милого дитяти много имен.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Что есть — вместе, чего нет — пополам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!