СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучение грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок для слушателей повышения квалификации КИРО - г. Петрозаводск

Просмотр содержимого документа
«Урок обучение грамоте»











Конспект урока по обучению грамоте (чтению)
в 1 классе

«Гласные и согласные звуки»





подготовила

учитель начальных классов

Июдина Елена Августовна











г. Петрозаводск
2016 г.









Тема урока: «Гласные и согласные звуки»

Планируемые результаты:

  • дети научатся свободно высказывать свои мысли;

  • научатся различать гласные и согласные звуки, чётко и ясно произносить их;

  • познакомятся со слиянием согласного звука и гласного, его графическим изображением;

  • научатся выделять в слове слоги-слияния, называя звуки, из которых они образуются;

  • научатся правильно выполнять деление слова на слоги;

  • познакомятся со слогом, состоящим из одного гласного звука;


Ход урока:

1. Включение в учебную деятельность

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Проверим готовность к уроку.

2.Актуализация знаний

-Давайте вспомним, чему мы научились на прошлых уроках.

  1. Какие виды речи вы знаете?

  2. Из чего состоит наша речь?

  3. Из чего состоит предложение?

  4. Как связаны слова в предложении?

  5. Из чего состоят слова?

Молодцы! Слоги – это части слова.

  1. Какие бывают слоги?

  2. Из чего состоят слоги?

3. Работа по теме урока

Помогите мне, ребята, узнать, кто это произносит? Слайд: звуки комара, птицы, кошка, гусей.

- С помощью чего вы поняли, что это птицы и звери? (с помощью звуков)

- Мы можем понять, что хотели сказать звери и птицы?

- Какие бывают звуки? (речевые, неречевые) – слайд

- То, что создает природа, это какие звуки? (неречевые)

- А кто произносит речевые звуки? (человек)

Сегодня мы поговорим о речевых звуках.

4. Работа по учебнику

- Учебник с 45.

-  Что на нем изображено?

(Гуси погнались за мальчиком)

- Кого зовет мальчик, к кому он бежит? (К маме)

- Вспомните свою маму, улыбнитесь и спокойным тоном произнесите

это родное слово.

- А теперь понаблюдайте за моими губами.

(Уч-ль четко произносит ма - ма)

Что вы заметили? (Губы смыкаются и открываются)

- Какие звуки вы слышите при этом? ([м], [а], [м], [а].)

- Посмотрите на слайд – произнесите слово: МАМА

- Какой 1-й звук, произнесите? ( М)

- При произношении этого звук воздух встречает преграды? (Да), в виде чего? (губы)

- Произнесите след звук! (а), при его произношении воздух встречает преграды? (Нет)

- Значит, есть звуки, которые при произношении встречает преграды, а есть, которые не встречают.

- Эти звуки имеют свои названия. (Гласные и согласные звуки)

- Те, которые можно протянуть и пропеть – это гласные, а те, которые встречают преграды в виде губ, зубов и языка – это согласные!

- Вы только что стали исследователями. Благодаря исследованию

родного слово МАМА вы получили новое задание. Воспроизведите этот вывод.

- Гласные и согласные звуки договорились обозначать схематично:

гласные – красным кружком, согласные – синим, разделенным пополам.

- Мама, сама не подозревая, помогла вам сейчас.

- Обозначение – слайд

- Я покажу звуки, а вы их отгадайте по губам.

- Что за звукия загадала ? (А, о, у, ы, и, э.)

- Какие это звуки, ребята? Послушайте про них стихотворение:

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт

Звук получается … (гласный.)

- Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.

- Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [а]

В лесу родилась ёлочка (а-а-а-а-а-а ….)

Теперь на звук [у] (у-у-у-у-у …)

[о] (о-о-о-о-о…)

[ы] (ы-ы-ы-ы-ы …)

[и] (и-и-и-и-и …)

[э] (э-э-э-э-э …)

Звуки легко поются, воздух свободно проходит, произносятся с помощью голоса (в старину голос называли «глас») – поэтому звуки называются гласными: а, о, у, ы, и, э.

Их ровно шесть и легко всех перечесть: а, о, у, ы, и, э.

Их ещё называют «гласные – красные». Кто знает почему? (Гласные звуки обозначают на схемах красным цветом.)

- А вот другие звуки произносятся с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык. Согласные звуки согласны шелестеть, шептать, свистеть, фыркать, скрипеть, но не хочется им петь.

- Попробуйте за мной повторить звуки: [ф], [д], [т], [л], [м], [р]

[ф’], [д’], [т’], [л’], [м’], [р’].

- Согласные произносятся резко, не тянутся, встречают преграду при произношении.

- Итак, ребята, какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

4. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (скачем)

И по этой же дорожке скачем

Скачем мы на левой ножке (скачем)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим (бежим на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки (прыжки на двух ногах)

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём (шагом на месте)

5. Продолжение работы по теме урока

- Составим схему слова ум.

- Сколько слогов в слове? (Один.) Он же ударный.

- Сколько звуков в слове? (Два.)

- Назовите первый звук. ([у])

- Назовите второй звук. ([м])

- Как произносится первый звук? (Легко, свободно, голосом; он гласный.)

- Какой кружок мы будем использовать в схемах вместо гласного звука? (Квадратик красного цвета.)

- Как произносится звук [м]? (С препятствиями, трудностями; он согласный.)

- Кружочек какого цвета используем? (синий)

Игра «Узнай гласный звук»

Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.

Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.

А теперь игра - наоборот «Узнай согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши.

Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.

- Чтобы гласные и согласные не путались, на схемах красный круг вместо гласного звука.

- Произнесите слово урок по слогам. (У – рок.)

- Какой первый слог? (Звук [у]- гласный, красный.)

- Какой второй слог? ([рок]- в нём 3 звука [р], [о], [к])

- Выложите карточки звуков.

[р] – согласный (синий)

[о] – гласный (красный )

[к] – согласный (синий)

- Раздвинем карточки так, чтобы получилось два слога.

- Какой слог ударный? (Второй.)

- На какой слог падает ударение?

- Поставим на схеме ударение.

- Какой гласный безударный?

Вывод.

- Что мы узнали про гласные звуки? Какие они бывают? (Ударные и безударные; ударение всегда падает только на гласный звук.)

7. Рефлексия учебной деятельности

- На какие две группы делятся все звуки человеческой речи?

- Как мы произносим гласные звуки?

- Как мы произносим согласные звуки?

- Понравился вам урок? (Показывают смайлики.)































Список использованной литературы


1. Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Ч.1.- М.: «Просвещение», 2011.

2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс – М.: «ВАКО», 2012.

3.Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс – М.: «Экзамен», 2012.

4. Львов М.В. Методика развития речи младших школьников. М: АСТ; «Астрель», 2003.

5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению 1 кл.- М.: «Вако», 2010.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!